Домой Жизнь татар «Претензии на Волжскую Булгарию башкиры предъявляют ещё с 70-х годов прошлого века»

«Претензии на Волжскую Булгарию башкиры предъявляют ещё с 70-х годов прошлого века»

0
«Претензии на Волжскую Булгарию башкиры предъявляют ещё с 70-х годов прошлого века»

Археолог, доктор исторических наук Фаяз Хузин в интервью журналисту KazanFirst Ильнуру Ярхамову рассуждает о современном представлении древнего государства и представляет различный взгляд на события исторического прошлого.

Хотя государство Волжская Булгария и существовало более 700-лет тому назад, пока не вошло в состав Золотой Орды после завоевания войсками хана Батыя, сегодня оно занимает ключевое место в жизни Татарстана. С Волжской Булгарией связана память о добровольном принятии ислама в 922 году. Неудивительно, почему муфтий России Равиль Гайнутдин предлагает президенту Владимиру Путину отпраздновать 1 100-летие принятия ислама в Болгаре.  

О Волжской Булгарии историки и археологии говорят как об особой, практически самодостаточной цивилизации Средневековья. Сегодня, в преддверии подготовки к Всероссийской переписи, в соцсетях и в СМИ активизировалась дискуссия. Некоторые башкирские авторы и историки считают, что в Средние века, ещё до монгольского завоевания, город Болгар принадлежал башкирским племенам буляр и байлар. 

Об этом и не только в интервью KazanFirst рассказывает археолог, доктор исторических наук, член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан Фаяз Хузин. Более полная версия беседы готовится в виде видеоинтервью в рамках проекта «Татары мира». 

– Фаяз Абый, в каком сегодня состоянии пребывает наше историческое знание о Волжской Булгарии? 

– Интереснее стало работать, я имею в виду последние 20 лет. Потому что исчезли советские идеологические шоры. Мы вышли за рамки идеологии. Хотя в последнее время мы начинаем ощущать это – у нас появляются непозволительные, запретные темы. 

– У вас нет ощущения, что из-за нашего большого внимания Золотой Орде в последнее десятилетие история Волжской Булгарии как-то задвигается?

– Нет. Волжская Булгария сама по себе изучается. В последнее время наконец сняли запрет с исследования Золотой Орды. Очень интересна тема взаимоотношений между Золотой Ордой и Волжской Булгарией.  

Сейчас практически нет такой острой борьбы между булгаристами и татаристами. Булгаристов раньше ругали, впрочем, зря. Если бы сейчас современные молодые ученые работали в условиях советской власти, то они тоже бы после постановления ЦК ВКП(б) 1944 года начали бы изучать Волжскую Булгарию, оставив в стороне запретную тему о Золотой Орде. Сейчас мы нашли общий язык, хотя и остаются спорные моменты. А спорные моменты были и будут.       

– Какие новые идеологические установки появляются у историков сегодня? 

– Допустим, изучается археология Булгара уже 80 лет и больше. А домонгольский город Болгар практически остаётся без археологии. Например, Билярское городище. Его мы хорошо изучали до перестройки. А сейчас – нет. Потому что нет денег. А ведь без Биляра, то есть без домонгольского города, нельзя понять город Болгар и золотоордынскую историю. 

– Муфтий России Равиль Гайнутдин поднял тему, что нам нужно отпраздновать 1100-летие принятие Волжской Булгарией ислама. По идее это уже второе празднование 1100-летия. В первый раз мы праздновали 1100-летие ислама в Волжской Булгарии в 1989 году. Не будет ли лишним второй раз праздновать одно и то же событие?

– Именно вот этот факт, что мы собираемся праздновать 1100-летие принятие ислама, вызывает недоумение у некоторых наших коллег. С одной стороны, странновато и для русских, и для татар (для мусульман – тем более нет) праздновать 1100-летие принятия ислама по Хиджре, а потом по Григорианскому календарю. Мне кажется, празднования ни от кого не убудет. Праздновать надо. Но надо ли событие праздновать во Всероссийском масштабе? Это же наш, сугубо мусульманский и татарский праздник.

Мне кажется, в наше время, когда денег не хватает и на здравоохранение, и на образование, тратить их не следует. Очень скромно надо провести 1100-летие принятия ислама в Волжской Булгарии. Конечно, можно приглашать зарубежных специалистов, имамов, муфтиев и своих, то есть российских. Все это надо спокойно проводить в Булгаре, в Казани. 

