Новые социальные условия вызвали активный интерес российского общества к ценностям традиционной духовной культуры. Учитывая то, что религиозное просвещение несет в себе огромный нравственный потенциал, формирует духовные ценности, в школах многих регионов Российской Федерации приступили к изучению предметов духовно-нравственного блока. Он состоит из шести модулей: общий курс истории мировых религий, светская этика и культура одной из традиционных конфессий (православие, ислам, иудаизм, буддизм).
Пока эта дисциплина преподается в форме эксперимента, а с сентября 2012 года станет обязательной во всех школах страны.Новый курс, как и любой другой школьный предмет – светский, и работать с детьми должен объективный учитель. Эти занятия должны обеспечивать вхождение детей в культурную традицию народа и решать воспитательные задачи, направленные на формирование нравственных ценностей и жизненной позиции, считают специалисты образования. Учитывая все это, в Самарском областном институте повышения квалификации работников образования (СИПКРО) ведется практика подготовки преподавателей основ традиционных религий.
Содержание нового курса включает в себя следующие темы: история возникновения и развития традиционных религий, сущность вероучения и культовая практика, знания о Священных книгах (Библия, Коран, Тора), религиозная культура (основатели, святые, пророки, праздники, символы, обряды, архитектура, музыка, живопись) и место человека в ней, нравственные и общечеловеческие нормы и ценности в конфессиях, развитие и роль традиционной религии в российской культуре.
Лекции по основам ислама будущим учителям духовно-нравственных предметов читает приват-преподаватель СИПКРО, советник СРТОО «Дуслык» по идеологии Идеал Мусинович Галяутдинов. Он же является и автором учебного пособия в помощь преподавателям основ религиозной культуры «Ислам: история и культура».
На занятиях повышения квалификации Идеал Мусинович, используя материал учебника, в соответствии с программой, утвержденной Министерством образования, подробно рассказывает об исламе и его месте в истории, о пророке Мухаммаде, его жизни и пророческой деятельности, о сути мусульманского вероучения, о распространении ислама за пределы Аравии, на территории России, в СССР и в современной России, о культуре исламской цивилизации.
– Особый акцент на уроках в школе необходимо делать на вопросах толерантности, уважения к культурным различиям и особенностям, – разъясняет слушателям основную цель занятий Идеал Галяутдинов.
Римма НУРЕТДИНОВА.