«Сама жизнь заставила татарских краеведов Башкирии искать материалы переписи татар»

0
42

Ученый Радик Исхаков рассказал, как книга «Татары Уфимского уезда» актуализирует исторические данные о сословии жителей Северо-Запада Башкортостана. 

В Казани презентовали книгу «Татары Уфимского уезда» и это стало одним из знаковых событий в предпереписной татаро-башкирской дискуссии. Дело в том, что татары Башкортостана считают это издание своеобразным историческим аргументом, доказывающим их татарскую этническую идентичность.

Книга охватывает первые четыре Ревизские сказки – это переписи населения, которые проводились в Российской империи (1719-1727, 1744-1747, 1762-1764 и 1781-1783 года). В этих переписях жители татарских деревень, да и сами деревни на территории современного Северо-Запада Башкортостана были обозначены именно как татарские. Однако с пятой Ревизской сказки (1794-1796) деревни уже были переписаны как башкирские.

Казанские ученые связывают такое изменение с тем, что в конце 18 веке в России завершается процесс формирования башкирского сословия, куда были включены этнические татары. Однако в самом Башкортостане долгое время научное сообщество не публиковало материалы первых четырёх ревизий. А этномиссионеры в своей пропаганде по отношению к населению Северо-Запада Башкортостана ссылались только на материалы 5-й ревизии, тем самым доказывая татарскому населению их башкирскую этническую идентичность.

Сотрудник института истории Марджани и ответственный редактор книги «Татары Уфимского уезда» Радик Исхаков в интервью журналисту KazanFirst Ильнуру Ярхамову рассказывает, что из себя представляет эта книга.

– Почему книга «Татары Уфимского уезда» раньше не была написана? Там ведь описывается в том числе и Восток Татарстан, а не только Северо-Запада Башкортостана.

– Эта книга – первый опыт презентации материалов Ревизских сказок именно как справочного издания. Ее составление – очень большая работа. Интерес в Ревизским материалам появился давно. Но актуализировался у нас недавно, несколько лет тому назад, когда в Институте истории имени Марджани появился специальный отдел историко-культурного наследия. И мы начали вплотную заниматься историями населенных пунктов. Мы поняли, что материалы первых Ревизий нужно вводить в научный оборот, что нужно помогать и краеведам, краеведческому движению.

Книга возникла как результат взаимодействия профессиональных ученых Института истории Марджани и краеведов. То есть, сама инициатива создания этой книги за краеведами из Башкирии, которых жизнь заставила искать материалы ревизий. Они ведь занимаются составлением родословных, а основа любого генеалогического исследования – это обращение к материалам Ревизий.

Долгое время считалось, в том числе и с подачи башкирских исследователей, что первых ревизий по этому региону (современный Башкортостан) вообще не сохранилось или они плохо читаются.

Но они были обнаружены краеведами. Оригиналы первых трёх Ревизских сказок находятся в Российском государственном архиве древних актов в Москве. Краеведы выезжали туда, искали там эти материалы. Например, материалы по одному из списков Первой государственной Ревизии по Уфимскому уезду были обнаружены вообще в материалах Астраханской губернии.

Как мне признались эти краеведы, у них на эту поисковую работу ушло 15 лет.

Думаю, что написание этой книги – позитивный опыт взаимодействия и сотрудничества между профессиональными историками и краеведами. Книга «Татары Уфимского уезда» – это такая первая ласточка. У нас татары живут по всей России, поэтому такие справочные издания значительно облегчают работы и по составлению своих родословных, и по написанию истории своей малой родины.

– Вокруг этой книги поднялся хайп. Её уже обсуждают. Я так понимаю, татары Северо-Запада Башкортостана ждут «камазы», нагружённые этими книгами. Видимо, когда эти книги к ним приедут, тогда они успокоятся и будут уверенны, что их деревни на самом деле татарские. Когда это случится?    

– Книга уже есть в свободном доступе. Любой человек, у которого есть интернет, может зайти на сайт Института истории Марджани, в раздел «Библиотека», скачать и просмотреть издание.