– Вы помните первое празднование 1100-летия принятия ислама в 1989 году? 

– Помню, конечно. Это же произошло после фактического разрушения системы Советского Союза, это 1989 год, уже полным ходом идёт перестройка. Появлялась гласность, народ начал свободно дышать. Вот и случился первый такой религиозный праздник. Все были в восторге, все были довольны. Мы очень хорошо отметили, там и концерт был, и артисты были приглашены. Это не был чисто религиозный праздник. Тогда ещё научная конференция была проведена. Все материалы были опубликованы. 

Нельзя не отметить 922 год. Это не рядовой праздник. Это обязательно надо праздновать. 

– В последнее время есть попытки со стороны некоторых башкирских историков присвоить себе наследие Волжской Булгарии, обашкирить это наследие. Говорят о башкирских племенах буляр, байлар, которые якобы властвовали над городом Болгар. Что вы про это думаете? 

– На самом деле это началось ещё в 70-х годах прошлого века. А не только в последнее время. То есть этой теме уже более полвека. Татарские ученые – историки и филологи – как-то спокойно к этому относятся. Например, с башкирской стороны звучит, что наш поэт Кул Гали и даже наш Габдулла Тукай – это их башкирские деятели.

Раньше мы ко всем этим вещам спокойно относились. А сейчас есть некоторое недовольство.

Я был не только знаком, но и в последнее время дружил с академиком Ниязом Габдулхаковичем Мажитовым. Он был председателем Всемирного курултая башкир. 


Наша справка

Нияз Мажитов – советский и российский археолог, академик Академии наук Республики Башкортостан, вице-президент Академии наук Республики Башкортостан (2006-2012), профессор Башкирского государственного университета. Кавалер ордена Салавата Юлаева. Председатель Всемирного курултая башкир (1995-2002), Ассамблеи народов Башкортостана (с 2000 г.), член Общественного совета при Президенте Республики Башкортостан (2003-2005). Годы жизни – 1933-2015 годы.


Как-то мы в Алма-Ате после международной конференции сидим с ним вместе. У нас пошёл очень доверительный разговор. Я спрашиваю: «Нияз Габдулхакович, вы откуда родом?». Он мне говорит: «Из Мамадышского района». Он татарин, оказывается, а был председателем башкирского конгресса. Я спрашиваю у него, неужели у него ничего татарского нет? Он мне говорит: «Ну это же политика!». Ну, допустим, это политика. Но ученый в первую очередь же должен оставаться учёным. Если политика вмешивается, то он как ученый должен переживать. А он рад, что такая политика появилась, потому что он хочет нравиться башкирским руководителям. 

У него много статей, даже в его книге есть доказательства того, что у башкир якобы уже до присоединения к Российскому государству было своё государство. У них было государство даже раньше, чем у татар. 

– Бажгардия? 

– Нет, «Башкирия». Он мне говорит, что в этом государстве были и города. А это какие города? Он мне говорит: «Ну, Елабужское городище». 

– То есть наше стало их городищем?

– Потом они перечисляют как свой наш город Джукетау. Биляр они считают своим. Я спрашиваю: «А на каком основании, Нияз Габдулхакович?». Он мне говорит: «У нас были племена биляры, то есть буляр кабиләләре». Но булгары племенной строй забыли уже под конец X века. Раньше в Волжской Булгарии были племена берсула, баранджары, сувары, болгары. А потом они исчезли и образовался единый народ. 

Какое там государство у башкир? Ни в одном письменном источнике нет даже упоминания о самостоятельной башкирской государственности. Да даже о башкирской народности нет упоминания. 

– О чем писал арабский путешественник Ибн Фадлан? Он ведь много сведений оставил о Волжской Булгарии. 

– Башкиры обычно все слова Ибн Фадлана о них самих не приводят. Нет полных цитат Ибн Фадлана в башкирских учебниках, в исторических книгах. Он же пишет, что башкиры носили обереги в форме фаллоса. То есть они были ещё язычниками. 

– И это всё пишет Ибн Фадлан?  

– Да. Он самый. Потом он пишет, что у башкир какие-то племена поклоняются лебедю, другие племена – другим животным. То есть это не такие уж и продвинутые племена, получается. 

