Домой Ислам Ислам в стране и в мире 4 октября Курбан – байрам

4 октября Курбан – байрам

0
4 октября Курбан – байрам

Все что нужно знать о курбане

وَلِكُلِّ أُمَّةٍ جَعَلْنَا مَنسَكًا لِيَذْكُرُوا اسْمَ اللَّهِ عَلَى مَا رَزَقَهُم مِّن بَهِيمَةِ الْأَنْعَامِ فَإِلَهُكُمْ إِلَهٌ وَاحِدٌ فَلَهُ أَسْلِمُوا وَبَشِّرِ الْمُخْبِتِينَ

Для каждой общины Мы установили места жертвоприношений (или религиозные обряды), чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их. Ваш Бог – Бог Единственный. Будьте же покорны Ему. А ты сообщи благую весть смиренным (аль-Хадж, 22/34).

СУТЬ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ И ЕГО ИСТОКИ

Поклонение – это самая важная из потребностей человека, который способен возвыситься духовно лишь посредством искреннего поклонения. Напротив, люди, далекие от поклонения, часто страдают от внутренней пустоты. Человек, вставший на путь духовного развития, очистившийся через муки и страдания, существует в атмосфере счастья, в мире и гармонии с самим собой, живет в своей религии насыщенной жизнью. Подобного человека никогда не сможет поглотить водоворот бренного мира.

Для того чтобы каждый смог удовлетворить свои духовные потребности, быть благодарным рабом и не встать на путь противодействия законам Всевышнего Аллаха, Творец сделал для людей обязательными некоторые виды поклонения. Их можно сравнить с лекарством, которое будет полезно больному только тогда, когда тот будет четко следовать рекомендациям лечащего врача. Кроме основных видов поклонения, таких как намаз, пост, закят и хадж, существуют и другие виды поклонения, также нацеленные на то, чтобы заслужить довольство Аллаха Всемогущего и Великого, и духовно приблизиться к Нему. Одним из таких видов поклонения является жертвоприношение.

Слово «курбан» заимствовано из Корана. Это слово происходит от арабского глагола «каруба» – «приблизиться», что означает, что курбан служит средством приближения к чему-либо. В религии это приближение имеет одну цель – достижение милости Всевышнего Аллаха. Приближение осуществляется через посвящение Всевышнему себя, своего имущества, своей жизни. Мусульманин совершает курбан исключительно по причине того, что Всевышний Аллах приказал ему совершать это. В основе праздника Курбан лежит подчинение воле Господа и реальное осуществление этого подчинения. То, что должно быть принесено в жертву в дни праздника, также установлено Всевышним Аллахом, – это животные с канонической точки зрения пригодные для жертвоприношения. Всевышний Аллах заменил животным – агнцем сына пророка Ибрахима (алейхиссалям), своего любимого друга, которому было послано испытание покорности. Эта история хорошо известна всем верующим.

Пророк Ибрахим (алейхиссалям) проходил испытание покорности своему Господу. Сначала он был испытан имуществом: Всевышний Аллах приказал ему раздать свое богатство тем, от кого он слышал имя Аллаха. Он раздал все, что у него было, но через некоторое время Господь вернул ему во много раз больший удел. Ибрахим (алейхиссалям) был испытан своей жизнью. Ради своего Господа он был готов сгореть в огне, в который его бросили соплеменники-многобожники. Всевышний Аллах принял его покорность, и огненные языки пламени превратились для Ибрахима в розовый сад. И, наконец, его покорность была испытана через любовь к ближнему. В преклонном возрасте Всевышний Аллах даровал ему сына. Ибрахим (алейхиссалям) любил его всем сердцем. И сын отвечал ему любовью и почтением. Но через вещие сны Аллах велел Ибрахиму (алейхиссалям) принести в жертву любимого сына. Проснувшись, Ибрахим (алейхиссалям) рассказал о своем сновидении сыну, который, выслушав рассказ отца, явил пример покорности. В Коране об этом говорится следующее: «Он сказал: «Сын мой! Я увидел во сне, что зарезал тебя. Что ты скажешь об этом?». Он сказал: «Отец мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня одним из терпеливых» (ас-Саффат, 37/102). Отец и сын пришли к указанному месту, Ибрахим (алейхиссалям) уложил сына на землю, чтобы принести в жертву. Далее в Коране говорится: «Когда они оба покорились, и он уложил его на бок, Мы воззвали к нему: «О Ибрахим! Ты оправдал сновидение». Воистину, так Мы воздаем творящим добро. Это и есть явное испытание. Мы выкупили его великой жертвой» (ас-Саффат, 37/103-107). Таким образом, Всевышний Аллах принял его покорность и вместо сына повелел принести в жертву ниспосланного с небес агнца. Так, совершаемый нами курбан тоже является подтверждением нашей покорности Всевышнему Аллаху.

