Точка зрения

6
171

На страницах нашего сайта читателям был задан вопрос:

Предлагаем вашему вниманию еще одну точку зрения!

  Во время праздничного богослужения по случаю «Курбан-байрам», муфтий Татарстана  Камиль хазрат Самигуллин  высказал тезис о том, что «Ислам спас татарскую нацию», не приведя при  этом ни аргументов, ни фактов, подтверждающих свою точку зрения, следуя, видимо строкам из аята «самигна ваатагна» (услышал -поверь). Я с уважением отношусь к личности и авторитету муфтия, но считаю справедливым, если его тезис «Ислам спас татарскую нацию» обоснуем или не согласимся с ним на основе исторических аргументов и фактов.

  Нация, как нам известно, определяется, как исторически сложившаяся общность людей (народов, племен) имеющих общность языка, территории, истории, культуры. Татарская нация возникла (создавалась) на обширной территории Дешт-и- Кипчак из союза различных тюркских племен, кипчаков в основном, далее присоединившихся к ним утигуров, огузов, буртасов, кутигуров, суваров, булгар и т. д. задолго до возникновения религии Ислам. Затем Ислам на территории  России (в ее нынешних границах) появляется в Дагестане, Дербенте; в десятом веке, точнее в 922 году религию Ислам по велению Алмаз Хана (Альмуша) принимает Волжская Булгария; в тринадцатом веке по решению Узбек хана ислам объявляется на территории Золотой Орды — Великой Татарии (так в исторических документах обозначается эта империя, государственным языком в которой был татарский язык. Тюркские племена, уже состоявшиеся как татарская нация, были основной составляющей этой нации, исповедовали до принятия ислама тенгрианство, то есть поклонялись единому небесному богу Тенгри. (Кстати, последователи тенгрианства есть и сегодня. Это не было язычеством, это был единый Бог неба!)

  К сожалению, принятие Ислама Золотой Ордой не спасло ее от распада: ислам сохранили народы(татары) распавшейся империи: Казанское, Сибирское, Крымское и др. ханства. Вскормленная, взращенная в недрах татарской империи русское государство начало шаг за шагом прибирать к рукам эти ханства: кого силой, кого хитростью. Покорив Казань, Иван Грозный и последующие правители Руси, не смогли покорить татар — они ценой своей крови, жизни боролись за сохранение не только своей нации, но и религии Ислам. То есть татары, как нация, сумели сохранить Ислам. Даже те, кто насильственно были обращены в православие, «крещены» сумели сохранить свой язык, культуру, музыкальное искусство и т.д. Правители Руси уничтожали не только религию Ислам, но в первую очередь, носителей — татар. Известно, как Петр Первый при строительстве города на Неве насильственно сгонял мужчин детородного возраста тысячи и тысячи татар, которые так и остались на берегах Невы. И только Екатерине Второй, под натиском Пугачевщины, в которой участвовали и татары, и башкиры, пришла в голову трезвая мысль — остановить это безумие — насильственное отречение от своей религии татар.

  Начиная с 1788 года татары активно включились в возрождение Ислама: строили мечети, медресе, издавалась литература религиозного характера и т. д.

В советский период татары, как нация, встала на защиту религии.

  В период «воинствующего атеизма» после революции 1917 года татары, как нация сумели сохранить свой язык, культуру. После неудавшейся попытки создать государство «Идеал-Урал», в 1920 году татарам удалось создать национально-государственное образование-Татарская автономная Советская Социалистическая Республика (ТАССР), 100-летие которой мы широко отмечаем в этом году. При этом Ислам (как и другие религии) был под запретом. Тем не менее татары спасали Ислам в России: рискуя своей свободой и опасаясь других дискредитаций. Татары тайно собирались в домах, на кладбище и других местах, чтобы прочитать намаз, суры Корана, тайно держали пост в месяц Рамазан. О хадже и речи не могло быть, лишь единицам, после их тщательной проверки на лояльность Советской власти, удавалось совершить обряд паломничества. Почти все мечети были закрыты. Тем не менее, в эти трудные годы татарам удалось спасти Ислам на территории России. Именно татарская нация спасла Ислам, а не наоборот. В период «оттепели» татары вновь начали «спасать» Ислам: повсюду начали строить мечети, медресе, духовные учебные заведения. Только в Самарской области количество мечетей за этот период выросло от 13 до 100.

