31 августа 1990 года Верховным Советом Республики Татарстан принято решение об образовании Конституционной комиссии под руководством Президента РТ для разработки Основного Закона Республики Татарстан. Проект Конституции, явившийся результатом длительного, кропотливого коллективного творчества Конституционной комиссии, членов Президиума Верховного Совета, народных депутатов, виднейших ученых правоведов, был опубликован 31 декабря 1991 года для всенародного обсуждения. В ходе обсуждения было внесено более 5 тысяч предложений и замечаний. Письма и телеграммы поступали не только из всех районов республики, но и из-за ее пределов. В мае 1992 года на X сессии Верховного Совета Республики Татарстан состоялось первое чтение Основного Закона республики.
6 ноября 1992 года на XII сессии Верховного Совета принята Конституция Республики Татарстан – важнейший политико-правовой документ, объединивший людей разных национальностей, политических пристрастий и вероисповеданий, воплотивший чаяния многонационального народа республики и в полной мере отвечающий требованиям новой эпохи в истории России и Татарстана. В ознаменование этого события день 6 ноября объявлен в республике праздничным днем – Днем Конституции Республики Татарстан.
Принятие Конституции Республики Татарстан – это важнейший политический выбор, сделанный республикой, начало нового исторического этапа в ее развитии. В основе этого документа было искреннее стремление народа повысить самостоятельность республики в решении ее социальных и экономических проблем; подлинная забота о настоящем и будущем Татарстана, стремление сделать его демократическим правовым государством, реальным участником общероссийского политического процесса.
Становление институтов президентства и парламентаризма, местного самоуправления и многопартийности, свободы слова и власти общественного мнения – все эти и многие другие политические новации стали неотъемлемым условием развития политической системы Татарстана. Конституционное закрепление многообразия форм собственности, поддержка приоритетных отраслей народного хозяйства, ориентация на производство конкурентоспособной продукции дали мощный импульс в проведении сильной социальной политики, ориентированной на повышение качества жизни татарстанцев.
Реформа, связанная с созданием единого правового пространства Российской Федерации, объективно диктует необходимость корректировки Конституции Республики Татарстан в соответствии с изменившимися в стране политическими реалиями. При этом Президент и Парламент республики исходят из того, что государственно-правовой статус Татарстана определен волей многонационального народа на референдуме и получил свое закрепление в Конституции Республики Татарстан и Договоре о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти России и Татарстана. Данное обстоятельство принципиально отличает Основной Закон от аналогичных правовых документов других субъектов Федерации. Вот почему Республика Татарстан последовательна в отстаивании своего конституционно-правового статуса, ставшего залогом политической стабильности, межнационального мира и гражданского согласия в обществе.