Обряды татар

КатегорияНациональные праздники, традиции и обычаи
Автор admin

Как и у других народов, у татар имеются свои любимые праздники, в том числе и сохранившиеся с давних времен. Большинство праздников связано с более нли менее определенно установленными сроками проведения. Скажем, зимнее время — период гостевания, молодежных вечеринок и т. д. Гости наезжают обычно накануне базарного дня (воскресенья), на подводах с колокольчиками. Гостевание продолжается несколько дней, в течение которых приезжих гостей приглашают к себе друзья и близкие хозяина дома. Полагалось ежедневно топить баню для гостей, после нее предлагался чай с горячими оладьями.

В зимний же период молодая девушка-подросток едет в другую деревню на неделю — десять дней к своим близким родственникам — «утырма». Гостья знакомится с молодежью этого села, старается произвести хорошее впечатление своей скромностью, мастерством в рукоделье. А в тех домах, где родители уехали в гости, устраиваются «аулак ой» — посиделки. К девушке из этого дома собираются подружки со своим рукодельем, затем появляются парни с музыкальными инструментами. Начинаются песни, пляски, веселые игры, песенные состязания между парнем и девушкой и т.д. Обычно при этом присутствует почтенная матрона, которая должна следить за порядком, за соблюдением правил поведения.
В числе праздников татар был и обычай отмечать Новый год с елкой. С давних пор тюрки отмечали праздник своего верховноro божества Тангpe, при этом водили хоровод вокруг елки после самой длинной ночи в году. Считалось, что это помогает «разбудить» ель от зимней спячки («легче разбудить» вечнозеленое дерево, сохранившее свой летний, зеленый наряд). Среди некоторых групп татар принято в новогодние дни обходить дома своих близких с добрыми пожеланиями. Хозяева одаривают посетителей, yгощают их. В дрyгих местах в этот праздник ходили ряженые. В одиночку или небольшими группами они выходили во дворы и дома, своими действиями вызывая веселый смех хозяев. Последние старались узнать ряженогo, а егo же задача состояла в том, чтобы остаться неузнанным. Татары-кряшены праздновали Нардуган — десятидневный новогодний праздник. Существует интересный новогодний обычай «тынгa бару» («хождение на подслушивание»). Молодая девушка, под окнами какого-нибудь дома, незаметно подслyшивает разговоры, ведущиеся в доме. По содержанию услышаннoгo проводится гадание о том, что ожидает девушку в этом гoдy.
Во многих регионах проживания татар были распространены такие зимние забавы, как катание с гoрки на санках. Особо оживленно проходило катание на лошадях, запряженных в просторные сани. Было принято разукрашивать коня и всю сбрую разноцветпыми лентами, вышитыми полотенцами. Для катания выбирались самые лучшие кони, отличная упряжь, дyги с колокольчиками. С песнями и шутками парни, девушки объезжали все улицы села. В иных местах парни ради смеха выезжали на неказистой лошаденке, запряженной в старые сани, на сбрую развешивали рогожу, развалившуюся обувь и т. д.
Обычно в осенне-зимнее время проходили обряды бракосочетания и свадьбы. В дом будущей невесты отправляются сваты для переговоров. Выпущенная поверх ичига одна штанина — это признак сватовства. При принятии сватовства определяется день переговоров, тогда устанавливается дата никяха (бракосочетания). На переговоры приходят с хлебом и солью. У татар — мишарей после этогo принято проводить «Яраш» («Согласие»), тогда происходят смотрины приданого невесты. Невеста дарит будущей свекрови вышитое полотенце и получает в ответ кольцо в чашке с чаем.
При бракосочетании должны присутствовать как минимум пять человек: два свидетеля, близкие родственники жениха и невесты, а также лицо, читающее молитву — никях. Этот человек предварительно опрашивает жениха и невесту, по доброй ли воле они вступают в брак. Ответ должен быть слышен присутствующими. Лишь после этогo читается никях, жениху и невесте дают отпить сладкой воды. Затем по ложке сладкой воды предлагают всем присутствующим, это — знак пожелания молодым долгой и сладкой совместной жизни.
Жениха на свадьбе сажают слева от невесты. Возле жениха располагаются родители невесты, и наоборот, родственники невесты сидят со стороны жениха. Традиционные татарские свадьбы принято проводить без крепких алкогольных напитков. Ну а жениху и невесте вообще считаетея неприличным выпить нечто алкогольное на свадьбе.
Здесь не кричат «Горько!», новобрачные публично не целуются, ведут себя скромно и целомудренно. При поздравлениях принято преподносить подарки молодым. Обычно дарят нечто необходимое молодой семье в новом хозяйстве.
