«Сегодня в Астрахани идет разбазаривание культурного татарского наследия»

2
69

В центре южного региона отмечаются попытки ногаизации татарского культурно-исторического прошлого и передача мечетей в управление другим этническим сообществам.

Историк КФУ Марина Имашева презентовала в Национальной библиотеке Казани свою книгу «Татарское общественное движение в Астрахани в конце XIX – начала XX века», которая рассказывает о непростых исторических, этнических, общественно-политических перипетиях татарского сообщества в Астрахани. 

Своё выступление Марина Имашева начала с того, что сегодня в соцсетях и в СМИ предпринимается попытка исказить национально-культурный и исторический облик Астрахани, в частности облик мусульманской общины города.

– В связи с определенными процессами поиска этноидентичности народами Российской Федерации, мои работы, и эта работы в том числе, подвергаются определенной критике со стороны тех, кто настаивает, что о мусульманском астраханском движении нельзя говорить как о татарском, что ведущим компонентом здесь был ногайский фактор, – заявила спикер.

В качестве примера, который иллюстрирует целенаправленную ногаицизацию культурного наследия астраханских татар, Имашева привела конференцию, посвященную такому историческому деятелю и просветителю, а также ученику татарского богослова Шигабутдина Марджани Абдурахману Умерову.

Эта конференция, которая была названа «международной» и прошла в конце февраля этого года в Астрахани, по факту никакой международной не было. На неё были приглашены лишь представители ногайского сообщества, два русских историка из Астрахани и один студент из Стамбула. Никого из татарских и татарстанских историков не пригласили. Во время конференции об ученике Марджани Умерове говорили лишь как о «ногаи» и о его вкладе в развитие культурного наследия ногайцев. Хотя с его этническим происхождением и самоидентификацией не всё так однозначно. Есть документы, по которым можно говорить, что он себя отождествлял с татарами.

– Астрахань – это уникальный регион Нижнего Поволжья, путь миграций, которые продолжаются и сегодня. Это некое западно-восточное приграничье, в котором одна волна переселенцев сменяют другую. На сегодня ни один из народов, проживающих в Астрахани, нельзя назвать коренным. Говоря проще, все народы, которые сегодня живут в Нижнем Поволжье – они мигранты. Разница только в том, что кто-то приехал сюда 500 лет назад, кто-то 300 лет назад, кто-то 150 лет назад, как например казахи Букеевской Орды, которая на сегодня – самая большая часть мусульманского населения в Астраханской области. В 1876 году казахи Букеевской Орды становятся составной частью Российского государства. Казанские татары стали переезжать в Астрахань с конца XVIII века. К концу XIX века татары-переселенцы из Средневолжской губернии уже составляют основную часть астраханской мусульманской общины, – рассказывала Имашева.

Автор книги обращает внимание на то, что после взятия Астрахани в 1556 году, город оказался в уникальном положении.

– Перед Иваном Грозным встал вопрос, что нужно здесь наладить торговлю с восточными странами, чтобы город стал торговым форпостом страны. Поэтому не было волн насильственной христианизации, наоборот покровительствовали восточным купцам. Им разрешают строить свои караван-сараи, а при них разрешается строить мечети, – добавляет ученый.

В течении первой половины XVIII века мусульманскую общину города составляли жители дворов-гостиных: Гиляндский, то есть азербайджанской, хотя двор ещё называли персидским; Бухарский торговый двор – то есть жители Средней Азии; и третий двор – Агыржанский торговый дом, где проживали индусы из современного Пакистана. Со временем через смешанные браки происходит интеграция этих восточных людей с местными юртовскими татарами, которые являются потомками поселения Астраханского ханства.

В последствии, когда Астрахань перестаёт в XIX веке быть центром торговли России с восточным миром, когда Одесса и Крымский полуостров начинают на себя стягивать эту роль, вольная жизнь астраханских купцов заканчивается.  

– Государство в лице России очень жёстко спрашивает у жителей Бухарского, Агыржанского, Гиляндского дворов: «Кто вы? Вы наши поданные? Тогда записывайтесь в мещане или купцы. Иначе – чемодан, вокзал и ваша Родина», – говорит Имашева.