  С принятием федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в 1997 году, а затем областного плана мероприятий по духовно – нравственному образованию граждан Самарской области на 2008-2012 годы процесс возрождения духовности активизировался, вовлекая в него педагогическую, научную и национально-культурную общественность. Я не припомню ни одного документа, принятого духовными управлениями «О спасении татарской нации».

  А какие же правила, законы прописаны в Исламе к татарской культуре, обычаев, традиций?

  Известный религиозный ученый, автор ряда книг по исламу («Гыйбадати исламия», «Шаригать хокемнэре» и др.), ссылаясь на аяты Корана и хадисы Пророка Мухаммада, пишет:

Для мусульманина запретными (макрух) являются:

– исполнять песни с целью поднятия себе настроения;

-слушать песни или мелодично исполняемые стихи;

– игра на музыкальных инструментах;

-танцевать под музыку;

-слушать мелодии, исполняемые на музыкальных инструментах;

-аплодировать исполнителям мелодий;

-хранить музыкальные инструменты, даже если, ты на них не играешь и т. д.

(Эхмэдhади Максуди, «Шаригать хокемнэре» («Законы шариата») авторы Шаех Забиров, Фания Хузяхмят. г. Казань,2009г. Издательство «Идеал -Пресс»,стр. 65)

  Все эти перечисленные запреты, в случае их невыполнения, ведут мусульманина к греховности.

  Татарская нация — глубоко музыкальная. Музыка, народные песни, музыкальное творчество наших великих композиторов, национальная поэзия, литературное творчество и т. д. — это душа татарской нации.

  Великий Габдулла Тукай любил и слушать и петь татарские песни, его «Туган тел» является национальным гимном татар. Разве можно представить татарскую нацию без великих Салиха Сайдашева, Ильгама Шакирова, Гульсум Сулеймановой, Рашита Вагапова, Сары Садыковой, поэта Роберта Миннуллина, на чьи стихи написаны замечательные песни. Татарская национальная музыка обладает неповторимой мелодией – «мон», которая глубоко проникает в душу человека, вызывая грусть, тоску, радость, печаль, слезы…

И это должно быть под запретом?! Макрух?!

  А гордость татарской нации — государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля, Государственный ансамбль песни и танцы — тоже макрух?

  Миллионы татар — мусульман слушают чарующие звуки татарской национальной музыки и песни – «Тафтиляу», «Кара урман», «Энкэйнен догалары» и множество других песен, которые трогают струны сердца, берут за душу — это тоже макрух?

  Я играю на татарском национальном инструменте — тальянке, пою народные татарские песни, песни татарских композиторов, выступаю с песнями военных лет перед ветеранами и молодежью, доставляю душевное удовольствие и себе и другим. Но при этом мой калеб, моя вера в Аллаха ни на йоту не поколебалась.

  Мой дед, мой отец читали Коран мелодично. В течение ряда лет я в мечети исполнял «таравихи», «альвидаги» с колоритом нашей татарской национальной мелодии. Многие певцы исполняют баиты на татарские национальные мелодии, доставляя удовольствие себе и людям. Это тоже макрух?

  Одно из достижений татарской национальной культуры — изобразительное искусство, художественное творчество, архитектура. Как «спасает» татарскую нацию в этом случае ислам?

  В книге «76 больших грехов» (автор арабский богослов Имам Захаби, Издательство «Сад», Москва, 2009г.,стр.120-121) в главе «44 большой грех» «Изображение живых существ» есть такие ссылки на высказывания Пророка Мухаммада (с.а.с)

  «В День воскресения, Аллах станет требовать от того, кто создаст какое – либо изобретение, вздохнуть в него дух, а он не сможет сделать этого никогда».

«Поистине, в День воскресения самым суровым мучением будут подвергнуты те, которые создают эти изображения».

«Каждый художник будет в аду. За каждый созданный рисунок Аллах даст ему душу и будет мучить его в аду».

 Также достоверно известно, что Посланник Аллаха(с.а.с.) проклял художников».