Существует определенный порядок подачи угощения на свадьбе. Прежде всего на стол ставят холодные блюда (охлажденную рыбу, фаршированную курицу, валеную гусятину, зелень, салаты, хлеб, мелкие беляши и т. д.). Затем подают горячие супы и бульоны, к ним также могут быть поданы очпочмак, мелкие беляши. После них наступает очередь вареного мяса с картошкой и других мясных блюд. В конце предлагают арбузы, дыни, шербет и, в последнюю очередь, чай с разнообразной выпечкой, обязателен «килен чак-чаге» («чак-чак невесты»). Набор блюд и порядок их подачи могут быть и несколько иными в разных местах проживания татар. К слову, допустимо проводить свадьбу даже в том случае, когда угощение состоит всего лишь из постного супа — болтушки. По убеждениям татар, это не может служить предметом осуждения хозяев и новобрачных.
Отъезд невесты в дом жениха обставляется поразному. У татар — мишарей принято проводить обряд прощания с плачем — причитанием. В иных местах разукрашенный поезд жениха вихрем мчится по улицам села, или на средней скорости объезжает деревню: невеста как бы прощается с родными улицами. Жених рассыпает попути монеты, орехи, сласти для всех, кто оказывается на улице. По прибытии в дом жениха сразу же подкладывают подушечку под ноги невестe. Она не должна в первый раз наступать на жесткую землю. Считается, что в противном случае она может быть жесткой и недоброжелательной по отношению к родителям жениха. Встречающие выражают ей пожелание благополучия, счастливой жизни.
Красивый обычай — «Показ дороги к роднику» (« Чишмя юлы курсату»). Молодая жена, впервые на новом месте жительства, с ведрами на коромысле, идет за родниковой водой. С песнями и шутками ее сопровождает молодежь. Все придирчиво наблюдают за тем, как невеста набирает воду, аккуратна ли она, соблюдает ли абсолютную чистоту около общественного родника, может ли донести воду до дома, не расплескав ее по дороге. Через некоторое время принято приглашать гостей в дом молодых на «киле н токмачы» («лапша невестки»).
В разных группах татар имеются своеобразные особенности свадебных обрядов. Сибирские татары, к примеру, во время свадьбы проводят конные скачки, состязания по бегу, по борьбе, по стрельбе. Со свадьбы в дом жениха отправляют угощение из 12 кушаний (плов, вареное мясо, жареный гусь т. д.). Это так называемое «блюдо жениха». У татар-кряшенов есть обычай назначать опекуна для невестки в селе жениха. Опекунская семья считается защитницей невестки, в случае каких-либо неурядиц молодая женщина может опираться на поддержку опекунов.
В прошедшие времена очень весело праздновали день 1 марта. Предания гласят, что после массового переселения булгар в Подунавье и в Поволжье очень скучали друг по другу две двоюродные сестры — дочери Кодрака и Аспаруха. Дочь Кодрака Карлыгач (Ласточка) привязала красные и белые ниточки к ножкам ласточки и отпустила ее на волю. Ласточка долетела до Дуная, и дочь Аспаруха Чячкя (Цветок) получила сердечный привет от сестры. В честь огромной радости дочери, Аспарух объявил этот день праздником цветка (чячкя байраме). С тех пор булгары и на Дунае, и на Волге стали праздновать этот день. Так гласит предание. Но как бы то ни было, праздник весны и первых цветов татары издавна отмечали в начале марта. К сожалению, этот праздник ныне позабыт, он как бы слился с днем 8 Марта.
Еще один праздник цветов проводился в середине лета, в период цветения черемухи. К вечеру этого дня молодежь собиралась на берегах рек, пела, плясала, веселилась до ночи. Девушки надевали на головы венки из полевых цветов, поэтому этот день называли также праздником венков. Веселый праздник детворы и подростков — это «Карга боткасы» («Воронья каша»). Он проводится также весной. Детвора предварительно обходит улицы села, с шутками и частушками собирает молоко, масло, яйца, крупу и т. д. (В иных местах такой обход не проводится, каждый запасается продуктами дома). Затем все отправляются на заранее определенное место и в общем казане варят кашу. Угощаются все, часть каши обязательно оставляется птицам. После угощения начинаются разнообразные веселые иrpы.
Один из самых веселых праздников — встреча нового года в день весеннего равноденствия — праздник Науруз. Он продолжается 7-10 дней и более. Учащиеся медресе (шакирды) в эти дни обходили дома и поздравляли хозяев со специально сочиненными частушками (Наурыз айту). Хозяева одаривали шакирдов деньгами и угощали их. Астраханские татары в этот праздник выезжали в поле, где варили молочный суп, выражали добрые пожелания друг другу. Сибирские татары в этот день обходят село, во дворах своих близких оставляют всяческое угощение, на радость детворе. После многих десятилетий забвения этот древний праздник сегодня опять возвращается к тюркским народам.
Памятен для детей весенний праздничный обряд — сбор крашеных яиц. В определенный день дети в обновах, со специальными мешочками начинают обход своей улицы, выражают хозяевам пожелания, чтобы у них размножалась домашняя птица. Хозяева одаривают их крашеными яйцами. Позднее детвора собирается, чтобы похвалиться друг перед другом количеством собранных яиц, затем начинаются игры с крашеными яйцами.