Жители дворов выбирают остаться в России, интегрируются с городским сообществом Астрахани. Почему? Потому у многих из них матери или жёны – юртовские татарки. Параллельно усиливается переселенческий поток татар из Среднего Поволжья (казанские, пензенские, нижегородские и другие татары). Таким образом, к концу XIX века в Астрахани формируется татарское сообщество, которое является собой основную часть мусульманской общины города.  

– И в 1876 году, когда ликвидируются общества татар трёх этих дворов (Гиляндской, Агыржанской, Бухарской), то проводится исследование, и оказалось, что к этому времени в этих дворах уже никто не знал ни узбекского, ни персидского, ни индийского языков. Все оказываются разговаривают на татарском языке. И для управления этим сообществом была создана Астраханская Татарская Управа, – добавляет автор книги.

Имашева рассуждает, что для образования татарского миллета-нации в Астрахани способствовало то, что местные мечети попали под юрисдикцию Оренбургского магометанского духовного собрания.

– Последние 250-300 лет все этнические группы Астрахани живут в единстве. Татары Астрахани состоят из карагашей, юртовских татар и татар-переселенцев. Последние 250 лет они были в одном этнокультурном пространстве. Они были в условиях формирования нации нового времени. Так случилось, что Нижнее Поволжье вошло в доктрину нации-миллета Оренбургского магометанского духовного собрания. А ногайцы Северного Кавказца не вошли. Ну не получилось. И сегодня очень интересны претензии некоторых северо-кавказских деятелей на эту Астраханскую городскую культуру, которая представлена оригинальным каменным мечетным типом строительства. Вы любого астраханца в городе спросите: «Где мечеть?». А у вас обязательно переспросят: «Татарская Белая мечеть или Татарская Красная мечеть?», – отмечает Имашева.

Она также посетовала, что помимо ногаизации культурно-исторического прошлого региона, здесь и вовсе происходит «разбазаривание» татарских мечетей.

– Та мечеть Астрахани, которая была построена пензенскими татарами в конце XIX века на рынке «Большие сады», сегодня передана «Северокавказской общине». Причем, когда я начинаю говорить, что это мечеть – татарская, на меня смотрят с возмущением. Хотя об этом свидетельствую архивные данные. Сегодня в Астрахани есть определенное разбазаривание культурного татарского наследия. Криушинскую мечеть, построенную нижегородскими татарами, отдали шиистко-азербайджанской общине «Бакы». Да, азербайджанцы были составной частью городской общины мусульман. Но в Астрахани же есть персидская мечеть, её же не снесли, её же можно реставрировать и передать верующим, – подытожила историк.

Ильнур Ярхамов

kazanfirst

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Еще раз прихожу к выводу что необходима разъяснительная работа по истории татар и ногаев Нужны и разъяснения по нашим мечетям Как так произошло что у нас нет никакой информации о работе Духовного управления мусульман А О ? Верующие люди хотят быть в курсе всех событий из первых уст- не для пересудов а для того чтобы не попасться на дезинформацию Есть непорядочные люди которые распространяют всякие небылицы Спасибо МАРИНА МАРАТОВНА -ТЫ МОЛОДЕЦ !!! Скоро юбилей нашего старейшего Муфтия Назымбек-хазрята отдавшего более 30 лет служению Исламу Все удивлялись как он смог сохранить -восстанавливать -ремонтировать мечети держать всех мусульман только в о д н о м Духовном Управлении Ведь в некоторых областях было несколько управлений Он был Муфтий доступный для всех в вопросах обращения-встреч-решений проблем Все знали что можно прийти в Красную мечеть и пообщаться с Муфтием Яшель мечеть в самом начале работ по возвращению-начале восстановительных работ- начала работу с обращения к Муфтию Назымбеку -хазряту Несмотря на его болезнь все документы и согласования были сделаны без задержек – за что ему большое спасибо и дай Аллах ему здоровья

  2. Так называемая татарская нация нежизнеспособна. Идет катастрофическое сокращение численности татарского населения. Идет ЭТНОЦИД татар, об этом говорят национальные лидеры. Мечеть в Тбилиси построенная татарами в середине XIX века в старой части города отошла Азербайджанцам. Эта процесс будет только продолжаться. За предательство имени и духовного наследия Булгарской исламской цивилизации Всевышний заменяет нас другими мусульманскими народами

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here