Пора проводить лед

КатегорияНовости организаций "Дуслык" и "Ак бахет", Первый областной татарской национальный праздник «Боз озату» («Проводы льда»),, Татары в регионе
Автор admin

01.0413 20.5

30 марта 2013 во Дворце спорта ЦСК ВВС (Самара) радостно «провожали лёд» — здесь сверкал множеством красок, разливал подобные вешней воде мелодии татарский национальный праздник Боз озату (название таки переводится — Проводы льда). Столь масштабно и в статусе областного праздник этот праздник в нашем регионе отмечали впервые. Организаторами выступили Самарская региональная творческая общественная организация «Дуслык» («Дружба»)и городская творческая общественная организация «Ак бахет» («Белое счастье») при поддержке Правительства Самарской области (предоставившего для праздника культовое здание Дворца спорта), Исполкома Всемирного конгресса татар, при участии областных национально-культурных обществ.

Понять дух и колорит Боз озату (ну не доводилось видеть его раньше, и таких неофитов было очень много на празднике во Дворце спорта) помог найденный в инете видеоролик: в Сабинском районе Татарстана дети и молодёжь из фольклорного ансамбля идут «провожать лёд»на маленькую местную речку. Пляшут в резиновых сапогах на только что оттаявшей, влажно дышащей земле, дарят друг другу маленькие кусочки льда на счастье и здоровье, зажигают костры на берегу (говорят, огонь умудрялись разводить даже на льдинах,и они несли его по течению сквозь вечерние сумерки – очень красиво!). Рассказывают, как в старину дети оповещали село о начале ледохода и все от мала до велика шли на берег, на мост.И тут же вспомнилось, как встречали весну в татарском селена берегу речки Берля в годы моего детства. Дети не помнили положенных обрядов и песен, но здорово было бежать к берегу от проталины к проталине, каким острым было именно в эти дни чувство весны – оно, пожалуй,и осталось самым ярким впечатлением от той деревенской жизни. «Проводы льда»и давали народной душе выход этой чистой поэтической радости от того, что прожили ещё одну зиму, всегда трудную в наших широтах,и текут в свободную даль реки, сбросившие лёд, детям можно играть на оттаявшей земле, а у молодежи тоже начинаются по вечерам игры, где каждый ищет свою судьбу, свою любовь.

01.04.13 20.2     Людям очень хочется, чтобы вернулись в их жизнь такие праздники, как будто самой природой нам заповеданные. Это показал опрос на сайте общественных организаций «Дуслык» и «Ак бахет», по результатам которого и решили провести Боз озату. Но как воспроизвести живую, тонкую, поэтическую реальность Проводов льда в современном городе? Наверное, организаторы много думали об этом –и остановились на варианте масштабного, яркого, разнообразного зрелища.Уже в фойе развернулось впечатляющее действо. Из Татарстана привезли много такого, что очень хотелось купить –но удовольствием было и просто полюбоваться: с фантазией выполненные изделия из кожи вышитые жилетки, калфаки (женский головной убор), скатерти, тюбетейки; национальные сундучки, шамаили (это религиозный знак, основанный на искусстве арабской каллиграфии, оформленный в виде станковой картины), уникальные подарки из кристаллов Сваровски религиозного и светского содержания, наряды из шелка и домотканого холста…Улыбались и сверкали изумрудными глазами тонко расписанные «коты казанские» — это символ столицы Татарстана, любимый её жителями, и не только ими. Рядом с казанскими чудесами давали мастер-класс вышивания и работы с бисером преподаватели школы «Яктылык». А их ученики, входящие в замечательный ансамбль «Йолдыз», танцевали в фойе, не смущаясь многолюдством. Смачно пахло попкорном, но можно было купить и чак-чак из Казани, мёд, выпечку с национальным колоритом, продукты из знаменитого татарского села Алькино, в котором прошел первый Всероссийский сельский Сабантуй.