После вывода птенцов гусями проводился праздник «Чип-чип». В этот день сельчане посещали своих близких, поздравляли их и дарили им крашеные яйца. Хозяева старались сберечь яйца, которые выкрашены в зеленый и желтый цвета. В первый день посева сеятель раздавал детворе вареные яйца, а крашеные — разбрасывал по полю или закапывал в борозду. Считалось, что это приносит богатый урожай.
Начало и конец крупных сельскохозяйственных работ всегда превращались в особое празднество. Праздновали начало и конец сева, сенокоса, уборки урожая. После окончания основных работ, на селе, примерно в конце сентября, проводили праздник «Сумбуля»- праздник колоса. Красивая, очень трудолюбивая девушка назначалась королевой праздника. Она занимала трон из снопов и распоряжалась всем ходом праздника.
В прежние времена у татар существовал большой праздник «Жиен» («Сбор») — день встречи с родственниками, проживающими в разных селениях. Нередко проводили общий жиен для одной группы сел, затем для другой и т. д. Гости приезжали в разукрашенных подводах, под звон колокольчиков, одаривали сластями детвору на улицах. Полагалось иметь гостинец для хозяев, в составе которого должны были быть два каравая белого хлеба, один-два вяленых гуся. Особый интерес представлял жиен для молодежи. Она праздновала на лугах, просторах; в песнях и плясках состязались молодые люди села и приезжие гости. Нередко в этот праздник организовывали также различные спортивные состязания.
Со временем жиен слился с другим древним праздником, который проводится в период относительного затишья в ходе сельскохозяйственных работ, между окончанием сева и началом сенокоса. Речь идет о знаменитом празднике «Сабантуй» («Праздник плуга»). Место для сабантуя выбирается просторное, уважаемые жители села определяют день его проведения. Организуется сбор призов на сабантуй. Группа сборщиков длинным шестом и ведрами обходит улицы села. Каждый хозяин стремится выделить что-нибудь на праздник: деньги, отрезы материи, яйца и т. д. Особенное старание прилагают девушки и молодые женщины села: по их вышитым платкам, намазлыкам, полотенцам будут судить об их мастерстве и трудолюбии. Отрезы, полотенца и т. п. привязывают к шесту и проносят по всей деревне, показывая всем, кто и что выделил.
На сабантуе разворачивается торговля. В обычную программу праздника включают конные скачки, которыми и начинается празднество. В качестве жокеев, преимущественно, выступают 8-12-летние мальчишки. Победитель обычно награждается вышитым полотенцем. Впрочем, на празднике стараются наградить всех участников скачек, нередко даже устанавливают приз за самое последнее место, отмечая волю жокея к победе. Соревнования по бегу про водятся по возрастным группам: мальчики, парни и молодые мужчины, пожилые люди. Особый интерес зрителей вызывает борьба — татарча куряш, со своими правилами. Победитель победителей объявляется батыром сабантуя. Его принято награждать откормленным бараном. Взвалив барана на плечи, батыр совершает круг почета.
На сабантуе проходят различные виды состязательных игр. Часто они проводятсл одновременно, на разных площадках. Скажем, нужно залезть на высокий гладкий шест, на верхушке которого привязан петух, и снять птицу. Можно состязаться по бегу в мешках, беге с ложкой во рту (в ложкe находится сырое яйцо), в парном беге с завязанными попарно ногами. Можно соревноваться в перетаскивании воды в ведрах на коромысле. Веселый смех зрителей вызывает бой с помощью мешков, набитых соломой, когда соперники сидят друг против друга на вращающемся бревне. Зрители с интересом наблюдают за разбиванием горшка: с завязанными глазами нужно попасть дубиной по глиняному горшку.
На сабантуе, как и на других татарских праздниках, звучит очень много песен и музыки. Издавпа татары пользовались различными музыкальными инструментами. Были мастера игры на свистульках, свирелях, дудках, на курае и кубызе, широко были распространены скрипка, домбра и т. д. В середине XIX века прочные позиции стала занимать гармонь.
Вместе с исламской религией, в среду татар проникли мусульманские праздники и обряды. В совокупности с древними, сохранившимися тюркскими праздниками, верованиями, обрядами они составили особый, специфический конгломерат, присущий татарскому народу.

 

 «Татары», Г. Т. Хайруллин/А. Г. Хамидуллин

Комментарии

  1. Аноним

    ВЫШЕ УКАЗАННЫЕ ПРАЗДНИКИ ПРАЗДНУЕТСЯ ТОЛЬКО НЕ ТАТАРСКИМ НАРОДОМ КРАШЕННЫЕ ЯЙЦА СОХРАНИ ГОСПОДИ ОТ РОДЯСЬ НЕ ВИДЕЛА .

Оставить комментарий

Уважаемые посетители сайта! Убедительно просим Вас ответственно подойти к своим комментариям, в высказываниях сохранять взаимоуважение, быть толерантными по отношению друг к другу. Критические комментарии по поводу деятельности власти должны быть обоснованными. Также на сайте запрещается публиковать суждения о доминировании одной религии над другой. Администрация сайта будет пресекать комментарии, сообщения экстремистского толка.