Домой Главные новости В стране и мире «Особо важное дело» Дауфита Хамадишина: зачем следователи пришли в «БИЗНЕС Online»?

«Особо важное дело» Дауфита Хамадишина: зачем следователи пришли в «БИЗНЕС Online»?

0
«Особо важное дело» Дауфита Хамадишина: зачем следователи пришли в «БИЗНЕС Online»?

Глава УФСИН РТ потребовал возбудить уголовное дело в отношении руководства нашей газеты — возможно, это только начало спецоперации. Объектом абсурдных обвинений в «подрыве репутации исправительной колонии №4» стал «БИЗНЕС Online». Заявление в СК по РТ направлено за подписью руководителя УФСИН по РТ Дауфита Хамадишина в ответ на заметку в нашей газете месячной давности. Группа следователей по особо важным делам уже начала проверку. У редакции есть основания полагать, что это лишь начало силовой операции против издания. В связи с этим газета обращается к президенту РТ с просьбой удержать ситуацию в рамках правового поля.

 Дауфит Хамадишин (справа) обвинил «БИЗНЕС Online» в клевете и требует следственный комитет возбудить уголовное дело против руководства нашей газеты Дауфит Хамадишин (справа) обвинил «БИЗНЕС Online» в клевете и требует следственный комитет возбудить уголовное дело в отношении руководства нашей газеты Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПОДРЫВ РЕПУТАЦИИ» ИСПРАВИТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ №4

В конце минувшей недели «БИЗНЕС Online» впервые за свою 9-летнюю историю столкнулся с попыткой разрешить спор, связанный с нашей публикацией, не цивилизованным путем переговоров или обращения в суд, а методом силового давления.

В прошлую пятницу в офис нашей газеты прибыли работники следственного комитета РФ по РТ для того, чтобы начать доследственную проверку в связи с поступившим в их адрес заявлением от главы УФСИН России по РТ Дауфита Хамадишина. В ходе проверки были затребованы учредительные документы «БИЗНЕС Online», на длительный опрос в СК были вызваны издатель газеты Рашид Галямов и шеф-редактор Алексей Брусницын. Также сотрудники правоохранительных органов составили протокол осмотра предполагаемого «места преступления»: было составлено детальное описание офиса с фотографиями. До изъятия компьютеров в качестве «вещественных доказательств» пока, к счастью, дело не дошло.

 

Надо отдать должное следователям: они были вежливы и корректны, хотя и довольно настойчивы. Но когда нам стало известно, чему именно посвятила день целая группа отборных сотрудников отдела по расследованию особо важных дел СУ СК по РФ, происходящее стало походить на грустный анекдот.

Согласно заявлению Хамадишина, в одном из своих материалов наша интернет-газета «опубликовала не соответствующие действительности сведения, которые порочат честь и достоинство, подрывают репутацию федерального казенного учреждения „Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан“ (ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Татарстан)».

Речь идет о новости месячной давности. 2 ноября в промзоне Нижнекамска произошло резонансное происшествие — пожар на одном из строящихся объектов ТАИФ-НК. Напомним, что в результате возгорания четверо пострадавших с серьезными ожогами были госпитализированы, один из них — в тяжелом состоянии.

Первым о случившимся со ссылкой на социальные сети сообщило государственное информагентство «Татар-информ», далее ЧП освещали десятки СМИ, в том числе и «БИЗНЕС Online». Основой, как это часто бывает в современном мире, поначалу служили свидетельства простых людей с места событий, публикуемые в соцсетях. Позже появилась и реакция официальных органов.

По мнению главы УФСИН, публикация в «БИЗНЕС Online» «порочит честь и достоинство, подрывает репутацию» ИК-4 По мнению главы УФСИН, публикация в «БИЗНЕС Online» «порочит честь и достоинство, подрывает репутацию» ИК-4 Фото: 16.fsin.su

В числе таких сообщений в соцсетях была информация и о том, что от взрыва якобы пострадала колония №4. Мы опубликовали это сообщение, немедленно попытавшись связаться с УФСИН и исполкомом Нижнекамска для прояснения ситуации. Когда было получен комментарий, мы сразу же добавили его в текст новости. В своем заявлении глава УФСИН РТ цитирует часть новостного материала: «По словам очевидцев, „сегодня принимали водород, взорвался компрессор“, „из ТАНЕКО пожарные машины полетели туда“, „рабочих эвакуировали, идет перекличка“. Пользователи соцсетей также сообщают, что „от взрыва в сторону [исправительной колонии №4] улетел огромный кусок бетонного перекрытия и при падении снес часовую вышку с автоматчиком, пробил забор и запретку [запретную зону]. Сейчас там паника, осужденные бегут кто куда“. Пресс-служба исполкома Нижнекамска опровергает информацию о ЧП в колонии. Пресс-секретарь татарстанского управления ФСИН Инга Мазуренко в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ это также опровергла».