Курбан – это посвящение Аллаху того, что очень дорого человеку. По милости Господа, эта жертва заменена для мусульманина животным, мясо которого рекомендуется раздать. Особенно, наверное, это чувство понятно мусульманину, живущему в деревне, который своим трудом вырастил животное (ухаживал за ним, привязался к нему), и во время курбана должен принести его в жертву ради Аллаха. Можно представить смятение этого человека, но, несмотря на это, он покорен воле Всевышнего Аллаха. Если Господь сказал: «Принеси жертву», человек обязан это сделать: принести в жертву то, что ему дорого. Ведь воля Аллаха превыше всего.

Жертвоприношение является одним из древнейших видов поклонения. Жертвоприношение имеется практически во всех религиях и считается тем видом поклонения, которое духовно приближает человека к Богу. Его истоки восходят к пророку Адаму (алейхиссалям). В Коране рассказывается о жертвоприношении двух его сыновей – Хабиля и Кабиля: «Прочти им истинный рассказ о двух сыновьях Адама. Вот они оба принесли жертву, и она была принята от одного из них и не была принята от другого» (аль-Маида, 5/27). Суть этой истории такова: между братьями возник спор, который должен был быть разрешен через жертвоприношение. Чья жертва будет принята Аллахом, тот и окажется прав. Хабиль принес в жертву самое лучшее, что у него было, он был пастухом и выбрал самого упитанного барана. Кабиль же был богатым земледельцем, но в жертву принес жалкий сноп пшеницы. У Кабиля жертва не была принята…

Смысл совершения жертвоприношения заключается в выражении благодарности Аллаху за бесчисленные блага и просьбе о прощении грехов. Благодаря курбану, человек и его семья, а также нуждающиеся обеспечиваются мясом, которое является одним из основных продуктов питания. Вот почему садака фитр можно выплатить в денежном эквиваленте, а курбан нужно раздать нуждающимся.

В наши дни для удовлетворения потребности населения в мясе каждый день забиваются тысячи животных, но при этом мясо могут себе позволить в основном обеспеченные люди. Что касается мяса курбана, оно попадает в руки множества людей. Курбан есть символ солидарности и взаимопомощи.

Значение термина «курбан»и доказательства его законности

Жертвоприношение (курбан) – это предусмотренный Шариатом обряд, который совершает мусульманин в определенное время, намереваясь тем самым приблизиться к Всевышнему Аллаху и добиться Его довольства. Для курбана подходят верблюды, крупный или мелкий рогатый скот. Курбаном также называют животных, приносимых в жертву.

Скот, который режут в дни празднования Курбан-байрама (‘Ид аль-адха), называют «удхия» (курбан). В Исламе это особое название животных, которых режут в определенное время для достижения милости Аллаха. Повеление о жертвоприношении, как закят и мусульманские праздники, было ниспослано на втором году хиджры. Его доказательства опираются на аяты Корана, сунну и иджму (единогласному мнению ученых).

В Коране Всевышний Аллах повелевает:

«Так совершай молитву и закалывай [жертвенное животное]» (аль-Каусар, 108/2).

Согласно распространенному мнению, молитва, упоминаемая в этом аяте, означает праздничный намаз, а жертвоприношение – это животные, принесенные в жертву в праздничные дни. В другом аяте о жертвенных верблюдах говорится:

«И принесение в жертву верблюдов Мы установили для вас в качестве обряда, предписанного Аллахом» (аль-Хадж, 22/36).

Так же о жертвоприношении известно множество хадисов. Досточтимая Айша (радыйаллаху анха) передала: «Сыны Адама ничем так не могут достичь приближения к Аллаху, кроме как пролитием крови (животных) в праздничные дни. В Судный день явится жертвенное животное с рогами, копытами и шерстью. Капли крови еще не достигнут земли, как Аллах возвысит этого раба. Поэтому режьте животных с радостью и спокойствием духа» (Малик, Муватта, Куран, 24; Тирмизи, Адахи, 1; ибн Маджа, Адахи, 3; Ахмад бин Ханбаль, 5/239).

