Иллюзия принятого вызова

1
Иллюзия принятого вызова

У нас с вами так бывает, не правда ли? Послушаешь какую-нибудь сильную проповедь, прочитаешь хватающую за самое-самое статью, посмотришь фильм о самом главном, просто услышишь какую либо фразу и… получаешь удар в самое сердце, вызов, понимаешь, что живёшь не так и надо жить иначе. И вдохновляешься на подвиги! И, кажется, что теперь вся твоя жизнь будет течь по-другому. Ты выходишь из мечети (выключаешь компьютер, откладываешь в сторону газету, выключаешь экран ТВ) с полной решимостью изменить не только себя, но и мир. Ты понял, раскаялся, глубоко переосмыслил. За спиной будто вырастают крылья веры, на которых, ты уверен, сможешь перелететь через все свои греховные качества и стать, наконец, сияющей звездой среди толп последователей Ислама, ярким пятном, светочем уммы и примером для подражания. Ты понял, что больше так нельзя, и полон решимости жизнь иначе.

Безусловно, есть люди, которым удаётся каждый попавший на благодатную почву своей души вызов претворить в жизнь, изменив её кардинально. Есть и те, которые изменились хотя бы однажды. В сущности это каждый, кто начал соблюдать Ислам или принял его – у них есть опыт поступка, решения, основополагающих изменений, привнесённых в свою жизнь. Поэтому нельзя сказать, что кто-либо из мусульман не умеет принимать вызов. Но у большинства из нас есть и опыт того, как быстро мы «остываем» и начинаем «гореть в пол силы». С вызовами, которые мы получаем из лекций, статей и т.п., происходит, примерно, то же самое. Мы очень быстро перестаём гореть принятым вызовом.

Те, кто каждый вызов претворяет в жизнь, известны нам, это герои веры, и обыкновенно наши рядовые вызовы получаем мы именно от них, вдохновляясь их словами, примерами… жизнью. Только постоянно меняясь возможно подняться на вершины духовного роста. И вот на этой мысли нафс начинает тихо шептать нам: «зачем на вершины, разве недостаточно быть “просто обыкновенным мусульманином”». Наверняка и вам известен мотивчик этой зловредной песенки, которую нашептывает нам руководимый шайтаном нафс.

Эйфория и… лень

Что происходит с нами, когда мы принимаем вызов и вдохновляемся на изменения? Эйфория! Нам так приятно думать о том, какими духовными «красавчиками» мы сейчас станем. Нам нравится видеть себя плачущими от слов имама на проповеди и нравится думать о себе том, будущем, каким станем, когда запланированные изменения станут реальностью. Мы получаем удовольствие, думая о себе как о человеке, который способен принять вызов и решительно кинуться меняться. И мы, воодушевившись мыслями о хорошем себе, кидаемся… Точнее, чаще всего делаем рывок и… останавливаемся. Потому что одно дело – думать о себе хорошем, а другое – совершать соответствующие действия. Вспомните сколько искреннейших покаяний со слезами и просьбами о прощении было у нас наедине с Всевышним? Затем проходило время, и вы понимали, что ничего не изменилось. Вы остались таким же, как до той, как тогда вам казалось, судьбоносной хутбы. Вызов-то был принят, но не претворён в жизнь.

 Слава Всемогущему и Всемилостивейшему Богу, который прощает нас в настоящем, имея полное знание о том, какие мы будем в будущем. Альхамдулиллях, покаяние очищает нас, только на основе чистоты нашего намерения, на основе глубины нашей убеждённости в том, что мы изменимся. Это величайшая милость Аллаха, потому что иначе как бы мы могли предстать пред Ним? Со всеми нашими «не сделал», «не смог», «обещал, но не выполнил». А если мы понимаем, какая Любовь к нам проявлена Всевышним Господином, разве это не достаточный повод ответить Ему взаимностью? Полюбить Его так, чтобы этой любви хватило не только на эмоции и слова, но и на поступки – причём постоянно.