Хочу сказать, что в электронном формате книга даже удобнее для работы. В формате PDF можно через поисковик очень быстро найти свою деревню. Просто в бумажной книге надо перелистывать каждую страницу в поисках деревни. А в поисковике просто набрал название деревни, и она сразу высветится.

В бумажном формате эта книга есть. Первый тираж – 2,5 тысяч экземпляров уже отпечатан. Мы планируем весь тираж передать Всемирному конгрессу татар.

– Какая на сегодня есть реакция у исторического сообщества? Понятное дело, что книгу в первую очередь заметили в Башкортостане. Но заметили ли её в других регионах?

– В первую очередь эта книга рассчитана на краеведов, на людей, которые занимаются изучением своей малой Родины, составлением родословных. Первые отклики к нам пришли от краеведов Татарстана и Башкортостана. Очень положительные.

Среди ученых буквально на днях мне звонили из нашего архива, из Москвы. Заинтересованность в нашей книге есть. Мы готовы к критике, ждём рецензий.

– В соцсетях по отношению к этой работе высказались наши идеологические оппоненты, в частности тележурналист-историк Салават Хамидуллин. С их стороны говорится, что в первые четыре Ревизии в Российской империи, о которых ваша книга «Татары Уфимского уезда», башкиры специально не были переписаны. Во время этих Ревизий переписывались только татары. Что это значит?

– Мы в данной книге в вводной части, и в предисловии неоднократно указывали на этот факт, что в материалах первых четырёх Ревизий башкирцы не были указаны.  

– Башкиры и башкирцы – это разные явления?

– Нет. Если говорить о башкирцах, то в материалах 18 века фиксируются именно башкирцы. Слово «башкир» практически не упоминается. Кто такие «башкирцы»? В моём понимании это сословная группа, которая обладала определенными привилегиями и обязанностями. Главной привилегией башкирцев было вотчинное право на землю. И с 40-ых годов 18 века у них начинает создаваться военнизированная система, и на них налагается обязательство по несению военно-пограничной службы.

Этническим ядром «башкирцев» были действительно башкиры. Но как признаются сами башкирские исследователи, в состав башкирцев входили и другие этнические группы. Тут в качестве аналогии можно привести казаков. Если брать ревизии 19 века, то в составе Оренбургского казачьего войска входили разные этнические группы, в том числе татары–мусульмане, ногайцы, калмыки и крещённые татары. Но в ревизиях всех, кто входил в Оренбургское казачье войско, указывали просто как «казаки». То есть, сословная принадлежность выставлялась вперёд.

И башкирцы – это такая же сословная группа, которая определялась по праву на землю. А термин «башкир» больше всего применим к 19 веку.

Почему не учитывали башкирцев в первых четырёх Ревизиях? Задача переписи в Ревизию – это фискальный учет. Была проведена налоговая реформа, и государству надо было переписать всю базу налогоплательщиков. В связи с тем, что башкирцы подати не платили как вотчинники, они платили только ясак. Поэтому башкиры и не были зафиксироны.

Позже, когда стало формироваться Башкирско-Мещерякское войско, башкиры уже начали фиксироваться по материалам 5-й ревизии в 1794 год.

– Ваши оппоненты заявили, что если вы башкир будете называть только как сословие, то значит и такие термины как «служилые татары», «ясачные татары» – это тоже только сословия. Давайте определимся с понятиями «этнос», «этносословие» и «нация». Мы по вашей книге татар видим как этнос или как нацию?

– В ревизских сказках во главу угла ставилась фиксация именно сословного статуса. Но тем не менее нельзя сказать, что «ясачные татары» – это сборная сословная группа. Если говорить о 18 веке, то тогда были «ясачные люди», в которых выделялись этносоставные группы.

Если мы говорим о «ясачных татарах», то это речь идёт именно о татарах. В материалах Ревизий мы видим представителей других этнических групп. Например, были «ясачные черемисы» (марийцы), «ясачные чуваши», «ясачные вотяки» «удмурты». Их деревни тоже фиксировались, но в эту книгу они не вошли, так как работа посвящена татарам.

Ильнур Ярхамов

kazanfirst

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here