Всемогущий Аллах не нуждается ни в мясе, ни в крови курбана. Его достигают только намерения, искренность и богобоязненность раба. Следующий аят указывает именно на намерения и искренность, которые представляют собой суть всех благодеяний:

«Ни мясо их, ни кровь их (т. е. жертвенных животных) не дойдут до Аллаха. Но доходит до него богобоязненность ваша» (аль-Хадж, 22/37)

В другом хадисе, переданном Анасом (радыйаллаху анху), говорится: «Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) зарезал двух рогатых баранов, у которых белый цвет преобладал над черным. Я видел, как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) положил ноги (животных) в сторону и со словами «Бисмиллях» и такбиром своей рукой зарезал их» (Бухари, Адахи, 9, 14; Таухид, 13; Муслим, Адахи, 17; Тирмизи, Адахи, 2; ибн Маджа, Адахи, 1; Дарими, Адахи, 1; Абу Дауд, Адахи).

Положение курбана в Исламском праве

Согласно традиции ханафитского мазхаба, который распространен в наших краях, приношение ради Аллаха в жертву какого-либо животного в праздник ‘Ид аль-Адха для каждого свободного состоятельного мусульманина является ваджибом (обязательным). Состоятельным считается человек, который кроме необходимых для удовлетворения жизненных потребностей средств, имеет имущество, достигающее нисаба. Этот нисаб совпадает с нисабом фитра, но при этом годовой срок владения как обязательное условие не ставится. Каждый, кто на утро праздника владеет 200 дирхамами серебра или 20 мискалями золота, или их денежным эквивалентом, или предметами торговли, обязан сделать курбан. Один мискаль составляет 20 каратов, который, в свою очередь, равен по весу 100 зернам ячменя. Один дирхам составляет 4 карата или 20 зерен ячменя. Один карат = 5 зернам = 0,2 г. Один дирхам по шариату соответствует современным 2,8 грамма. Если 200 умножить на 2,8 грамма, то получается 560 граммов. 1 мискаль = 20 карат, 20 карат умножим на 0,2, получается 4 грамма. Следовательно, если 20 мискалей умножить на 4, получается 80 граммов нисаба золота. Значит, 7 мискалей золота равны 10 дирхамам серебра. Данная мера веса была введена в период правления Умара (радыйаллаху анху), чтобы разработать единые меры для динара и дирхама, так как в это время еще не было стандартизации (Ибн Хумам, 1/519; ибн Абидин, 2/38; аль-Майдани, аль-Любаб, 1/148; аш-Ширази, 1/157; ибн Кудама, 3/1-16; Хамди Дёндюрен, Ислам хукукуна гёре алым-сатымда кяр хадлери, стр. 64). К предметам первой необходи-мости относятся дом, домашняя утварь, средство передвижения, орудия труда и т. д. Сюда же относится и годовой расход как членов семьи, так и всех, кто находится на иждивении (аль-Касани, аль-Бадаиус-санаи, 5/62; ибн Хумам, Фатхуль-Кадир, 8/66, 67; ибн Абидин, Раддуль-Мухтар, 5/219-222; аль-Майдани, аль-Любаб, 3/232; ибн Кудама, аль-Мугни, 8/617).

В качестве довода ваджиба ханафиты приводят аят, в котором Аллах повелевает: «Так молись же своему Господу и приноси жертву». Повеление носит в себе обязательность выполнения, так как оно обращено не только к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), но и к его последователям. Но так как в этом обращении употреблена единственная форма, то данное повеление является неоднозначным. Поэтому жертвоприношение является не фарзом, а ваджибом.

Мнение ученых подтверждено и некоторыми хадисами. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Режьте животных (для жертвоприношения)! Воистину, это сунна вашего предка Ибрахима (алейхиссалям)» (Ибн Маджа, Адахи, 3; Ахмад бин Ханбаль, 368; ас-Саффат, 37/107).

Как видно, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ясно и четко приказывает совершать жертвоприношение. Повелительное наклонение, с точки зрения его выполнения, означает ваджиб, то есть, обязательность. Следующий хадис также подтверждает обязательность курбана: «Кто, имея для этого возможность, не станет совершать жертвоприношение, пусть не приближается к месту, где мы молимся!» (Ибн Маджа, Адахи, 2; Ахмад бин Ханбаль, 2/321; аш-Шавкани, 5/108).

