Домой Жизнь татар Татары в России и в мире «Казань удивляет», или Как придумать туристический бренд для столицы

«Казань удивляет», или Как придумать туристический бренд для столицы

0

Почему столица Татарстана скоро может стать Меккой для китайских путешественников и сможет ли татарский гусь стать альтернативой Октоберфесту?

Сегодня о развитии туризма — ключевой для постиндустриального города отрасли — шла речь на совещании в мэрии Казани. В своем программном выступлении председатель комитета внешних связей и туризма Евгения Лодвигова обозначила перспективы развития отрасли, рассказав о программе ее развития до 2017 года. Среди самых интересных «фишек» — турне «медведей Барни», многочисленные культурные фестивали, отдельный акцент на медицинский и паломнический туризм. Лодвигова также рассказала о мучительных поисках казанского бренда: если «Париж — город любви», то Казань, по оценкам туристов, пока «просто удивляет» своим европейским уровнем по многим направлениям. Хотя, по оценкам экспертов, опрошенных «БИЗНЕС Online», удивляет город не только интересными событиями и великолепными видами, но и, например, невозможностью прокатиться ни по Волге, ни по Казанке.

До 90% гостей Казани едут из регионов ПФО, Москвы и Санкт-Петербурга
До 90% гостей Казани едут из регионов ПФО, Москвы и Санкт-Петербурга

КАЗАНЬ ВКЛЮЧИЛАСЬ В БОРЬБУ ЗА ЧЕМПИОНАТ ПО ДЗЮДО

Сегодня с новости о казанской заявке на проведение чемпионата мира по дзюдо открыл деловой понедельник мэр Казани Ильсур Метшин. Чемпионат пройдет в 2016 году. Хотя событие с точки зрения спортивного мира важное, Казань уже начала привыкать к тому, что подобные заявки для города стали обычным делом — так оценил мэр факт новой инициативы Казани. Градоначальник отметил, что на фоне россыпи больших и малых событий от тысячелетия до Универсиады город преображается буквально на глазах: меняется инфраструктура, меняются люди… Появляется возможность привлечения лучших кадров.

«Столица Татарстана включилась в очередную борьбу — надеемся на то, что мы победим, мы имеем хорошие шансы, — отметил градоначальник, анонсируя выступление председателя комитета внешних связей и туризма Евгении Лодвиговой. — И конечно же, огромный толчок эти мероприятия дают с точки зрения туристического потока».

Евгения Лодвигова
Евгения Лодвигова: «Главными направлениями новой программы становятся три задачи: создание туристического бренда города Казани, развитие туристической инфраструктуры и работа над развитием перспективных направлений туризма»

ТРИ ЗАДАЧИ ДЛЯ КАЗАНИ

Лодвигова, чей доклад был посвящен развитию туристической отрасли в городе, сначала коротко прошла по итогам развития отрасли. По приведенным Лодвиговой данным, въездной турпоток-2013 вырос на четверть до 1,5 млн. человек, номерной фонд вырос на 20%, а число отелей — на 25%, появились двухэтажные автобусы, указатели и карты на улицах. Затем руководитель комитета перешла к ориентирам будущего — главные из них отражены в программе развития туризма в Казани на 2014 – 2017 годы.

«Главными направлениями новой программы становятся три задачи: создание туристического бренда города Казани и его продвижение, развитие туристической инфраструктуры и работа над развитием перспективных направлений туризма», — перечислила она.

От крупных мазков докладчица перешла к более тонким штрихам, расписав каждую из задач поподробнее. Говоря о бренде, она отметила, что «мы не просто ищем внешнюю обертку — удачный слоган и логотип, подобно аватарке или статусу в соцсетях, мы ищем атмосферу города». Если Амстердам — город свободы, Нью-Йорк — город возможностей, а Париж — город любви, то Казань — город… Город чего? С чем ассоциируется Казань?

Как выяснилось из серии опросов туристов, которые проводились в этом году при участии экспертов отрасли, креативщиков, турфирм и Британской высшей школы дизайна, «Казань удивляет». Такую ассоциацию вызывает у людей приезд в столицу РТ: народ просто не ожидает, что здесь можно встретить европейский уровень отдыха.

«Мы не говорим, что это наш бренд, но это точно одна из идей», — подчеркнула Лодвигова.