  Замечательные татарские художники создают произведения живописи, на которых изображены мир, в котором мы живем, люди, чьи руки и умы создают национальные богатства, мир животных, нашу замечательную Землю, Луну, Солнце, Космос и т.д. (созданные, кстати волею Аллаха). На улицах городов возвышаются замечательные памятники художников —  скульпторов, с изображением выдающихся людей прошлого и современного. Мы любуемся памятниками Габдуллы Тукая, Мусы Джалиля, Салиха Сайдашева — героями войн защитников Отечества, нашим матерям и дедам, защищавшим нашу татарскую нацию, когда мы подходим к этим изображениям, отдаем им дань памяти и уважения. При этом мы им не поклоняемся, как божествам.

В чем же здесь грех, макрух?

  Одним из главных составляющих нации является язык, без языка, нет нации. Татарский язык является одним из богатых языков мира, он самодостаточен, с его помощью можно свободно выражать свои мысли, писать очерки, рассказы, повести, романы, он достаточно поэтичен. Татарские ученые — филологи, лингвисты, писатели и поэты постоянно выступают за сохранение чистоты родного языка, против засорения иностранными словами. Тем не менее, в современном татарском языке много иностранных слов, в том числе и арабских. Большинство имен татар арабского происхождения. В этом нет большой беды. Беда заключается в тенденции постепенной утрате татарского языка. Причина кроется не только в сокращении обучения в школах на родном языке, но в первую очередь в семейно- бытовых традициях. Речь идет о возрастании смешанных браков, число которых, по данным социологов, доходит до 40 процентов. Когда заключается брак между татарином(татаркой) и людьми иной национальности, теряется, прежде всего, язык. Дети, рожденные в таких семьях, идентифицировать себя татарином(татаркой) уже не могут. Теряются обычаи, национальные традиции. О посещении мечети уже речь не идет. Обряд бракосочетания происходит без никаха, дети, стало быть, считаются незаконнорожденными. В результате нация вырождается. В ее спасении, или, в крайнем случае, заторможении процесса исчезновения нации, определенную роль могут сыграть представители мусульманского духовенства: муфтии, имамы и др. Прежде всего они должны вести широкую просветительскую деятельность, среди родителей о необходимости воспитывать своих детей в  национальных традициях, рассказывая им не только о прелестях рая, но и о богатой истории татарского народа, его культуре, традициях, обычаях, прививая им гордость за татарскую нацию. Не пора ли им выходить за пределы мечетей, идти в массы.

  Культурная традиция татарской нации включает в себя и национальную одежду. Татарская национальная одежда всегда отличалась своей красотой, простотой и скромностью, подчеркивая красоту самого носителя этой одежды. Своей привлекательностью отличается женская одежда, отличающаяся разнообразием по возрастному признаку. Не случайно, по инициативе Всемирного конгресса татар создали общественную организацию «Ак калфак», которая активно занимается пропагандой татарской национальной женской одежды. Татарские женщины всегда одевались скромно, отличались красотой своей одежды, но никогда не носили арабских одеяний хиджабов, паранджи, чадру и т.д.

  Татарская национальная культура не нуждается во внедрении в ее среду иностранной одежды. Если кому-то этого хочется, это дело индивидуальное, но заставлять девочек, женщин ходить в хиджабах и т. д.в светских школах, общественных заведениях, на улице — это стремление подражать чуждой татарской национальной культуре.

  Объективности ради можно сказать, что в исламе есть общечеловеческие нравственные ценности, способствующие сохранению татарской (и не только татарской) нации. Это, прежде всего, запреты на употребление алкоголя, других наркотических   веществ, разрушающих здоровье, отрицательно влияющих на воспроизводство потомства; правила взаимоотношений между мужем и женой, родителями и детьми, старшими и младшими, законы о защите родины, о недопустимости насилия, забота о бедных и неимущих и тому подобное.

