“Вечера на хуторе близ Диканьки”, Верка Сердючка и сало. Наверное, именно эти три ассоциации возникают у среднестатистического татарина при слове “Украина”. В последнее время к этому ряду добавился, пожалуй, и Чемпионат Европы по футболу. Точную цифру сказать не может никто, но количество украинцев, принимающих ислам, неуклонно растет. Прилетев в Киев всего лишь на один вечер, корреспонденту “еТатар”, прогуливаясь по Крещатику, посчастливилось встретиться с человеком, который утверждает, что украинская культура абсолютно не конфликтна по отношению к исламу. Говоря на православный манер, в миру его звали Антоном Мудраком. Ныне его имя – Мухаммад.
Он родился в России, но большую часть своей жизни провел в Киеве. Ислам принял 24 апреля 2002 года. Сегодня ему 30 лет, а в 2009 году он совершил хадж.
– Это произошло в результате размышлений над разными религиями – для меня этот вопрос был актуальный. Все мы росли на руинах советской империи, где господствовала идеология научного атеизма. Наверное, поэтому я всегда считал, что все религии равны для анализа и выбора. Начал я с христианства, затем изучал другие религии и, когда дошел до ислама, понял, что в нем есть ответы на все мои вопросы о мироздании, на вопросы, которые оставались после христианства, и я сознательно произнес шахаду в мечети.
А затем начался кропотливый поиск нужной информации. Это в 2012 году найти исламскую литературу на русском языке (с книгами об исламе на украинском языке до сих пор сложновато, первый перевод смыслов Священного Корана на украинский язык был выпущен буквально несколько месяцев назад в Медине) , скачать лекции в Интернете не составляет особого труда. 10 лет назад всё было намного сложнее. Как говорит сам Мухаммад, в первый год он был тем, кто желает превратиться из того, кто он есть, в мусульманина, стремящегося к довольству Всевышнего.
– Постепенно я встал на молитву. Потихоньку мое мировоззрение, мои желания и потребности изменились. То, что когда-то мне было близко, для меня стало неприемлемо. И то, что для меня было чуждо, для меня стало близким.
– Как на это отреагировали твои родители?
– Моей матери уже не было в живых. А отец мой родился на Кавказе в семье военного, и он рос среди ингушей. Поначалу, несмотря на то, что он очень хорошо знал обрядовую часть ислама, папа встревожился, потому что его беспокоили те события, которые происходили там, на родине. Он – атеист. Для него не было принципиально важно, во что я верю. Но он боялся каких-то последствий: чтобы я не поехал на Кавказ, чтобы не попал в какую-то неприятную ситуацию. Но уже спустя год он сказал, что гордится моим выбором, что это выбор, достойный настоящего мужчины. И в этом я вижу довольство Аллаха. Ведь Всевышний приказал нам почитать наших родителей, и неважно, кто они, какой они религии. Благодаря им мы появились на свет. Мы обязаны воздавать им определенные почести.
– Наверняка твоя борода привлекает внимание окружающих. Были ли какие-то интересные ситуации, связанные с твоим нынешним внешним видом?
– Бороду я начал носить с 2005 года. И поверьте мне, с этим в Киеве нет абсолютно никаких проблем. Некоторые говорят: “Классно! Я бы тоже хотел скинуть этот офисный костюмчик и перестать бриться”. Некоторые подходят и спрашивают: “А сколько времени твоей бороде?”. Буквально пару дней назад на базаре я увидел бородатого человека, подошел к нему и говорю: “У вас хорошая борода”. А он мне в ответ: “У вас лучше”. Какого-то негатива я никогда не чувствовал. На Украине, в принципе, нет какой-то предвзятости по отношению к людям. Все воспринимают друг друга ровно.
– Не ошибусь, если скажу, что в глазах татар, украинская культура очень православная. Как ты сочитаешь в себе свою национальность, которая формировалась под влиянием православия, и ислам?
– Украина всегда была расположена на перекрестке востока и запада, исламского, католического и православного миров. Тут находили точки соприкосновения Речь Посполитая, Московское царство и Крымское ханство. С исламом Украина познакомилась давно. Первые мусульманские захоронения на Черноморском побережье встречаются уже в VIII веке. После этого у Киевских князей были контакты с Волжской Булгарией. А Хан Узбек имел здесь резиденцию, когда принял ислам как государственную религию для Золотой Орды. Также здесь всегда жили польско-литовские татары, которые переселились на Украину еще во времена Великого Литовского княжества. Они говорили по-украински, по-литовски и по-польски. И многие гетьманы имели дружеские и политические отношения с крымскими ханами. Некоторые историки вообще утверждают, что среди них были те, кто принял ислам.
Очень много моментов украинской культуры похожи на тюркские, мусульманские элементы. Например, украинские женщины испокон веков покрывали голову – женщину, которая не покрывала голову, называли распущенной. Многие украинские военные термины имеют тюркское происхождение: бунчук, киж, сагайдак, атаман. Даже слово “казак” – тюркское. Известно, что многие казаки захватывали в плен ногайских женщин, и 60% казаков имели матерей тюркского происхождения. Т.е. на протяжении веков шло такое культурное взаимопроникновение.
В итоге так сложилось, что многие украинские традиции по сути своей абсолютно нейтральны. Они не несут какой-то христианской нагрузки. Мне, например, очень нравится украинская вышивка, и её легко можно соединить с мусульманской каллиграфией. Считаю, что куфический шрифт очень похож на узоры украинских вышитых сорочек. Это всё может очень позитивно гармонировать. И зависит это от нас, от украинских мусульман. Мы не должны отказываться от своих традиций. Традиции, которые не противоречат исламу, могут приобретать какие-то новые колоритные формы.
– А как же сало?
– А сало я никогда не любил – с детства. Меня всегда от него воротило. Но я знаю некоторых братьев, которые с сала удачно перешли на курдюк. Научились его солить по-чеченски, по-дагестански, и чувствуют себя еще лучше, чем когда ели харамную пищу.
– Кстати, как у вас обстоят дела с халяльной пищей?
– Принцип такой: кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет, тот ищет причины.С халяльным мясом в Киеве, по крайней мере, проблем нет. Им торгуют чеченцы, арабы, турки, даже украинцы.
– В прошлом году мне довелось взять интервью у бразильца, принявшего ислам. Тогда он сказал, что еженедельно в крупных мечетях страны 5 коренных бразильцев произносят шахаду. Много ли украинских мусульман?
– По Украине лично я знаю приблизительно 500 человек. Я знаком с братьями-украинцами в Европе, в арабских странах. А девушек еще больше: многие принимают ислам, выходя замуж за мусульман. Слышал, что по Одессе ислам приняло не менее 800 человек. Эта цифра, которую дает официальная мусульманская организация. Количество украинских мусульман растет, потому что украинцы – очень восприимчивый народ. Был такой Садык Паша при Османском султане. Так вот родом он был с Черниговской области – а это фактически колыбель украинской национальной культуры.
Роберт Болгарский.