Домой Ислам Ислам в стране и в мире Моральный кодекс мусульманина

Моральный кодекс мусульманина

0
Моральный кодекс мусульманина

За многовековую историю Ислама сформировалась этика поведения членов уммы, которая может быть уложена в нижеследующий свод правил.

 1. Избегать сомнительных вещей. Мусульманин должен не только избегать запрещённых деяний, но и сторониться сомнительных. Сообщается, что Абу Абдуллах ан-Ну’ман бин Башир, (да будет доволен ими Аллах), сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, (мир ему и благословение), сказал:

عن أبي عبد الله النعـمان بن بشير رضي الله عـنهما قـال: سمعـت رسـول الله صلي الله عـليه وسلم يقول: (إن الحلال بين وإن الحـرام بين وبينهما أمور مشتبهات لا يعـلمهن كثير من الناس فمن اتقى الشبهات فـقـد استبرأ لديـنه وعـرضه ومن وقع في الشبهات وقـع في الحرام كـالراعي يـرعى حول الحمى يوشك أن يرتع فيه ألا وإن لكل ملك حمى ألا وإن حمى الله محارمه ألا وإن في الجـسد مضغة إذا صلحـت صلح الجسد كله وإذا فـسـدت فـسـد الجسـد كـلـه ألا وهي الـقـلب

«Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют. Остерегающийся сомнительного освобождается (от него) ради (сохранения) своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придёт и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху пасущему около заповедного места своё стадо, которое вот-вот окажется там. Каждый владыка обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха является то, что Он запретил людям. Поистине, есть в теле человека кусочек плоти который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и, поистине, кусочком является сердце» (Аль-Бухари и Муслим). Высший уровень совершенства в вере заключается не только в достижении совершенной богобоязненности, но даже в избегании того, что не считается запретным – боязни впасть в грех.

2. Не наблюдать то, что запрещено. Мусульманин должен избегать взирать на то, что запрещено, потому, что это может вызывать похоть (сексуальное влечение) и соблазн совершить греховный поступок. Всевышний сказал: (Смысл): «Скажи (Мухаммад) верующим мужчинам, чтобы опускали они глаза долу и оберегали своё целомудрие. Скажи верующим женщинам, чтобы отводили они взоры в сторону [от того, что недозволено им] и оберегали целомудрие своё. Пусть не выставляют напоказ прикрас своих, за исключением тех, что обычно остаются неприкрытыми (т. е. лица, и кистей рук); пусть закрывают покрывалами (головными) вырез на груди» (сура «ан-Нур», аяты 30–31).

Почему же так необходимо целомудрие? Коран объясняет это следующим образом: «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах – Прощающий, Милосердный» (сура аль-Ахзаб аят 59). Целомудрие призвано защитить женщину от посягательств на её честь. То есть единственной причиной предписания женщинам покрывать голову и тело является защита от посягательств на их честь.

В отличие от Христианства, покрывало в Исламе не является знаком мужской власти над женщиной; в отличие от Иудаизма, оно не является знаком особой выделенности знатных замужних женщин. Однако то же самое покрывало расценивается как проявление дискриминации и угнетения, если его – лишь с целью защиты – носят мусульманские женщины.

3. Избегать ненормативной лексики. Человек обязан избегать слов уродливых, бесполезных дискуссий, клеветы. «Если заболевает какая-либо часть тела, то всё тело испытывает на себе эту боль и всеми силами старается избавиться от неё» (Муслим). Имам ан-Навави сообщает нам, что неплохо, если человек знает, когда ему должно говорить – в случаях, если он собирается сказать что-то полезное. Когда же кто-то сомневается (говорить или молчать), то лучше молчать, поскольку то, что будет сказано, может быть чем-то запрещённым или истолкованным двояко.

