Ряд исследователей жизни пророка Мухаммада, претендующих на научность и объективность (особенно на Западе) утверждает, что посланник Всевышнего устроил жестокую резню, убив за один день (по другим источникам за 3 дня) 900 еврейских мужчин из племени Бану Курайза. Для многих мусульман эти утверждения послужили основанием для оправдания массовых казней представителями “Исламского государства” своих противников.
Корректны ли подобные исторические аналоги и что стоит за конфликтом пророка с иудейским племенем Бану Курайза? Ответ на этот вопрос ИА IslamNews дал известный религиозный деятель, исследователь сиры, шейх Аднан Ибрахим (Австрия)…
– Предыстория конфликта с иудейским племенем Бану Курайза такова. В 4 году хиджры, после попытки покушения на пророка евреями из племени Бану Надир, последние были депортированы из Медины. Пророк позволил им взять с собой все имущество, которое они смогли вывезти гужевым транспортом. Часть депортированных отправилась в Сирию, другая – в Хайбар. Этот аравийский город стал центром противостояния пророку.
Это событие впоследствии сыграло ключевую роль в судьбе племени Бану Курайза. Дело в том, что один из лидеров Бану Надыр – Хувей Ибн Ахтаб (будущий тесть пророка, отец матери правоверных Сафии Бинт Хувей) – отправился в Мекку и стал склонять ее жителей к созданию широкой антиисламской коалиции из аравийских племен. Получив в союзники лидера курайшитов, Абу Суфьяна, он отправился к племени Гатафан, которое также примкнуло к заговору в обмен на годовой урожай плодов со всех финиковых пальм Хайбара. Таким образом была собрана гигантская для арабов того времени 10-тысячная армия из племен Бану Сулейм, Бану Мурра, Физара, Гатафан, Курайш, Ашджаа. Заручившись мощной военной поддержкой, Хувей Ибн Ахтаб явился к племени Бану Курайза, у которого было подписано соглашение о союзе и взаимопомощи с пророком.
Поначалу вождь курайзитов Кааб Ибн Асаад отказался примкнуть к заговору, сославшись на имеющиеся договоренности с мусульманами. Однако Хувею удалось убедить своего единоверца совершить предательство и нанести удар в тыл мусульманам.
Сведения о разговоре быстро дошли до пророка Мухаммада, который отправил 4 своих сподвижников, чтобы убедиться в серьезности намерений курайзитов. Соратники доложили пророку, что иудеи действительно настроены крайне враждебно: в ожидании наступающих союзников они полностью уверовали в свою неуязвимость и не стесняются поносить божьего посланника. Вскоре пророку поступили новые данные – на подмогу Бану Курайзе было направлено подкрепление из Мекки в составе 2 тысяч воинов-курайшитов. Степень вероломства и тяжести предательства Бану Курайзы была фатальной для жителей Медины. Иудеи и курайшиты планировали нанести удар по городу с южного направления, которое было неприкрыто оборонительным рвом. Если бы этим планам суждено было осуществиться, то оставшиеся в Медине женщины и дети оказались бы заложниками в руках заговорщиков. Более того, коалиция смогла бы разом покончить с мусульманами, вырезав всех до последнего человека.
Стояние у защитного рва продолжалось месяц. Измотанная долгой осадой и внезапно налетевшим ураганом коалиция ушла восвояси, отчаявшись взять Медину. Тогда пророк выступил с армией в направлении укреплений Бану Курайзы. Последние встретили мусульман дождем из стрел.
На третий день осады крепости, осознав бесполезность сопротивления, курайзиты попросили пророка позволить им уйти со своим имуществом на вьючных животных, так же как это сделало племя Бану Надыр, однако получили отказ. Тогда они попросили разрешения уйти без имущества. Но и в этом им было отказано. Курайзиты должны были предстать перед судом за совершенное предательство.
Руководство Бану Курайзы, осознав, что ему не удастся избежать ответственности, приказало продолжить оборону. Через 25 дней осады верхушка иудеев согласились предстать перед судом, попросив, чтобы в роли судьи выступил Саад Ибн Муаз, вождь племени Аус, имевшем договорные отношения с Бану Курайза. Обе стороны конфликта приняли Саада Ибн Муаза в качестве третейского судьи. Последний вынес решение наказать евреев в соответствии с тяжестью их деяния. Обратившись к пророку, Саад сказал: “Необходимо казнить всех предателей, сражавшихся с оружием в руках, и взять в плен женщин и детей”. На это пророк ответил: “Ты вынес решение, соответствующее решению Аллаха и Его посланника”.