Данное предупреждение вступает в силу лишь в том случае, когда пренебрегают обязательным положением. С другой стороны, в некоторых хадисах говорится, что курбан является сунной для уммы, но это не умаляет его обязательности, ибо сунна – это путь, направление.

Совершение жертвоприношения, согласно мнению трех мазхабов, за исключением ханафитов, является сунной муаккада. Для тех, кто имеет возможности, пренебрежение этой сунной является макрухом. Шафииты считают, что совершение жертвоприношения хоть один раз в жизни является сунной. Если членов семьи несколько, то жертвоприношение является сунной-кифая, то есть вполне достаточно, если любой из членов семьи совершит жертвоприношение (ибн Рушд, Бидаятуль-муджтахид, 1/415; аш-Ширбини, Мугниль-мухтадж, 4/282; аш-Ширази, аль-Мухаззаб, 1/23; ибн Кудама, аль-Мугни, 8/617).

По мнению большинства алимов, в этом вопросе опираются на следующий хадис. Как рассказывала Умму Саляма (радыйаллаху анха), Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) приказывал: «Если кто-либо из вас, увидев новолуние месяца Зульхиджа, пожелает совершить жертвоприношение, пусть не стрижет волосы и ногти!» (Муслим, Адахи, 40; аш-Шавкани, 5/112).

Этот хадис показывает, что имеющие возможность мусульмане обладают полной свободой выбора: совершить курбан или нет. Если в каком-то вопросе предлагается полная свобода, то это означает необязательность выполнения некого положения или закона.

Другим доказательством является хадис, переданный Ибн Аббасом (радыйаллаху анхума): «Я слышал, как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «На свете есть три вещи, которые для меня являются фарзом, а для вас – нафиль: намаз витр, курбан и намаз духа» (Ахмад бин Ханбаль, 1/231. Аль-Хаким в своем произведении «Мустадрак» ничего не говорил о цепочке передатчиков, однако Насаи и Даракутни считали, что в цепочке передатчиков хадиса есть некоторые лица, к высказываниям которых подходят с большой осторожностью).

Большинство алимов сравнивают курбан с акика – жертвоприношением по поводу рождения ребенка. Кроме того, хадисы, в которых содержится предупреждение тем, кто не совершает жертвоприношения, аналогичны следующему: «Гусуль в день джума является ваджибом для каждого совершеннолетнего человека» (Бухари, Азан, 161; Джума, 2, 3, 12; Шахадат, 18; Муслим, Джума, 4, 7; Абу Дауд, Тахара, 127). Тогда как полное омовение тела в пятничный день является мустахабом, а не ваджибом.

Данную точку зрения поддерживают и исторические документы, которые свидетельствуют, что Абу Бакр и Умар (радыйаллаху анхума) никогда не совершали жертвоприношения. Причина этого объясняется просто: чтобы люди не подумали, что курбан является ваджибом. Но ханафиты объясняют поведение праведных халифов тем, что их собственность не достигала нисаба. Тем более, из государственной казны они брали лишь столько денег, сколько было достаточно для обеспечения насущных нужд их семей (аль-Касани, 5/62, 63; аз-Зухайли, 2/597).

Шафииты, утверждающие, что достаточно того, чтобы любой из членов семьи совершил жертвоприношение, ссылаются на хадис, переданный Михнафом ибн Сулаймом (радыйаллаху анху): «Как-то мы сидели вместе с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям). Я слышал, как он говорил: «О люди! Каждая семья каждый год обязана совершать жертвоприношение» (Тирмизи, Адахи, 17. Данный хадис относится к разряду «хасан». См. аш-Шавкани, 5/138; Насаи, Фер,1; Ахмад бин Ханбаль, 4/215, 5/76). Известно, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) зарезал двух жирных, круторогих баранов. Одного за свою умму, а другого – за себя и членов семьи (Зайлаи, Насбур-райа, 4/215).

Говоря, что достаточно, чтобы любой человек один раз за всю свою жизнь совершил жертвоприношение, шафииты приводят довод, согласно которому, необязательно повторение приказа. Вполне достаточно один раз выполнить повеление, и человек считается выполнившим его (аз-Зухайли, 3/567).