4. Мусульманин должен быть скромным, совестливым, но это не должно мешать ему говорить правду. Скромность и совесть – это то, что удерживает человека от вмешательства в чужие дела, от повышения голоса, злословия. Аль-Бухари в хадисе передал слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в следующем виде: «Вера имеет шестьдесят одно ответвление, и скромность – это одна из ветвей веры». Мусульманские богословы говорили: «Настоящая скромность – та, которая заставляет всегда избегать плохое и быть внимательнее в отношении ущемления прав других».

5. Быть терпеливым и приветливым. Очень важной обязанностью мусульманина является осуществление добрых дел, проявление терпения и чувственности. Распространение Ислама насыщено трудностями, испытаниями, унижениями, угнетениями. Проповедование Ислама сталкивается с различными препятствиями и, следовательно, не каждый способен нести такую ношу. Очевидно, к проповеднику в этом плане предъявляются особые требования. Его обязанность заключается в том, чтобы способствовать распространению учения Ислама во всём мире, сделать его доступным каждому. Это требует высокой степени терпения. Всевышний сказал: «А если кто проявит терпение и простит, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость» (сура «аш-Шура», аят 43). «Мы сотворили небеса, землю и всё, что между ними, только ради истины. Час непременно настанет. Посему прощай их красиво» (сура «аль-Хиджр», аят 85). «Тем, которые совершили добро в этом мире, уготовано добро… Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью без счёта» (сура «аз-Зумар», аят 10). «Пусть они простят и будут великодушны. Разве вы не желаете, чтобы Аллах простил вас? Аллах – Прощающий, Милосердный» (сура «ан-Нур», аят 22).

6. Мусульманин должен быть искренним, честным, всегда говорить правду независимо от последствий. Лгать – значит открыть путь к своей душе дьяволу. Лгущий слаб душой, подавлен и деморализован. Ибн Масуд поведал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Придерживайтесь правды: поистине, правда ведёт к добру, а добро ведёт к Раю. Человек продолжает говорить правду, пока его не занёс суд в список правдивых людей у Аллаха. Берегись лжи; поистине ложь ведёт к нечестию, а нечестие ведёт в ад, и человек продолжает лгать и стремиться ко лжи, пока его не занесут в список лжецов у Аллаха».

 7. Мусульманин должен быть терпимым, лишённым гордыни, особенно к своим собратьям, не разделяя их по каким-либо признакам. Пророк (мир ему и благословения Аллаха) всегда молился о защите от гордыни. Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Любой, кто обладает половиной горчичного семени гордыни в сердце, не будет допущен в Рай. И любой, кто обладает половиной горчичного семени имана, не войдёт (навечно) в огонь».

8. Избегать подозрений и сплетен. «Истинно верующие – братья друг другу: потому примиряйте между собою братьев ваших. Бойтесь Аллаха, может быть, Он умилосердится к вам» (сура «аль-Худжурат», аят 10). Каждый мусульманин должен избегать подозрений, клеветы и сплетен. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный» (сура «аль-Худжурат», аят 12).

9. Мусульманин должен быть щедрым, принося в жертву душу и своё состояние ради Аллаха. В Священном Коране находим десятки стихов, в которых указано, что благотворительность тесно связана с верой. Всевышний сказал: «Верующими являются только те, которые совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили» (сура «аль-Анфаль», аят 3). «Всё, что вы расходуете, идёт на пользу вам самим. Вы расходуете это только из стремления к довольству Аллаха. Какое бы добро вы ни израсходовали, вам воздастся сполна, и с вами не поступят несправедливо» (сура «аль-Бакара», аят 272). «Верующие подобны частям здания. Одна часть поддерживает другую» (Муслим).

10. Мусульманин должен подавать во всём личный положительный пример. Каждое его действие должно согласовываться с исламскими принципами, отражаться во всей повседневной жизни – в работе, во время путешествия и дома, во время приёма пищи, в одежде, в общении и даже в молчании.

http://www.islam.ru/content/veroeshenie/2888