Так должна выглядеть жизнь верующего: ежедневные покаяния, изменения, поиск того, что ещё нуждается в корректировке. Это духовный труд изо дня в день, из часа в час, из минуты в минуту… Если остановиться, нас захватит духовная лень. Да, да, это именно она не позволяет нам действовать, когда нас охватила эйфория принятого вызова. Это она, верная подружка нашего нафса, сковывает наши духовные мышцы и говорит «не сегодня», «чуть позже», «потом». Иногда у нас появляется даже иллюзия, что мы изменились, нам кажется одного покаяния достаточно, чтобы измениться, нас в этом убеждает наше эго – оно так любит, чтобы мы ничего не делали. Между тем, в чём бы вы не покаялись, сама необходимость покаяния уже говорит о том, что вам есть, над чем работать. А работать – значит совершать действия.

Как победить, когда вы приняли вызов?

Так как же избежать плена духовной лени? Как справиться с обольстительностью нашептываний нафса? Как сделать так, чтобы вам не было стыдно встречаться в закоулках памяти с собой вчерашним, готовым на духовные подвиги, горящего мечтой о новом «я», озарённом светом веры? Как?..

Для начала надо диагностировать свою духовную лень, потому что исцеление начинается с постановки диагноза. Вспомните, когда вообще в последний раз вы принимали вызов. Может, вы вообще человек, который слушает лекции, читает статьи и смотрит религиозные фильмы «по диагонали», старательно минуя то, что там про вас неприятного, фиксируясь на том, что про других. Видя там только то, в чём неправильно живут «они», не «я». Такие тоже бывают. Отчитайте себя и в путь за вызовами!

Если вы хронический «эйфорист от вызова», тогда разработайте план того, как вы будете это менять. Для начала нужно запретить себе испытывать эту самую эйфорию. Почему вам приятно принимать вызов? Потому что вам нравится думать, что вы станете хорошим. Это иллюзия. Настоящий вызов должен вызвать чувство стыда и неспокойной совести. Там нет эйфории, так же как её нет и тогда, когда вы достигли изменений. Потому что вы получили ещё море вызовов, и у вас нет повода думать о себе хорошо. Вы не можете быть довольны собой – самодовольство ужасный самообман. Такой же ужасный, как мысль о том, что «достаточно быть просто обыкновенным мусульманином». Мусульманин в принципе не может быть ни обыкновенным, ни самодовольным. Если с ним такое случилось, значит, он всего лишь малоинформированный, точнее – невежественный. Человек, который имеет хотя бы минимальные знания об Исламе, всегда должен испытывать постоянную жажду самосовершенствования, потому что оно – часть нашего стремления к раю. Если вы поддались на подобные обманы нафса, вам нужно срочно получать знания (если нет – тоже, но вы это, скорее всего, знаете). Ни один из сподвижников Пророка (мир ему и благословение) не был доволен собой, а он сам просил у Аллаха о прощении более ста раз в день. Он – который не грешил! Поэтому первое – это борьба с эйфорией.

Второе, конечно же, покаяние.

Третье – это чёткий план: что я буду делать для достижения цели (а цель – стать таким-то и таким-то). Дальше – пунктуальное следование намеченному, достижения отмечаем галочками. Помогает вывешивание лозунгов на стене (зеркале, в своём рабочем уголке, рядом с компьютером) на видном месте, например: «я решил стать добрым», «какое доброе дело ты совершил сегодня?», «ты выполнил пункт № 1 твоего плана?» и т. д.

А также всё, что вы сможете придумать сами, например: маленькие послания самому себе, которые помогут бороться с нашептываниями нафса. Всё, что вам посоветуют: спросите тех, у кого получается лучше, чем у вас, как им это удаётся, и выполните их советы. Размышляйте, ищите для себя сильные мотивации, чтобы быть в постоянной борьбе и чтобы побеждать в ней. Представьте себя Воином Света, ваш нафс – это силы зла, ваша вера – меч добра. Вы же наверняка мечтали когда-то, чтобы добро побеждало зло. Возможно, вам поможет, если вы представите себе духовный рост, как карьерный. Только тот менеджер станет топовым, который имеет прогрессивный план и следует ему. Вообразите унылую картину жизни аутсайдера – если вы не достигните высот духовного роста, картина будет ещё ужаснее. Так как аутсайдер духовного роста рискует не потерять работу, а оказаться в аду.

islam.ru

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. картинка прикольная, ощущение, что движется

Comments are closed.