Домой Главные новости В стране и мире «Останутся только герои, а таких у каждого народа бывает 5–10 процентов»

«Останутся только герои, а таких у каждого народа бывает 5–10 процентов»

0
«Останутся только герои, а таких у каждого народа бывает 5–10 процентов»
KAZAN, RUSSIA - NOVEMBER 14, 2017: A teacher and students during a Tatar language lesson at No 13 Secondary School in Kazan, Tatarstan, Russia. Yegor Aleyev/TASS Россия. Казань. 14 ноября 2017. На уроке татарского языка в средней общеобразовательной русско-татарской школе №13. Егор Алеев/ТАСС

“У нас было более 5 тысяч учителей татарского языка, сейчас их стало 3,5 тысячи», — заявил на этой неделе первый замминистра образования РТ Ильсур Хадиуллин. Будет ли продолжаться тенденция к сокращению или ее можно остановить? И какие действия для этого стоит предпринять? «БИЗНЕС Online» отвечают Ильшат Гафуров, Ольга Артеменко, Марат Лотфуллин, Нафигулла Аширов, Лилиана Сафина и другие.

«НУЖНО БЫЛО ПРОСТО ХОРОШО РАБОТАТЬ С РОДИТЕЛЯМИ»

Ильшат Гафуров — ректор КФУИльшат Гафуровректор КФУ

— Данное массовое сокращение связано с известными событиями и носит разовый характер. Так что, думаю, учителя татарского останутся. Любая нация, если она хочет идентифицироваться как самостоятельная и в будущем, обязательно должна изучать свой язык. Как вы знаете, мы начали заново готовить специалистов по татарскому, хотя важную роль тут сыграют потребности рынка. То есть мы должны выпускать специалистов не просто для того, чтобы они были. Необходимо, чтобы после они могли работать по профессии. Например, совершенно очевидно сегодня, что надо готовить специалистов для уровня начальных школ (с первого по пятый классы) и воспитателей детских садов. Ну а дальше будут определять родители. Все будет зависеть от того, как выстроится эта система. Вообще, что очень важно, президент страны сегодня создает отдельный фонд по поддержке родных языков. Этот процесс запущен.

Ольга Артеменко — руководитель центра этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образованияОльга Артеменкоруководитель центра этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образования

— Если сократили учителей, это очень плохо. Значит, управленцы просто не умеют найти оптимальный вариант для организации образовательной деятельности. Законодательство позволяет использовать вариативность в такой деятельности с учетом интересов родителей и детей, поэтому необходимо очень хорошо работать с родителями. Кстати, в Татарстане многие родители понимают значимость родного языка и не отказываются от него. Нужно было просто хорошо работать с ними, организовать заявления и оставить учителей. Это моя принципиальная позиция.

Марат Лотфуллин — президент Ассоциации работников татарского национального просвещения и культуры РТ «Магариф»Марат Лотфуллинпрезидент ассоциации работников татарского национального просвещения и культуры РТ «Магариф»

— Учителя татарского языка останутся. По моим прикидкам, это будет 30 процентов от тех, что были, то есть примерно 1,5 тысячи человек. Останутся только герои, а таких у каждого народа бывает 5–10 процентов. В 80-е годы в школах было свободное обучение татарскому языку, видимо, останется столько, сколько было тогда. Сокращение невозможно остановить, потому что сейчас язык обучения выбирают сами родители, а они могут выбрать русский, который является языком больших возможностей. Дети поступают в вузы на основе сданного ЕГЭ, поэтому, когда появится возможность выбора дополнительных уроков, большинство выберет русский язык. Для того чтобы остановить сокращения учителей, нужно через суд отменить поправки в закон об образовании. Министерство образования РТ этого сделать не может, потому что у него нет таких полномочий, все полномочия у федерального министерства.

«ЕСЛИ ТАТАРЫ БУДУТ ЖИВЫ, ТО И УЧИТЕЛЯ НЕ ИСЧЕЗНУТ»

Айрат Фаррахов — депутат Госдумы:Айрат Фарраховдепутат Госдумы

— Мой прогноз такой: число учителей татарского языка не уменьшится, а в дальнейшем даже увеличится. Я бы не хотел оценивать сегодняшние цифры. Сегодня мы живем в совершенно другом мире, в котором появляются новые специальности, люди «переобуваются». Важно проанализировать, насколько достоверны эти данные с учетом того, насколько снизилось количество часов. Но я уверен, что количество учителей будет увеличиваться. Мы сейчас начали понимать, насколько важно сохранение родного национального языка. Из Москвы я вижу, как сильно поменялась риторика, особенно в последнее время. В том числе об этом неоднократно в последние дни говорил президент Российской Федерации — он давал прямые поручения. В нашей Конституции первые слова: «Мы — многонациональный народ». И другого быть просто не может. Необходимость изучения, мода на родной язык вернется с большей силой. И это не просто мечты, а реальный прогноз. Учителя будут востребованы, но многое зависит от того, каковы технологии преподавания. Мода на национальное, народное во всем мире существует.