Проанализировав все хадисы, в которых говорится о том, что «курбан является сунной», аш-Шавкани (умер в 1250/1834 г.) говорил: «Все эти хадисы не имеют такой силы, что их можно было бы приводить в качестве доказательства» (Найлуль-Автар, 4/341).

Условия обязательности жертвоприношения

Все ученые единогласно утверждают, что каждый свободный мусульманин, достигший совершеннолетия, постоянно живущий в одной местности и имеющий возможности, должен совершить жертвоприношение. Что касается обязательности жертвоприношения для путников, маленьких детей и умалишенных, то по этому поводу существуют различные взгляды и мнения.

По мнению Абу Ханифы и Абу Юсуфа, для того чтобы курбан стал обязанностью, умственная полноценность и совершеннолетие не являются необходимым условием. Попечитель может по своему усмотрению взять из имущества богатого ребенка или умалишенного средства для жертвоприношения. Ребенок или психический больной человек могут употребить мясо курбана, а оставшуюся часть обменять на какие-либо полезные вещи (как одежда).

Имам Мухаммад считал, что разум и совершеннолетие являются обязательным условием. Поэтому нет необходимости совершать жертвоприношение из имущества ребенка или умственно больного человека. При вынесении фетвы за основу обычно берется именно этот взгляд. Если попечитель совершит подобный акт, ему нужно возместить ущерб. Лучше, если за ребенка или больного попечитель совершит жертвоприношение из собственных средств (Ибн Хумам, Такмилату Фатиль-Кадир, 8/67-70; аль-Майдани, аль-Любаб, 3/232; ибн Абидин, 5/222).

По мнению шафиитов и ханбалитов, совершение курбана за маленького ребенка не является сунной, тогда как для маликитов – это сунна (аш-Ширбини, Мугниль-мухтадж, 4/283; аль-Бухити, Кашшаф, 3/17; аз-Зухайли, 3/604).

Ханафиты считают, для путника необязательно совершение жертвоприношения, так как Абу Бакр и Умар (радыйаллаху анхума), находясь в пути, никогда не совершали жертвоприношение. Переданы слова Али (радыйаллаху анху): «Совершение намаза-джума и курбана для путника не являются ваджибом» (Зайлаи утверждал, что данный хадис является «гариб»). Это объясняется тем, что для путника все это представляет значительные трудности. Поэтому, чтобы облегчить положение путников, законы Ислама не требуют от них совершения намаза-джума и курбана (Ибн Хумам, 8/71; Зайлаи, Тыбьянуль-хакаик, 6/3; ибн Абидин, 5/222).

За исключением ханафитов, по мнению алимов остальных трех мазхабов, совершение жертвоприношения и для путников является сунной.

Чтобы курбан стал действительным, предварительно нужно сделать намерение, так как животное режут как с целью достижения милости Аллаха, так и для удовлетворения потребности в пище. Как говорил Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), «Поступки оцениваются согласно наме-рениям. Каждый получит то, ради чего он совершал намерение» (Бухари, Бадуль-вахй, 1; Муслим, Имара, 155).

Что касается курбана, в котором могут принимать участие сразу несколько людей, то среди них не должно быть тех, которые делают это не ради достижения близости к Аллаху, а для удовлетворения потребности в мясе. Например, если семь человек для жертвоприношения решили зарезать верблюда или корову, но один из них присоединился только ради получения мяса, данное жертвоприношение будет считаться недействительным, так как милость Аллаха достигается посредством выпускания крови, а это никоим образом не делится (аль-Касани, 5/71; аз-Зухайли, 3/605).

Время и форма жертвоприношения

Животных режут в первый, второй и третий дни праздника ‘Ид аль-Адха, но желательно это сделать в первый день. В городах и населенных пунктах, где праздничный намаз совершают все вместе, жертвоприношение совершают сразу после намаза. Что касается деревень и сел, где праздничный намаз не совершают, то скот режут сразу после восхода солнца. Это и есть начало времени жертвоприношения. Время жертвоприношения продолжается до захода солнца третьего дня праздника. Человек, который по уважительной причине не смог пойти на «Салятуль-‘ид» (праздничный намаз), спустя некоторое время, в течение которого можно совершить намаз, может резать курбан.

Резать скот в ночное время является порицаемым деянием (макрух), так как существует вероятность нарушить правила жертвоприношения животных.

