Домой Жизнь татар «1 день – 1 экспонат»: как выглядела Сююмбике?

«1 день – 1 экспонат»: как выглядела Сююмбике?

1
«1 день – 1 экспонат»: как выглядела Сююмбике?

Как царица Сююмбике оказалась «вне времени» и почему ее сын Утямыш одет в женское платье? Сегодня обратимся к образу, пожалуй, самой известной женщины Казани. В проекте «1 день – 1 экспонат» изучим картины из коллекции Национального музея Татарстана.

Никто достоверно не знает как выглядела Сююмбике. Но когда мы говорим о ее образе, первым делом вспоминается картина, где казанская царица предстаёт перед нами с сыном Утямышем и слугами. Кто впервые написал эту картину, так похожую на икону, неизвестно. Трудно сказать, при жизни самой Сююмбике он был написан или нет, но это самых древний портрет легендарной правительницы, который имеет несколько версий…

Свою интерпретацию под названием «Царица Сююмбике и её семейство» художник Александр Карнаухов написал в 1913 году. Это последняя версия сюжета, созданного в XVII или XVIII веке. На основе этих полотен и создан внешний образ Сююмбике. Существуют несколько списков с первоначальной картины, сам же оригинал утрачен. Каждый художник что-то добавлял от себя, но, что интересно, во всех известных версиях сын Сююмбике, Утямыш-Гирей, одет в женское платье.

Трактовка образа Утямыша исходит из средневековой традиции прятать пол наследника правящей династии с целью уберечь его от дворцовых заговоров, а также воздействия злых духов, тёмных сил.

Кто те двое, изображённые на картине на втором плане, тоже неизвестно. Возможно это слуги. Есть версии, что мужчина сзади – это либо поэт Мухамедьяр, либо глава ханской стражи улан Кучак.
Впрочем, все три персонажа лишь свита, расположившаяся вокруг Сююмбике.

В своей работе Карнаухов отошёл от историчности и поместил Сююмбике в интерьеры уже другой эпохи, такой мебели в казанском ханстве быть не не могло, хотя высокий головной убор кашпау и нагрудная перевязь хаситэ соответствуют традициям одежды знатных казанских татар XVI века.В целом картина производит впечатление, что легендарная дочь татарского народа сохранила свой образ, но вышла далеко за пределы своего времени.

Антон Райхштат, совместно с Национальным музеем РТ.

kazanreporter

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. По моему, мужчина сзади – это Акмухамед, сын Сафа-Гирея от русской наложницы, а женщина слева – Хадича, тоже дочь Сафа-Гирея, выданная замуж за Астраханского царевича Касыма.

Comments are closed.