Есть в заволжье село

КатегорияКамышлинский район
Автор admin

      В 1991 году на северо-востоке Самарской области на расстоянии 186 км от областного центра, отделившись от Клявлинского района, в верхнем течении реки Сок, в зоне лесостепи, на границе Оренбургской области появился Камышлинский район, районным центром которого является село Камышла.

      Предания говорят, что несколько семей впервые остановились около речки Уксада, выше её на склоне горы, облюбовали место и перезимовали несколько зим. Потом перешли к речке Камышлинка, основали стоянки, деревню и, наконец, село.

      Берега реки Сок в окрестностях нынешней Камышлы начали заселяться в 16 веке. В 1533 году там было основано село Татарский Байтуган, которое именовалось ещё и Верхний Ермак. В 1737 году несколько жителей отделились и образовали село Нижний Ермак (ныне Старое Ермаково).

     Если верить преданиям, впервые шесть семей русских поселились в урочище на левом берегу речки Уксада.

      Густые леса той поры, заболоченные поймы речки не благоприятствовали поселенцам в разведении скота и развитию земледелия. Поэтому в 1580 году они переселились к речке Камышлинка, практически положив начало основанию ныне существующего села Камышла. В 1581 году к первым поселенцам прибыли десять семей из Башкирии.

      Перемещение казанских татар историки объясняют тем, что царское самодержавие вело по отношению к казанским татарам жестокую колонизаторскую политику. Способствовало переселению и то, что в 1555-1570 годах проводилось насильственное крещение казанских людей, что сопровождалось изгнанием некрещеных со старых мест и заселением их людьми, обращёнными в христианство.

     В то время деревню окружали болота, заросли кустарников, стены высоких камышей. Обилие камышей дало повод жителям назвать село Камышлой. Население Камышлы увеличивалось как за счет естественного роста, так и за счет вновь прибывающих.

    До середины 18 века свет русской национальной культуры не мог пробить тьму камышлинских лесов, хотя в стране были организованы академии, ремесленные, военные, медицинские школы. Определённых успехов достигли наука, техника, искусство. Широкий размах приобрели геологические исследования.

     13 сентября 1768 года в село Татарский Байтуган прибыл оренбургский отряд экспедиции Российской Академии наук, возглавляемый доктором медицины и натуральной философии Иваном Ивановичем Лепехиным.

      Члены отряда собрали образцы белого гипса с крупинками горючей серы и оставили записи о том, что татары его толкут и белят свои избы. Из Татарского Байтугана отряд прибыл в Камышлу. Сам начальник отряда со студентами поехал в село Семенкино осматривать нефтяной источник. Берега и дно источника тоже были чёрными от нефти. Выяснилось, что по мере накопления нефти жители её собирают, мажут ею колёса своих телег и лечатся от разных болезней. Лепехин оставил подробное описание быта крестьян, проживавших на берегах реки Сок и её притоков. Их нынешним потомкам небезынтересно знать, как татары тогда жили. Спали они на глухих нарах, которые служили им и кроватью, и ларем для домашних вещей. Зимой туда запирали молодой скот. Вместо стёкол употреблялась коровья требушина. Мыло им заменяла зола.

      Татарки ходили в балахонах наподобие халатов. Как девицы, так и замужние заплетали две косы. Голову повязывали косынкой. Мужчины носили кафтаны, бешметы. Обувались в лапти.

   Каждая деревня имела и свою (духовную особу), они назывались ахуны, муллы и муэдзины. Кроме священнослужения, духовенство разбирало между мирянами, разводило недовольных браком, наказывало преступников по предписанию Корана, вершило суд. Каждая деревня имела также своих начальников-десятников, выборных, сотских и старост. Старосты и десятники проводили общий совет, собирали подушные деньги, решали споры между крестьянами.

     В земледелии господствовала трёхполка. Больше всего сеяли ржи, за рожью следовал овёс, полба, пшеница. Хлеб отправляли в Симбирск и Казань. Чтобы собрать деньги для уплаты налогов, требовалось съездить туда много раз, что было посильно не для всех.

   Поэтому не все могли уплатить в срок налоги. Приезжал становой пристав, бил неплательщиков розгами. Люди уходили в лес, прятались, выжидая, когда уедут пристав и каратели.