Относительно времени жертвоприношения известны различные хадисы. Бара бин Азиб (радыйаллаху анху) рассказывал: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) приказал нам: «В этот день (праздничный) сначала нам нужно совершить намаз, затем, вернувшись, произвести обряд жертвоприношения. Кто поступит таким образом, тот поступит в соответствии с нашей сунной. Кто зарежет скот раньше, он всего лишь обеспечит свою семью мясом. О том, что это жертвоприношение, не может быть и речи» (Бухари, Идайн, 8, 10, Адахи, 1, 11; Муслим, Адахи, 7, Насаи, Идайн, 8, Ахмад бин Ханбаль, 4/232, 303).

Как следует из этого хадиса, скот, который зарезали в предпраздничный день, или ночью, или перед праздничным намазом, не может считаться жертвоприношением.

В хадисе, который сообщил Анас (радыйаллаху анху), говорится: «Кто зарежет скот до праздничного намаза, пусть вновь совершит обряд жертвоприношения. Кто зарежет животное после намаза, считается, он полностью выполнил религиозные обязанности и поступил в полном соответствии с сунной мусульман» (Бухари, Идайн, 5, 10, 17, 23; Забаих, 17; Адахи, 1, 4, 8, 11, 12; Муслим, Адахи, 1-4, 10, 11; Насаи, Идайн, 8, 30).

То, что на совершение курбана отведено три дня, имеет доказательства из сунны. Умар, Али и Аббас (радыйаллаху анхум) говорили: «Время совершения обряда жертвоприношения длится три дня, но предпочтительнее это делать в первый день». Кроме того, Ибн Умар (радыйаллаху анхума) говорил: «Жертвоприношение после первого дня длится еще два дня» (Малик, Муватта, Дахая, 12).

Так же как и ханафиты, маликиты и ханбалиты считают, что жертвоприношение можно совершать три дня.

По мнению Имама Шафии, жертвоприношение можно совершать в течение четырех дней. В связи с этим он приводит следующий хадис:

«Арафа – это место для вакфа и все дни произнесения «такбиру ташрик» являются временем для жертвоприношения» (Сообщал Байхаки, и ибн Хиббан говорил, что это достоверный хадис). В одном из сообщений ибн Хиббан сообщал: «Во все дни «такбиру ташрик» можно совершать обряд жертвоприношения» (Ахмад бин Ханбаль, 4/82; аш-Шавкани 5/125). Как известно, в эти дни входит и четвертый день праздника.

Перед закланием животное укладывают в направлении киблы и, произнеся: «Бисмилляхи. Аллаху акбар», режут его. Если это возможно, то желательно, чтобы резал сам владелец, если же нет возможности, то можно попросить другого мусульманина, а самому стоять у изголовья животного и читать аят:

قُلْ إِنَّ صَلاَتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لِلّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

«Скажи: «Воистину, моя молитва, мое жертвоприношение [Аллаху], жизнь моя исмерть — во власти Аллаха, Господа [обитателей] миров» (аль-Анам, 6/162).

«Бисмилляхи» должен произносить не только владелец скота, но и тот, кто режет. Если же намеренно пренебречь этим, то мясо этого животного в пищу нельзя употреблять. Если владелец животного положит свою руку на того, кто режет, то оба должны сказать: «Бисмилляхи. Аллаху акбар». Если один из них преднамеренно промолчит, запрещается употребление мяса зарезанного животного.

Если в течение трех праздничных дней не успеют зарезать животное, купленное для жертвоприношения, в любом случае надо зарезать его. Если же оно погибло, то нужно его стоимость раздать нуждающимся лицам. Переносить это поклонение на следующий год нельзя. Чтобы жертвоприношение было ваджибом, оно должно быть совершено в определенное время. Следовательно, до захода солнца третьего праздничного дня жертвоприношение становится ваджибом для каждого мусульманина, имеющего для этого все возможности. При этом не имеет значения, что кто-то был до этого бедным человеком, важно располагать возможностью в данный момент. Но если обеспеченный человек вдруг лишится своего состояния до захода солнца третьего дня праздника или отойдет в иной мир, обязанность совершения жертвоприношения слагается с него.

К месту забоя животное нужно вести без применения грубой силы и заколоть острым ножом, чтобы не причинять лишних страданий. Свежевать начинать после полной уверенности, что животное умерло. Желательно хозяину сначала попробовать жареную печень, ибо это является мандубом.

Материал подготовил:

Наиль – хазрат Биктаев
Имам – хатып
Самарской Исторической мечети