Домой Главные новости Как советская Россия стала маяком для исламского мира

Как советская Россия стала маяком для исламского мира

0
Как советская Россия стала маяком для исламского мира

Более ста лет назад, в мае 1919 года, в Москву, столицу Советской России, прибыл необычный гость родом из далекой Индии. Его звали Мухаммад Баракатулла, и он был членом Индийского национального конгресса и Мусульманской лиги – организаций, боровшихся за независимость Индии от британских колонизаторов.

За свою деятельность Баракатулла подвергался преследованиям и жил в США, Японии, а затем переехал в Афганистан, где в 1915 году было образовано Временное правительство Индии в эмиграции, премьер-министром которого он и стал.

Октябрьская революция и яркая антиколониальная риторика советской власти привлекали широкие круги интеллектуалов из народов, находившихся под колониальным гнетом европейских держав. Весной 1919 года по заданию афганского эмира в Советскую Россию прибыл Баракатулла с целью установить тесные связи с большевиками. В Москве он встретился с Лениным и другими лидерами большевистской партии.

В обширном интервью газете «Известия» он заявил: “Я не коммунист и не социалист, но сейчас моя политическая программа включает в себя изгнание англичан из Азии. Я – ярый враг европейского капитализма в Азии. Поэтому есть полное понимание между мной и коммунистами по этим целям, и мы союзники на этом поле. Я не знаю, какую форму примут дальнейшие события, но могу определенно сказать, что знаменитое обращение Советского правительства России, в котором всем народам предлагалось подняться и вести джихад против капиталистов, оказало на нас большое влияние, и что нам больше всего нравится, так это то, что Советская Россия раскрыла все секретные соглашения (между Россией и Великобританией), целью которых было порабощение других народов, особенно восточных. Не только это, но и Советская Россия в одностороннем порядке отменила все подобные соглашения. Россия принимает принцип равенства и равноправия всех малых и великих наций. Идеи большевиков, которые мы называем социализмом, также находят место в сердцах простого индийского народа”.

Позднее в своей книге «Большевизм и исламские народы» Баракатулла писал: “Истинный дух мысли Маркса и Божественных религий один и тот же. Цель обоих-обеспечить достойную и мирную жизнь угнетенному народу Божьему, освободив его от жестокости и угнетения”. В связи с этим он указывал, что в мире нет ни одной независимой исламской страны и что их беспощадно эксплуатируют британские, французские и итальянские колонизаторы.

Баракатулла продолжительное время оставался в России и выступал перед трудящимися-мусульманами на митингах, призывая их сплотиться с мировым пролетариатом в глобольной борьбе с империализмом.

«После темной ночи царского гнета и тирании на горизонте России возникла заря человеческой свободы, в которой Ленин дает благую весть о человеческом процветании, окропляя свет своих идей, как солнце… Под руководством Ленина это всенародно принимается как реальность. По всей России и в Туркестане все устройство и управление было отдано рабочим, занятым в сельском хозяйстве и простым солдатам. Были приняты равные права всех классов и наций, каждому человеку была гарантирована лучшая жизнь… Теперь пришло время, чтобы мусульмане всего мира и азиатских народов получили полную информацию о русском социализме, поняли эти золотые принципы и приняли их с полной страстью и искренностью. Благородные и высокие цели, скрытые в основе этой современной системы, требуют, чтобы мусульмане полностью поддерживали и защищали ее. Они должны объединиться с большевистскими силами, чтобы обуздать агрессию британских последователей и других тиранических правителей; отправить своих детей в русские школы, не теряя времени, чтобы они могли изучить современную науку, высокое искусство, практическую физику, химию и технику”,- заявлял Баракатулла.

В октябре 1919 года он отправился в Казань в сопровождении главного редактора газеты «Кызыл Армия» – печатного органа Центральной мусульманской военной комиссии при Народном комиссариате по национальностям. Баракатулла посетил ряд городов Поволжья и Приуралья, а также вновь образованную Башкирскую автономную республику.

Везде Баракатулла рассказывал о борьбе индийцев и других народов Востока против западных колонизаторов. По мнению политика, паназиатские идеологические проекты, панисламизм и азиатский коммунизм были тесно связаны. И хотя его концепции являются ярким примером уравнительного социализма, они были последовательно интернационалистскими и антиимпериалистическими.

Особо он отмечал положение Конституции РСФСР о равенстве всех народов, отметив, что такие положения есть и в конституциях капиталистических держав, но там они так и остаются на бумаге, а в Советской России они реализуются на практике. Его книга «Большевизм и исламские народы» активно издавалась в СССР и распространялась среди представителей мусульманских народов страны. Баракатулла оставался в Советской России до 1922 года, жил в Ташкенте, объездил все национальные окраины страны с мусульманским населением.

Деятельность и агитация Баракатуллы сильно раздражали британские колониальные власти и въезд на родину для него был полностью закрыт. Поэтому после посещения ряда европейских стран он был вынужден уехать в США где и закончил свои дни.

Конечно, Баракатуллу нельзя называть коммунистом. Будучи верующим мусульманином, он стремился объединить идеи социализма и ислама для борьбы с колониализмом. Эти взгляды также нашли свое отражение в философии иранского интеллектуала Али Шариати уже в 60-ые годы прошлого века. А в некоторых мусульманских странах в 50-60-ые года прошлого века они были воплощены на практике. Они стали частью идеологии такой известной ближневосточной партии, как БААС, которая пришла к власти в Сирии и Ираке.

В целом концепция исламского социализма не прижилась в мусульманском мире и придерживавшиеся ее политические режимы остались в прошлом. Однако обращение Баракатуллы и других идеологов борьбы с колониализмом за права угнетенных народов к России, где впервые в истории удалось добиться прекращения эксплуатации человека человеком, имеет символическое значение.

Более ста лет назад советская Россия стала маяком для всех угнетенных людей мира и они потянулись к ней в надежде на то, что союз с ней обеспечит им светлое будущее.

Автор: Хасан Насретдинов