01.04.13 20.3      Очень колоритно выглядели в центре этого живого движения девушки в одеяниях, отделанными лисьим мехом, юноши в черных низких бараньих шапках.Это артисты народного фольклорно-эстрадного ансамбль Чувашской Республики «Мишар»во главе со своим руководителем Феритом Абдуловичем Гибатдиновым. Они из крепкого татарского села Урмаевов Комсомольском районе Чувашии. Там, по преданию, с16 века живут татары-мишари, у которых своеобразная культура, интереснейшая история. В костюмах девочек из ансамбля есть вещи, которым лет сто, например, красный с узорами ситцевый платок, такие платки их прабабабушки называли «французскими»и носили только по большим праздникам.А барабаны,на которых играют солисты ансамбля, произошли от древних боевых барабанов и тех инструментов, под бой которых знаменитые урмаевские строители и плотники забивали сваи для мостов (потом на эти мосты люди шли смотреть ледоход)…Не удивительно, что Фериту Гибатдинову доверили поставить пролог самарского праздника.Он соединил в нем весенние песни, благопожелания о том, чтобы вешняя вода унесла все горести прошлого…Всё это и прозвучало в начале праздника, который открыл «Мишар». Вместе с гостями из Чувашии темпераментно, как всегда, плясали в прологе знаменитый ансамбль «Ак каен»из села Старое Ермаково Камышлинского района, татарский ансамбль народный танца «Ялан»из Оренбургской области, ребята из «Яктылыка». Они по-настоящему переживали праздник, почувствовали интонацию этого действа –не хватало только реки, льдин и весеннего ветра, ну так что же с этим поделаешь…

01.04.13 20.4      А потом собравшихся тепло поздравили Самарской области, председатель Самарской Губернской Думы Виктор Федорович Сазонов, заместитель руководителя департамента по связям с общественностьюи экспертной деятельности Администрации Губернатора Дмитрий Владимирович Холин, заместитель главы администрации г.о. Самара Игорь Викторович Кондрусев, Исполкома Всемирного конгресса татар Марс Рифкатович Тукаев, председатель регионального духовного управления мусульман Самарской области, муфтий Талип Яруллин. Во всех выступлениях подчеркивалось значение подобных мероприятий для нашего многонационального региона с его богатейшей многосоставной культурой. Президент СРТОО «Дуслык» («Дружба») Фахретдин Бадретдинович Канюкаев поблагодарил тех, чья поддержка помогла провести этот праздник.

01.04.13 20.6    Официальная часть была тонко сведена к минимуму,и снова набрал обороты полностью захвативший публику концерт. Его украшала целая россыпь «звезд»из Татарстана: ансамбль танца «Казань, виртуоз-баянист Рустам Валиев, ИлСАФ, Наиля Фатехова, Резеда Шарафиева, Рустем Закиров, Равиль Харисов, Виль Усманов. Разнообразие голосов, богатство репертуара… Народ был благодарен, но с особым нетерпением ждал Надежду Бабкину с её группой «Русская песня»и свехновую звезду шоу «Голос» Дину Гарипову. «Русская песня» была такой, какой её знают и хотят видеть. Выступили заразительно, приглашали зрителей вместе с собой, приготовили для этого концерта татарскую песню«Тала-тала». Дина Гарипова, встреченная взрывом восторга, начала своим коронным «Non, je ne regrette rien», спела и свою песню к будущему «Евровидению», а ещё включила в свое выступление две татарские песни, которые очень идут к её голосу, позволяют выпевать настоящие соловьиные трели. От всей души восторгались и веселились дети, неустанно танцующие перед сценой (и какие талантливые среди них есть импровизаторы). Среди взрослых, пришедших во Дворец спорта, мало кто всё-таки мог вспомнить, как праздновал в детстве Боз озату. А у нового поколения теперь такое воспоминание будет.У них свои Проводы льда, не те, что были в старину. Что ж, время не стоит на месте, всё меняется, но каждый год приходит весна, и живая вода ломает лёд.

Наталия Харитонова.

«Дом дружбы народов».

Оставить комментарий

Уважаемые посетители сайта! Убедительно просим Вас ответственно подойти к своим комментариям, в высказываниях сохранять взаимоуважение, быть толерантными по отношению друг к другу. Критические комментарии по поводу деятельности власти должны быть обоснованными. Также на сайте запрещается публиковать суждения о доминировании одной религии над другой. Администрация сайта будет пресекать комментарии, сообщения экстремистского толка.