По мнению градоначальника, над брендом, безусловно, надо очень серьезно думать — с приглашением известных консультантов, уже имеющих опыт брендирования городов. В этой нежной сфере точно не надо изобретать велосипед.

«Это как в известном мультфильме про капитана Врунгеля, — вспомнил Метшин пример из советского детства. — Как корабль назовешь, так он и поплывет».

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

Хотя бренда как такового пока нет, уже ясна целевая аудитория PR-кампаний. В первую очередь это российские туристы. Не удивительно, ведь семейный туризм и туризм выходного дня остаются основными направлениями: до 90% гостей Казани едут из регионов ПФО и обеих столиц.

Еще одной целью станут китайцы. Поднебесная — один из лидеров мирового туризма, а у нас китайцам интересна память вождя мировой революции.

Скоро закончится реконструкция дома-музея Ульянова-Ленина
Скоро закончится реконструкция дома-музея Ульянова-Ленина

«Скоро закончится реконструкция музея Ульянова-Ленина. А для них это Мекка, для китайцев, — отреагировал Метшин. — Давайте подумаем, как представить Казань на выставке World Travel Market — это одна из лучших площадок, где можно о себе заявить. Каждая такая выставка открывает новые возможности».

Разумеется, прорабатываются и страны, с которыми налажено прямое авиасообщение, продолжила Лодвигова. В этом году акцент был сделан на Азербайджан и Казахстан. В планах — Турция, Германия и Финляндия.

В последнее время растет самостоятельный туризм — его доля подскочила вдвое. Основной инструмент поиска для этой группы интересантов — интернет. Люди ориентируются на туристические порталы, сайты бронирования, мониторят отзывы в соцсетях. Для работы с этой группой нужна модернизация туристического портала, считает Лодвигова. Основная идея портала — «Три дня в Казани»: где поселиться, куда сходить, что посмотреть, где пообедать и так далее.

БУДЕТ ВСЕ, ЧТО БЫЛО, ПЛЮС ФЕСТИВАЛЬ ВЯЛЕНОГО ГУСЯ

Новая программа нацелена на развитие приоритетных направлений туризма — городского, культурного, делового, паломнического, семейного и даже медицинского.

Например, рынок паломнического туризма во всем мире — порядка 200 млн. человек. И это далеко не всегда религиозная практика, когда туристы едут к культовым местам ради духовной практики. Это может быть и туризм с посещением религиозных святынь в познавательных целях. Казань же можно подавать в связке с Болгаром и Свияжском, если проводить события федерального значения.

Ниша семейного туризма в России, по оценкам Лодвиговой, относительно свободна. И Казань может ее занять: события, медицина, паломничество — все укладывается в эту концепцию. А Казань уже успела стать самым популярным местом семейного отдыха по версии портала oktogo.ru.

Выросло в последнее время число гостей, которые едут в Казань в медицинских целях. Это, по мнению Лодвиговой, связано с тем, что цены в наших клиниках ниже, чем, например, в Москве, а качество услуг не уступает столичному.

«Еще работая в гостинице, я отмечала, что самым надежным клиентом оставались медики — они регулярно проводили съезды и форумы, только за счет этого гостиница и выжила во время кризиса 2008 года, — потянулась к опыту прошлого Лодвигова (напомним, что в мэрию она пришла с должности генерального менеджера «Гранд Отеля» и «Шаляпин Палас»). — Сейчас мы намерены доработать этот продукт — включить в турпакеты спецпредложения по медицинскому обслуживанию, информировать постояльцев об услугах, сформировать единое информационное городское пространство: указатели на клиники, социальная реклама и так далее».

«Медицинский туризм, целые регионы живут этим! — оценил Метшин направление. — Благодаря вложениям республики, личному вниманию президента республики условия для диагностики, лечения, реабилитации больных у нас соответствуют высоким стандартам».

Городской туризм включает две составляющие: достопримечательности города и событийную карту.

Фестивали и события разного формата вроде «Велоночей» не оставят казанцев

Из объектов городского туризма докладчица отметила второе рождение Старо-Татарской слободы, где совместно с префектурой планируется программа фестивалей и событий, а также парки. Как известно, 2015 год объявлен Годом парков в Татарстане, так что заняться популяризацией обновляемых зеленых уголков города еще предстоит. Появятся, наконец, и речные трамвайчики, которым помешала в этом году сложная обстановка на Казанке — как отметила Лодвигова, инвестор еще летом закупил суда, но выпустят их на воду в 2015 году.