Также Хамадишин цитирует нашу подробную статью о пожаре, вышедшую на следующий день. В ней также приводятся вышеупомянутые сведения из соцсетей о ситуации в ИК-4 и официальное опровержение их: «Позже пресс-служба исполкома Нижнекамска, а также начальник МЧС Слободюк опровергли эту информацию. Да и физически этого произойти не могло, так как от места происшествия до ИК-4 не менее 3 – 4 километров».

Хамадишин считает, что публикации, а именно фраза сейчас там паника, осужденные бегут кто куда, «порочат честь и достоинство, подрывают репутацию» ИК-4. «Распространяемые „БИЗНЕС Online“ ложные по содержанию и провокационные по сути сообщения подрывают репутацию исправительной системы Российской Федерации и уверенность граждан в способности правоохранительных органов обеспечить их надежную защиту, сохранить законность и правопорядок в стране», — уверен глава УФСИН по РТ.

Далее глава УФСИН по РТ просит следственный комитет «провести проверку указанных выше публикаций „БИЗНЕС Online“ на предмет наличия признаков состава преступления, предусмотренного частью 2 и частью 3 статьи 128.1 Уголовного кодекса РФ („Клевета“прим. ред.), и в случае установления факта события преступления возбудить уголовное дело, установить, изобличить лицо или лиц, виновных в совершении преступления, и привлечь их к предусмотренной законом ответственности». Многообещающе звучит и просьба проверить действия сотрудников «БИЗНЕС Online» «на предмет наличия в них признаков совершения и приготовления к совершению иных, более тяжких преступлений».

Тот факт, что сведения из соцсетей публиковались с опровержением, с точки зрения Хамадишина, только доказывает, что сотрудники «БИЗНЕС Online» «осознанно распространяли заведомо ложные сведения» Тот факт, что сведения из соцсетей публиковались с опровержением, с точки зрения Хамадишина, только доказывает, что сотрудники «БИЗНЕС Online» «осознанно распространяли заведомо ложные сведения»

Отметим, что ч. 2 и ч. 3 ст. 128.1, на которые ссылается глава УФСИН по РТ, предусматривают наказание в виде обязательных работ на срок до 240 – 320 часов либо штрафы в 1 – 2 млн. рублей (или в размере зарплаты за два года).

УФСИН ОКЛЕВЕТАТЬ НЕВОЗМОЖНО?

Тот факт, что сведения из соцсетей публиковались с опровержением, с точки зрения Дауфита Хамадишина, только доказывает, что сотрудники БИЗНЕС Online «осознанно распространяли заведомо ложные сведения». А могли бы, к примеру, удались и забыть. В этой логике получается, что вообще ни одно ложное сообщение, не может быть опровергнуто в СМИ.

Газета БИЗНЕС Online считает иначе: наш долг оперативно сообщать читателю полную информацию. Особенно в условиях ЧП. К примеру, оказавшееся ложным сообщение об ИК-4, до сих пор содержатся в соцсетях, новости на эту тему опубликованы в различных СМИ, в том числе федеральном «Росбалте» (также со ссылкой на соцсети, но, в отличие от БИЗНЕС Online, без опровержения). По некоторым сведениям, оно распространялось не только в соцсетях, но и по непубличным каналам, в том числе в мессенджерах. В таких случаях люди ищут информацию в СМИ и, если не находят ее, начинают думать, что власти что-то скрывают, замалчивают. Именно поэтому опровержение слухов иногда имеет не менее важное значение, чем распространение правдивой информации. В данном случае БИЗНЕС Online просто выполнил свой профессиональный долг: некоторые СМИ приводили опровержение пресс-секретаря татарстанского УФСИН Мазуренко именно со ссылкой на наше издание.

Что же касается юридической стороны дела, то тут бесперспективность дела, если, конечно, оно будет рассматриваться в правовых рамках, еще очевиднее. Открыв уголовный кодекс, мы увидим, что статья 128.1 УК РФ относится к разделу № 7 «Преступления против личности». В соответствии с диспозицией, потерпевшими по данному делу могут быть только живые люди, но никак не ИК-4 или любая другая организация. Дела, связанные с ущербом деловой репутации юрлиц, рассматриваются исключительно в гражданско-правовом, а не уголовном порядке.