– А если обратиться к археологии? Вот чисто археологически есть сведения, что у башкир раньше татар-булгар были свои государства?

– Ещё в советские времена наш археолог Равиль Габдрахманович Фахрутдинов составил археологическую карту. Он включил туда все известные археологические памятники Татарстана, Юго-Востока Чувашии, Ульяновской, Самарской, Пензенской областей. Но не было ни одного памятника в Башкирии. 


Наша справка

Равиль Фахрутдинов – советский и российский/татарский историк-археолог, доктор исторических наук. Главный научный сотрудник отдела этнологии Института истории им. Ш. Марджани АН РТ. Популяризатор науки. Специалист в области археологии Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства, а также средневековой и этнополитической истории татар. Годы жизни – 1937-2014.


Какие-то отдельные вещи по археологии могут встречаться. И их ещё никто не изучал. Во всяком случае, ещё никто не писал исследования о булгарских памятниках в Башкирии. 

В Башкирии жили племена Чияликской культуры. Эти племена оставили после себя археологические памятники, в основном в виде могильников. А это культура, по сути, угорская, ну, может, и тюрко-угорская. На территории нынешней Башкирии в основном жили угры, угорские племена. Позже там начинается процесс тюркизации этого края. Этот вопрос очень плохо изучен. Они хотят его изучать и только и говорят: «Мы – тюрки!».

Башкирия таким регионом была, по которому проходили пути движения населения с Востока на Запад. На территории Башкирии сарматы жили, а они вообще ираноязычные. Там есть соответствующие археологические памятники. Найти самих башкир, их археологическую культуру в Башкирии очень трудно. Настоящие башкиры – это кочевники. Они только в XVIII веке начали вести оседлый образ жизни. 

– Фаяз абый, и всё-таки кто мы? Татары или булгары? 

– Мы и булгары, мы и татары. Это очень хороший вывод, который вытекает из наших споров в прошлом. Но всё-таки золотоордынская тематика в тренде. Очень активно изучается. Поэтому мне кажется, что сейчас начинается какая-то идеализация монголов, татар Чингизхана. У нас даже есть желающие поставить ему памятник или Батыю. 

Я недавно разговаривал с Ильнуром Миргалиевым. Он руководитель Центра изучения Золотой Орды в институте истории имени Шигабутдина Марджани. У меня с ним есть много общего. Но, тем не менее, вопросы у нас остаются. Например, татары – это очень древний народ. Я с этим согласен. Татары упоминаются ещё в VIII веке в рунических надписях на надгробных камнях правителей Тюркского каганата. Даже есть упоминание татар, когда речь на камнях идёт о VI веке.  

Есть общее мнение, что это были мощные племена. Правда, они неоднократно были побеждаемы монголами. В последний раз их монголы опять победили, перебили часть населения. А оставшуюся часть населения, особенно молодёжь, мужчин ставили в авангард монгольского войска, которое шло на Европу. 

Мне говорят, что у татар тогда было шесть мощных государства. А я спрашиваю: «Вот у наших предков булгар было своё государство. И это государство мы изучаем и по письменным источникам, и по археологическим. Да, была Золотая Орда. Был Тюркский каганат или Хуннская держава. А где среди них эти шесть древних татарских государств, которые были ещё до монгольского нашествия? Какие у них были территориальные границы? Где они жили? Где их города? Ведь если они были государствами, значит, у них должны быть города. Даже у кочевников-хунну были свои города. Где материальная культура у этих древних шести татарских государств? И вообще, где их правители?». 

Ответов на эти вопросы нет. Единственное, что мне заявляют: «Это были мощные татарские государства». Значит, надо изучать источники. А эти источники в основном на китайском языке. Значит, надо изучать китайский язык, переводить с него. Поэтому мне история с этими домонгольскими шестью татарскими государствами кажется фикцией. 

Да, есть факт, что Волжская Булгария оказалась в составе Золотой Орды. Но сами булгары не исчезли. Местное население оставалось, в том числе и в периоде Золотой Орды, и в период Казанского ханства. Потому что в 1478 году Казанское ханство подпадает под протекторат Москвы и Иван III объявляет себя Булгарским князем. Не Татарским князем, а именно Булгарским князем себя он объявляет.

kazanfirst