Что же до событий, то Лодвигова пообещала, что фестивали и события разного формата, такие как нашумевший в этом году «Культурный сдвиг», «Велоночи», Kazan Сity Racing, не оставят казанцев.

Собственно, новые фишки можно не искать — они есть, достаточно «раскрутить» существующие бренды: тот же Зилант, например, а также Сабантуй, фольклорные моменты вроде Кыш Бабая-путешественника… В этом году с его участием уже пройдут новогодние программы.

«Уже в ближайших планах — провести фестиваль вяленого гуся в Казани, как Октоберферст в Мюнхене, — сравнила она, добавив, что организация события не обойдется без ассоциации рестораторов и отельеров. — Целью является привлечение внимания к татарской и русской кухне, чтобы они из национальных превратились в интернациональные, как японская и китайская».

В амбициозных планах международных событий — участие в турне United Buddy Bears (содружество медведей Бадди). В Казани оно может пройти уже на будущий год.

«Это международная художественная выставка, которая проходила в таких городах, как Берлин, Токио, Буэнос-Айрес, Париж, Нью-Дели, Санкт-Петербург, — отметила она. — Турне по всему миру собирает миллионную публику. Каждый медведь выкрашен в цвета и символы страны, которую он представляет».

«РЫБА ИЩЕТ, ГДЕ ГЛУБЖЕ, А ТАКСИСТ — ГДЕ БОЛЬШЕ ДЕНЕГ»

Среди проблем туристической инфраструктуры Лодвигова в первую очередь назвала парковку туристических автобусов (им нельзя ездить и стоять на автобусных полосах, в связи с чем комитет исполкома предлагал сделать для них исключение и организовать временные стояки), недостаточность развития информационно-навигационных систем, а также недостаточный уровень квалификации персонала и отсутствие системы аккредитации гидов.

Для снятия парковочной проблемы в Казани на Профсоюзной, Муштари и Островского до конца года в порядке эксперимента выставят соответствующие знаки, а потом оценят эффект. Параллельно Лодвигова предупредила о «гидах-самозванцах» — таксисты, считая себя знатоками города, стали предлагать экскурсии — и предостерегла о невысоком качестве такого «турпродукта».

«Рыба ищет где глубже, а таксист — где денег больше, — отреагировал Метшин. — Это уже говорит о том, что отрасль начинает приносить доходы, коль скоро они наряду с извозом начали влезать в туризм». А по поводу автобусной проблемы он предложил реализовать прозвучавшие предложения и выразил надежду, что ГИБДД поддержит город в этом вопросе.

Перейдя к информационным сервисам, Лодвигова отметила необходимость дальнейшей расстановки указателей, разработки карт и путеводителей, а также мобильных приложений — в этом году, например, совместно с композитором Радиком Салимовым появилось приложение «Казанский Кремль» в формате музыкальной экскурсии с привязкой к спутниковым координатам объектов. Эта работа будет продолжаться.

В республике принята программа развития туризма до 2020 года стоимостью 1,8 млрд. рублей

«Перед нами стоит важная задача — научить все объекты, указатели, информационные табло, вывески и, самое главное, самих жителей говорить с гостями, — описала задачу Лодвигова. — Этот проект мы назовем iHelp».

В рамках проекта всех желающих и волонтеров позовут на курсы казанской истории и английского. Появятся путеводители от знаменитостей с незаурядными маршрутами по Казани. Объявят также конкурс на самый гостеприимный объект с присвоением фирменного знака отличия, причем пройдет он совместно с рейтиговыми туристическими сайтами вроде tripadvisor, otzyv и так далее.

Кадровая проблема — также одна из ключевых. Мало кто мечтает всю жизнь работать официантом или горничной, и это, оказывается, тяжелый вопрос отрасли… Так что в программе развития туризма предусмотрены шаги по повышению мотивации персонала гостеприимства. Нужна и программа качества для гидов — появится методкабинет при гильдии экскурсоводов.

О ЖАЖДЕ НАЖИВЫ И ВПЕЧАТЛЕНИЯХ

Главный вопрос — цена программы. Отвечая на него, Лодвигова оценила бюджет в 90 млн. рублей. А цель — рост турпотока до 2 млн. человек в год, то есть примерно на 10% ежегодно. В целом, по ее словам, развитию туризма в Татарстане явно придан новый импульс с созданием профильного госкомитета.