Поэтому со своим заявлением Дауфиту Закировичу было бы логичнее и правильнее обратиться в суд. Газета всегда открыта для цивилизованного урегулирования любых конфликтов, 99% которых разрешаются в досудебном порядке, путем переговоров. В данном же случае, УФСИН за целый месяц, прошедший с момента публикации, вообще никак не проявлял недовольство — не было ни писем, ни звонков, ни, тем более, исков. Сразу — заявление в СК и точка.

Наша редакция обращается к главе республике с просьбой взять под контроль нынешнюю ситуацию, чтобы не допустить ее выхода за грань приличий и легитимности Наша редакция обращается к главе республики с просьбой взять под контроль нынешнюю ситуацию, чтобы не допустить ее выхода за грань приличий и легитимности Фото: prav.tatarstan.ru

РУСТАМ МИННИХАНОВ: «ЕСЛИ ТЫ НЕ СОГЛАСЕН С ПУБЛИКАЦИЕЙ, ОБРАЩАЙСЯ В СУД»

Разумеется, не исключено, что мы имеем дело с примером классического «эксцесса исполнителей» в рядах УФСИН РТ — всякое бывает. Быть может, подчиненные просто подсунули своему шефу неправильную бумагу, не так что-то доложили? В этом случае нет сомнений, что СК и прокуратура РТ во всем оперативно разберутся, и недоразумение будет исчерпано.

Однако заведомая абсурдность происходящего заставляет задуматься. Тем более, в последние пару недель руководству «БИЗНЕС Online» поступило несколько неофициальных предупреждений о том, что некоторые публикации газеты последних месяцев вызвали повышенное недовольство сильных мира сего и на издание готовится целая серия атак. Наши источники сообщают даже, кто еще, вслед за Хамадишиным, согласно сценарию, должен выступить с претензиями в наш адрес (пока по понятным причинам мы не можем раскрыть имена и ведомства). Цель операции не до конца ясна: или просто наказать БИЗНЕС Online, или — не исключен и такой вариант — разгромить газету.

Мы не боимся любых судов, но рассчитываем, что все подобные процессы будут проходить исключительно в правовом поле, а не путем каких-либо провокаций, задержаний, арестов, обысков и прочих «маски-шоу». Такие вещи в принципе недопустимы в спорах со СМИ. А в случае с БИЗНЕС Online, которое входит в ТОП-20 самых цитируемых Интернет-СМИ страны по версии «Медиалогии», это станет ударом и по восприятию Татарстана в стране и в мире. О какой стратегии-2030 с ее ставкой на креативную экономику можно будет говорить после этого? Для того, чтобы создать имидж республики как демократичного и правового пространства, нужны годы, а для того, чтобы его разрушить, достаточно посадить одного журналиста, честно и профессионально исполняющего свой долг.

Cчитаем этот материал официальным обращением к прокурору РТ Илдусу Нафикову по поводу давления, оказываемого на работу средства массовой информации Cчитаем этот материал официальным обращением к прокурору РТ Илдусу Нафикову с просьбой дать оценку ситуации Фото: «БИЗНЕС Online»

Наша редакция обращается к президенту РТ Рустаму Минниханову с просьбой взять под контроль нынешнюю ситуацию, чтобы не допустить ее выхода за грань легитимности и цивилизованности. Напомним, глава республики после того, как у руководителя отдела спорта «БИЗНЕС Online» Айрата Шамилова на фоне многочисленных угроз сожгли машину недвусмысленно высказался по этому поводу. «Если ты не согласен с публикацией, которая касается твоей чести и достоинства, обращайся в суд, мы живем в правовом государстве, ну что это такое?» — сказал тогда президент.

Кроме того, просим считать этот материал официальным обращением к прокурору РТ Илдусу Нафикову и директору ФСИН РФ Геннадий Корниенко, которых мы просим дать оценку сложившейся ситуации.

Разумеется, мы намерены максимально подробно и открыто рассказывать о дальнейшем развитии событий. А в качестве общественных контролеров надеемся на наших читателей, которых сейчас, напомним, порядка 80 тысяч человек в сутки, свыше миллиона в месяц. Ведь любая атака на газету — это в первую очередь атака на них, на их право знать, что происходит на самом деле.


Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/330764