     В 1802 году Камышла вошла в состав Бугурусланского уезда. В 1804 году в Камышле было 55 дворов и проживало 280 человек. В первой половине 19 века население уезда быстро увеличилось. Только с 1816 по 1848 год переселенцы с Украины, из Курской, Тамбовской, Пензенской, Воронежской, Рязанской и других губерний основали в уезде около 200 посёлков и деревень. С 1 января 1851 года Бугурусланский уезд вошёл в состав только что образованной Самарской губернии.

    Крестьяне сёл Камышла, Ермаково, Балыкла, Байтуган, Новое Усманово считались государственными. Столетиями они обрабатывали землю на которой жили. Они не были владельцами её, а только ею пользовались, несли повинность в форме денежного оброка, который год от года возрастал. Такой оброк держался до 40-х годов 19 века. После 1842 года оброк с государственных крестьян стал взиматься не только с учётом земли, находящейся в пользовании крестьян, но с учётом других доходов. Кроме того, крестьяне несли натуральные повинности: предоставление подвод для казённых грузов и чиновников, сопровождение арестантов, строительство крепостей, казённых зданий, караул лесов и т.д. Их не принимали на государственную службу, а для детей был закрыт доступ в учебные заведения. Татары, башкиры, чуваши, проживающие в Камышле и её окрестностях, имели большие наделы, но их положение было тяжёлым, так как они подвергались не только социальному, но и национальному угнетению.

     В 1895 году из 400 дворов села 81 двор не имел скота и не обрабатывал землю. Более 10 дворов не имели земли. Платить налоги было нечем. В Камышле как и в других сёлах России, происходило расслоение населения на бедняков, середняков и кулаков. Народ был задавлен темнотой, бескультурьем и отсталостью. В Камышле не было ни школы, ни больницы, ни культурно- просветительных учреждений. Только при мечетях были организованы приходские школы, куда доступ имели дети из состоятельных семей.

    Свершилась Октябрьская революция. Советская власть в Камышле, Старых Соснах, Старом Ермакове, Байтугане и других крупных населённых пунктах установилась в ноябре 1917 года.

   Волостной комитет ВЛКСМ, организованный в ноябре 1925 года, руководил 7 комсомольскими ячейками. В волости имелось 4 культурных хозяйства, 2 машинных товарищества, 4 сельхоз артели.

    Осенью 1927 года волостная ячейка разделилась. В селе Камышла стала самостоятельная ячейка. Был организован Байтуганский район. А с 7 апреля 1929 года Камышла стала райцентром.

     В 1929 году состоялось собрание колхозников, давшее колхозу название «Яна тормыш». Весной 1930 года колхоз «Яна тормыш» готовился к полевым работам. Колхозу выделили земли около села, за рекой Сок. Несмотря на трудности, колхоз 25 апреля завершил сев ранних зерновых культур, а 13 июля приступил к уборке урожая.

   27 мая 1935 года райисполком принял решение организовать в районе среднюю татарскую школу на базе Староермаковской неполной средней школы. В 1936 году в 27 начальных, 6 неполных средних и 2 средних школах района учебно-воспитательскую работу вели 155 учителей. В 32 детских яслях и на 30 детских площадках воспитывалось 2525 детей.

   В начале 30-х годов колхоз «Яна тормыш» построил здание правления и колхозного клуба.

   17 декабря 1931 года общее собрание колхозников и актива села Камышла постановило закрыть две мечети из имеющихся четырёх. Было решено здание одной мечети временно отвести под больницу, а другой – под культпросвет учреждение.

   К концу 30-х годов в районе работало 29 начальных,8 неполных средних и 3 средние школы, 1 техникум. 50-е годы ознаменовались кропотливой работой по укреплению колхозов. В 1962 году колхоз «Яна тормыш» объединился с «Октябрём». Новый колхоз получил название «Мир».

   В 1963 году не стало Камышлинского района. «Мир» вошёл сначала в состав Похвистневского района, а с 1965 года – Клявлинского района. А уже в 1991 году отделившись от Клявлинского района снова появился Камышлинский район, районным центром которого является село Камышла.

Гузель Салахова

Уважаемые посетители сайта! Убедительно просим Вас ответственно подойти к своим комментариям, в высказываниях сохранять взаимоуважение, быть толерантными по отношению друг к другу. Критические комментарии по поводу деятельности власти должны быть обоснованными. Также на сайте запрещается публиковать суждения о доминировании одной религии над другой. Администрация сайта будет пресекать комментарии, сообщения экстремистского толка.