Поборники версии о геноциде утверждают, что всех пленных – как мужчин, так и женщин – доставили в Медину. Женщин разместили в доме одной из жительниц Медины Бинт аль-Харис ан-Наджария. Мужчин – в доме Усамы Ибн Зейда. После мужскую часть курайзитов подвергли казни, а тела бросили в специально вырытый ров и закопали. В разных источниках количество убитых разнится от 600 до 900 человек.
Между тем в сводах достоверных хадисов Бухари и Муслима не приводится данных о количестве плененных и казненных иудеев. В одном из хадисов в отношении них употребляется слово “воины”, в другом – “мужи”. В других сборниках хадисов приводится рассказ курайзита по имени Атия: “Мусульмане подвергли казни всех мужчин, достигших половой зрелости. Когда очередь дошла до меня, я продемонстрировал им отсутствие волосяного покрова и меня отпустили”. Под отсутствием “волосяного покрова” (на лобке – IN) подразумевалось не достижение совершеннолетия. Знатоки хадисов Ахмад, ат-Тирмизм и ан-Насаи приводят хадис от Джабира Ибн Абдуллы, в котором он сообщает, что число убитых составляло 400 человек. Имам аз-Зухри утверждает, что в этот день было казнено 40 человек. В свою очередь, имам Малик критикует историка и хадисоведа Ибн Исхака, который опирается на рассказ Атии, за использование источников из числа соплеменников и бывших единоверцев Бану Курайзы, принявших ислам.
Давайте возьмем среднюю из всех встречающихся цифр и представим, что военнопленных было 500 человек. Тогда возникает вопрос: сколько всего человек должен был доставить в Медину посланник Всевышнего? Ведь в преданиях говорится, что в город были доставлены все мужчины вместе с их семьями. На тот момент среднестатистическая семья состояла из 6-7 человек. Таким образом, около 3000 человек, включая детей, стариков, больных и немощных должны были совершить 10-часовой пеший переход по пустыне, что представляется маловероятным. Кроме того, часть пленников могла бежать по пути. Такие действия не поддаются логическому осмыслению. Из этого можно сделать вывод, что пленников было не 3000, а гораздо меньшее. Соответственно, и сражавшихся мужчин было не 900 и даже не 500 человек.
Еще один спорный момент: дом Усамы Ибн Зейда и дом Бинт аль-Харис ан-Наджарии просто не могли вместить такое количество людей. К тому же в Медине было невозможно накормить и напоить столько пленников. Кроме того, людям надо было ходить по нужде, а, как известно, жители Медины справляли нужду за пределами города. Как решить эту проблему для 3000 человек? Эти размышления вселяют обоснованные вопросы относительно количества пленных.
Сомнение вызывает и то, что пророк вырыл ров для казни в черте Медины рядом с рынком, зная, что сотни трупов будут угрожать экологической безопасности города. Не проще было бы казнить предателей что называется на месте: рядом их с крепостью и затем сбросить трупы в ров, который пролегал вдоль стен. Был еще один простой вариант: осужденных можно было доставить к мединскому рву, вырытому для обороны города, протяженность которого составила 5 км.
Стоит отметить еще одну важную деталь: пророк, по признанию его современников (не только друзей, но и недругов) был величайшим гуманистом, презиравшим кровопролитие. Доказательством тому является вся его жизнь. За все военные походы пророка против язычников с обеих сторон погибло менее 400 человек. Массовое убийство или геноцид противоречит величайшему нраву пророка, его гуманизму и самой сути его пророческой миссии.
Важно отметить, что в те времена арабы вообще не вели летописей, позволяющих строго фиксировать исторические события, тем более такой показатель, как точное количество убитых врагов. В преданиях, содержащих описание многих сражений, можно увидеть существенный разброс цифр. Например, в достоверных источниках о стоянии у рва число мусульман, по одним данным составляло 3000, по другим – 900, а также – 700 воинов. То же самое мы наблюдаем в истории про битву у колодца “Маун”. У Ахмада и Бухари говорится о 70 мучениках, у Ибн Исхака – о 40, а у Ибн Хабиба – о 30. В битве при Наджране количество погибших со стороны мусульман варьируется от 200 до 2000 человек. В арабской традиции зачастую имело место сознательное преувеличение количество убитых врагов, тем самым арабы подчеркивали свою воинскую доблесть, демонстрировали уверенность в своей силе и превосходство над противником.