  Однако, к сожалению, эти правила соблюдаются не всеми мусульманами. Заповеди Моисея (Мусы), моральный кодекс строителя коммунизма призывали тоже к добру и нравственности. Но кто же выполнял эти требования? Взять, к примеру, сферу употребления алкоголя. По данным социологов в стране 4 млн. хронических алкоголиков, более 1 млн. наркоманов, мужская смертность, в 4 раза выше женской, особую опасность приобретает рост числа так называемых «гражданских» браков, по-другому — сожительство мужчин и женщин без регистрации и венчания (без никаха) т.е. налицо «зина» (прелюбодеяние), запрещенное Исламом. В России на 100 родов приходится 140 абортов (в Европе -30) (Данные Минрегионразвития, автор Владимир Яковлев) Эти показатели характерны и для татарского населения. Только благодаря совместным усилиям государства, общественных организаций и, конечно, Ислама (а также других конфессий) можно сохранить нацию, следовательно, и религию.

                                                     Идеал Галяутдинов                                            Преподаватель истории и культуры Ислама в СИПКРО

6 КОММЕНТАРИИ

  1. После рабочего дня мы абсолютно всей семьёй летим за лэптоп, преследуя цель прочитать свежайшие анонсы с Вашего web-сайта.

  2. Тема сложнейшая -нужны знания по культуре национальной и по Шариату Если ты в Исламе то голова должна быть покрыта – не обязательно хиджаб – очень красиво используются платки Одежда мусульманская – есть очень хорошие модели почему нельзя так красиво одеваться и посещать учебные заведения и офисы Прочитав полностью статью пришла к мысли что я больше склоняюсь к тому что татары спасают Ислам

  3. Идеал Муссинович Галяутдинов самим своим именем доказывает собственную неправоту. Человек не может быть Идеалом, даже если родители дали ему такое неудачное имя. Идеал Муссинович долго перечисляет список “чарующих” человека песен и плясок и при этом сомневается, что эти чары могут быть греховными. Если разум Идеала Муссиновича прояснится и он перечитает тот вздор, который написал, возможно ему станет стыдно за всё это.

  4. Rushad Al-Qazani согласна с вами. Я лишь для справки приведу:
    1. Сегодня именно в мечетях обучают татарскому языку. С осени курсы татарского стартуют в 100 мечетях.
    2. В РИУ разработали методику преподавания.
    3. В Хузуре отпечатали учебник.
    4. В ДУМ РТ полностью перешли на татароязычную деятельность и делопроизводство, издаются татарские СМИ, фундаментальные труды, реализуются множество татароязычных проектов, создают татароязычную среду в мечетях.
    6. С минбаров читаются проповеди о важности сохранения языка, изучаются старотатарские книги.
    7. В ДУМ РТ для аттестованных имамов мечетей есть обязательное требование – знание татарского языка на том уровне, на котором возможно читать проповеди и вести делопроизводство. 8. В 5 из 8 татарстанских медресе обучение ведется на татарском языке. В 3 медресе – на двух языках. Это позволяет снабжать и другие регионы татароязычеыми имамами.
    9. У ДУМ РТ наработан опыт создания татарских школ. Работает уже 2 года татарская школа “Нур” в Альметьевске и откроется на днях школа “Ихсан” в Елабуге. Их учредителями является ДУМ РТ.
    Кто кого спасает? И что случится, если всю эту работу свернуть? Страшно представить

  5. Автор башсыз. Һәм биеп-җырлап халыкны саклап булмый. Бии торып туган телебез мәктәпләрдән бетерелде, ә без һаман биибез әпипә һәм җырлыйбыз…. Һәм автор хиҗап ни икәнен белми – ул шул ук яулык һәм ябык кием. Әйтерсең, татар хатын-кызлары элек дҗинс, блузка һәм үкчәле түфли кигән – алар барсы да чит киемнәре. Һәм чалбар белән пинҗәк – татарныкы түгел, һәм түфли кимәгән татар ирләре…Алардан да баш тартыргамы?

  6. Замечательная исторически обоснованная статья, действительно если не знать своей национальной идентичности, то до
    мракобесия один шаг!
    Выросла в городе, но чтобы лучше знать культуру и язык своего народа с детства летние каникулы проводила в деревне. И когда меня спрашивают, являюсь ли я мусульманкой, то я с гордостью отвечаю, что я дочь татарского народа, а после этническая мусульманка! Как говорится в восточной мудрости:-“Все беды на земле от невежества!”. Больше просветительских подобных статей.

Добавить комментарий для Röstäm Battal Отменить ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here