Напомним, что в республике принята программа развития туризма до 2020 года стоимостью 1,8 млрд. рублей. На этом фоне изменения произошли и в структуре исполкома: комитет внешних связей и туризма становится отдельным городским учреждением по развитию туризма.

«Консолидировав усилия, мы зададим нужный вектор развития туристической отрасли. Все в одной связке: госкомитет, бизнес, общественные организации, но самое главное — это жители Казани», — резюмировала она.

Оценивая масштаб, перспективы и смелые идеи, Метшин напомнил предыдущее обсуждение видов на турбизнес, когда объем въездного туризма начинался с 400 тыс. туристов в год.

«Полтора миллиона туристов — это уже цифра. Свыше миллиона — это уже отрасль, полтора миллиона — хорошая отрасль, — оценил уровень туризма градоначальник. — Планы реальные, правильно, что масштабы соответствуют этим планам полета. Нужно их смело реализовывать и работать над каждым отдельным направлением».

Он поручил заместителю руководителя исполкома Ивану Кузнецову расписать по отраслям все направления, по которым необходимо решать вопросы отрасли, и предложил финуправлению при всей скудости «допдоходного ручейка» направить часть денег уже в бюджете 2015 года.

«Пусть мелочи, но… мелочей не бывает, — вспомнил вдруг градоначальник. — Я не помню, где прочитал, но есть жалобы, что невозможно проехать на железнодорожный вокзал бесплатно. Мировая практика: заехал, выгрузил пассажиров — это бесплатно! У нас таких договоренностей не было — спасибо инвестору, сделали прекрасный паркинг. Затем они попросили для наведения порядка и верхнюю площадку. Но это тот случай, когда жажда наживы может испортить впечатления…»

Парковка у железнодорожного вокзала, по мнению мэра, должна быть бесплатной

РАТМИР ШАЙДУЛЛИН АНОНСИРОВАЛ «НАРОДНЫЙ ПОХОД» ПРОТИВ ИГОРНОГО БИЗНЕСА

Поручив «разрулить» вопрос с заездом на вокзал, градоначальник перешел к другим темам. Самым, пожалуй, интересным стал анонс от председателя КЗИО Ратмира Шайдуллина.

С 1 октября в Казани стартует третий этап «Народной инвентаризации», заявил он. Две предыдущих «волны» были на ура встречены казанцами: первая акция была посвящена выявлению бесхозных земель и зданий, напомнил Шайдуллин, вторая — борьбе с незаконными ларьками и киосками. Акция оказалась достаточно популярной, чтобы по примеру Казани власти Татарстана решили провести ее во всех районах республики.

Теперь же КЗИО берет под прицел нелегальный игорный бизнес — акция продлится месяц. Хотя случаи выявления таких заведений в муниципальных помещениях единичны, признал он. В прошлом году, например, азартно играли на улице Академика Королева, 43. Помещение площадью около 150 кв. м находится в собственности казанской казны, однако оно было передано в аренду юрлицам под офисы, склады и розничную торговлю. В результате КЗИО разорвал арендный договор. Аналогичные случай был на улицах Мира, 3 и Дементьева, 27. Здесь тоже расторгнут договор аренды, а оборудование вывезено полицией.

«С апреля по сентябрь комитетом направлены материалы по 18 земельным участкам для проведения проверки на предмет незаконной игорной деятельности», — сказал Шайдуллин.

Теперь же он надеется, что при содействии горожан факты размещения незаконного игорного бизнеса будут выявляться более активно. Председатель КЗИО предложил казанцам фотографировать подозрительные объекты и отправлять заявку на их проверку на сайт комитета, в интернет-приемную мэра или по телефону горячей линии 200 04 04. Он пообещал: по каждому обращению будут проходить выезды сотрудников КЗИО, фотографирование объектов и направление материалов всем — вплоть до ФСБ. С помощью этой акции, как он полагает, удастся привлечь держателей черного бизнеса к ответственности.

А гражданам Шайдуллин пообещал не только грамоты, но и ценные призы — в прошлый раз самым активным вручали даже телевизоры.