Дамир Исхаков — историкДамир Исхаковисторик

— Если татары будут живы, то и учителя не исчезнут. Я думаю, что через 10 лет их столько же, сколько сейчас, и останется, то есть 3,5 тысячи человек. Сокращения можно остановить только через повышение качества национального образования, другого варианта нет. Нужно вкладывать большие средства в национальное образование, качественно готовить кадры.

Лилиана Сафина — руководитель языковой школы «Умарта» и ведущая программы «Говорим по-татарски» на «Эхо Москвы»Лилиана Сафинаруководитель языковой школы «Умарта» и ведущая программы «Говорим по-татарски» на «Эхе Москвы»

— В татарском языке форма определенного будущего времени используется крайне редко. Это отражается на ментальности нашего народа. Вероятно, поэтому я не хочу делать сколько-нибудь серьезные прогнозы, тем более на 10 лет вперед, да еще и в этом достаточно политизированном вопросе. Когда мы говорим о татарском образовании, мы выражаем беспокойство о будущем татарского народа. Если сегодня по независящим от нас обстоятельствам не получается сделать прорыв в сфере национального образования, значит, есть смысл искать другие пути для развития культуры. Например, я часто сталкиваюсь с проблемой скудности татароязычного интернета. И подобных ниш очень много. Татарский язык как предмет школьной программы за последние 100 лет пережил столько взлетов и падений, что меня нисколько не удивляет то, что сегодня происходит. Я с оптимизмом смотрю на будущее татарской культуры и национального образования в частности.

«ДЛЯ МЕНЯ УДИВИТЕЛЬНО, ЧТО «МИЛЛӘТ ВӘКИЛЛӘРЕ» ТАК БЛИЗОРУКО ПОСТУПИЛИ СО СВОИМ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ»

Нафигулла Аширов — муфтий, председатель Духовного управления мусульман Азиатской части РоссииНафигулла Ашировмуфтий, председатель духовного управления мусульман Азиатской части России

— За пределами РТ татарский язык практически исчезает. Сегодня еще большую обеспокоенность вызывает тот факт, что такие же процессы начались и в самом Татарстане. Для меня удивительно, что «милләт вәкилләре», то есть представители татарского народа, так близоруко поступили со своим родным языком. Тогда что же от Татарстана как национальной республики останется? Учителя могут совсем исчезнуть… Процесс идет вперед, к сожалению. Сокращение учителей не происходит само собой — это результат тех процессов, которые идут в Российской Федерации в целом и в Татарстане в частности. Если сегодня руководство РТ, министерство образования РТ не борются за статус самого Татарстана как национальной республики, то сокращения будут происходить не только в области языка, но и в других областях, они будут нивелировать Республику Татарстан до обыкновенной области. Остановить процессы должны политики: раз население им доверило быть представителями народов Татарстана, им нужно не заботиться о своем личном благополучии, а ставить во главу угла интересы тех людей, которые доверили им власть. Если они не готовы исполнять свои обязанности, то должны признаться в этом честно.

Рузаль Юсупов — академик АН РТ, экс-ректор Казанского государственного педагогического институтаРузаль Юсуповакадемик АН РТ, экс-ректор Казанского государственного педагогического института

— Подсчитывать, сколько останется учителей, ни к чему, этим должны заниматься официальные органы, но, пока у нас такие руководители, будет не лучше, а хуже. Недавно я написал в одну из газет статью, где об этом и говорю: раз чиновники от власти не могут приостановить данные процессы, то пусть этим займутся религиозные деятели. Раньше ведь образование происходило при мечетях, там открывали школы, вузы даже. Надо было еще до сентября вести серьезную агитационную работу среди родителей, чтобы они требовали обучения на татарском языке!

Эльвира Калимуллина — певицаЭльвира Калимуллинапевица

— Не готова брать на себя ответственность и прогнозировать, что будет через 10 лет, потому что год назад я даже не могла предположить, что возникнет такая ситуация. Мы все очень переживем этот острый момент потери языка. Надеюсь, что все страсти улягутся и все-таки стабилизируется это  состояние. Мне кажется, что все исходит из семьи. Если она будет поддерживать процесс изучения родного языка и культивировать, как-то пропагандировать его, а мы, деятели культуры, со своей стороны будем участвовать во всех активностях, связанных с языком, тогда, думаю, всеми силам сможем этот баланс соблюсти.

Гаяр Искандяров — председатель ОО «Фонд развития мусульманских народов»Гаяр Искандяровпредседатель ОО «Фонд развития мусульманских народов»

— Если все будет так, как сейчас, то сокращение учителей татарского языка продолжится. Все вообще можно свести к нулю. Чтобы этого не произошло, можно использовать, например, опыт Северной Осетии, где внедрено мультилингвистическое образование. Нельзя играть в поддавки. Нужно бороться, расширять связи с тюркским миром, внедрять проект «Большой Татарстан». Татарский язык должен использоваться во всех государственных учреждениях республики, в том числе в школах. Это прописано в Конституции РФ. И если мы будем исполнять Основной Закон, то все будет в порядке.

 

https://www.business-gazeta.ru/article/401994