Подчеркнув важность дальнейшей работы в связке с населением, Метшин обратился к шефу полиции Казани Валерию Красильникову. Ведь не по разу, не по два звонят казанцы, говорят, где идет игра, а салоны живут припеваючи…

Как оказалось, еженедельно в Казани более 20 точек оказываются во внимании полицейских, но закрыть их весьма непросто. Некоторые приходится закрывать по три-четыре раза, признался шеф полиции.

«Тут не все так просто — большинство заведений в частной собственности, целая цепочка субарендаторов — в конце концов мы выходим на собственников, — объяснил Красильников. — Не везде идут навстречу. По три-четыре раза закрываем объекты…»

Метшин, однако, предложил навалиться на проблему всем миром и в течение месяца еще раз внимательно «проутюжить» все адреса, которые «высветят» казанцы в ходе акции.

«Нет тех крепостей, что большевики не брали — в октябре поставим задачу поработать в этом направлении», — резюмировал он.

КАЗАНЬ — ДА, УДИВЛЯЕТ, НО…

Оценить идеи властей в сфере туризма корреспонденты «БИЗНЕС Online» предложили участникам рынка.

Казань как таковая уже является привлекательным продуктом с точки зрения внутреннего туризма. Такую оценку городу дал генеральный директор туристической компании «Компаньон СП» Сергей Пасечник. У столицы Татарстана, безусловно, остаются некоторые минусы в сервисе, но при этом есть очень много плюсов по наполненности всевозможными туристическими программами.

«Что нужно сделать, чтобы сделать наш город еще интереснее? Этим Казань занимается уже 20 лет… Нужно работать, продолжать заниматься этой проблемой и при этом доверять казанским профессиональным туристическим компаниям», — считает он.

Пасечник согласился с кадровой проблемой отрасли — профессионалов действительно не хватает, хотя эффективность предлагаемых ходов оценить затруднился.

По мнению Ильдара Ахметвалиева — учредителя и гендиректора ЗАО «Интурцентр», можно сколь угодно долго говорить о том, какие именно мероприятия могут привлечь туристов и какие объекты можно тут построить. Проблема в том, что в той экономической ситуации, которая складывается в России, какие-либо затратные мероприятия маловероятны.

«Все эти предложения Лодвиговой о проведении в будущем таких событий, как «Велоночи», Kazan City Racing, праздник вяленого гуся и так далее, я охотно поддерживаю, — заявил он. — Эти мероприятия вполне могли бы привлечь туристов в Казань».

Вместе с тем первейшей задачей Ахметвалиев считает как раз решение кадровой проблемы.

«Во всех сферах есть проблема опытного, грамотного персонала, который может быть не только продавцом, а в полном смысле слова менеджером, — считает он. — Менеджер ведь в переводе — это руководитель, верно? Поэтому он должен быть руководителем на своем рабочем месте, который знает свой продукт на все 100 процентов и может предложить туристу именно то, что тот хочет. То есть предложить именно то, чем турист останется доволен, а потом уедет к себе домой с самыми приятными впечатлениями о Казани. Так что вопрос расширения въездного туризма тесно связан с задачей подготовки таких кадров. Это первейшая задача, которую нам нужно решать».

С тем, что «Казань удивляет», согласилась директор туристической компании «Итиль-Тур» Светлана Пименова.

«Вы знаете, я в этом году объездила весь юг России, посмотрела много других городов… Да, действительно, Казань удивляет! Мы за последние годы так далеко шагнули!» — отметила она.

Город развивается, и очень динамично: и гостиницы есть, и точки питания, и хорошие автобусы, отметила Пименова. Инфраструктура, по ее словам, просто отличная.

«По поводу объектов — мне кажется, что надо больше сохранять то, что есть на сегодняшний день, то историческое наследие, которое оставили нам предки, — подчеркнула она. — Надо больше уделять внимание архитектуре, сохранению этих исторических памятников и постараться, чтобы в центре было поменьше новостроек».

Событийный туризм — это отдельная песня, и его тоже надо развивать, считает она. Но вообще-то главное для путешественников — это сам город. И тут, если уж говорить об инфраструктуре, Казани не хватает малого речного флота.

«И иностранцы, и российские туристы, приехав в Казань, хотят побывать на Волге, раз уж она географически располагается рядом, — замечает Пименова. — Но мы по ней практически не ездим, потому что у нас нет соответствующих судов. И это, конечно, позор».

http://www.business-gazeta.ru/article/115573/
Фото и видео: metshin.ru