Отсутствие летописей и языковые приемы, позволяющие легко играть количеством поверженных врагов, равно как и собственных поражений, не позволяют говорить о точных цифрах. Предание о казни заговорщиков содержится только у трех сподвижников – Айши, Али и Зубейра, которые не приводят каких-либо данных относительно количества убитых из племени Бану Курайза. Все трое так или иначе были связаны с этой историей: Аиша пересказывала ее сподвижникам со слов своего мужа – пророка Мухаммада. Али и Зубейр были непосредственными исполнителями приговора (приводится со слов Вакида). И тот факт, что всего лишь два человека участвовали в исполнении наказания, лишний раз подтверждает, что количество убитых не могло быть очень большим.
В этой ситуации существенную помощь в установлении истины могли бы оказать косвенные признаки, например, реакция иудеев Медины. Представим, что мусульмане казнили 500 или 900 человек. Могло ли мероприятие такого масштаба остаться практически незамеченным? Ведь геноцид соплеменников из Бану Курайза должен был повергнуть в ужас иудеев Медины, заставить бежать из города в поисках более безопасного места проживания. Однако, иудеи Медины, как ни в чем не бывало, продолжали жить и торговать в городе, не испытывая особых страхов и неудобств. В трудах Ибн Хазма приводятся сведения о многочисленных группах иудеев, которые спокойно жили в Медине после конфликта с курайзитами. Кроме того, в книге “Аль-Магази” упоминается о десяти иудеях, которые участвовали в осаде крепости Бану Курайза на стороне мусульман.
А где же тот пресловутый ров, ставший братской могилой для сотен иудеев? О нем не существует упоминания ни в одном предании. Как говорилось выше, трудно себе представить, чтобы сотни людей были похоронены в черте Медины. Никто никогда не упоминал о массовом захоронении, хотя на основании преданий сподвижников составлена карта всех событий из жизни пророка Мухаммада вплоть до малозначимых.
Стоит упомянуть еще один занимательный момент. Во втором веке по хиджре в Ираке действовала иудейская религиозная комиссия, которая занималась сбором всех происшествий и инцидентов, связанных с еврейским народом. По свидетельствам, данная комиссия очень щепетильно относилась к своим задачам, из-за чего ее нередко обвиняли в предвзятости и раздувании проблем иудейской общины. Однако в ее документах нет ни малейшего намека на геноцид, массовые убийства и пленение большого числа иудеев в Медине.
Другой еврейский автор из Испании Самуил Оскей в книге “Соболезнование сынам Израилевым”, составивший сборник всех бед, выпавших на долю своих соплеменников за всю историю, также не упомянул об убийстве иудеев Бану Курайза. Все эти факты говорят о том, что пророк Мухаммад приказал казнить небольшую часть курайзитов, виновных в вероломном нарушении договора, которое чуть было не привело к уничтожению населения Медины.
Теперь посмотрим, что говорится о тех событиях в ниспосланном откровении: “Он вывел из крепостей тех людей Писания, которые помогали им (союзникам), и вселил в их сердца страх. Одну часть их вы убили, а другую взяли в плен” (Коран, Сонмы). В основе структуры арабского предложения прямое дополнение всегда расположено после сказуемого. Если прямое дополнение стоит перед сказуемым, предложение либо целиком меняет смысл, либо у него появляется дополнительная смысловая нагрузка. Как указывают арабские филологи, такой синтаксический порядок может означать, во-первых, особую значимость прямого дополнения (например, в словах “Тебе мы поклоняемся”), во-вторых, общеизвестность того события, которое описано посредством прямого дополнения. Таким образом, предложение “Одну часть вы убили” указывает на конкретных людей, пользующихся известностью в обществе. Они были лидерами своего народа и их приговорили к смертной казни за нарушение мирного договора. Этот аят подтверждает то, что казнена была лишь небольшая группа, которая вероломно предала своих союзников, поставив их перед лицом смертельной угрозы. Решение о казни никак нельзя назвать геноцидом, тем боле, что женщины и дети были оставлены в живых. Здесь более уместной квалификацией является применение санцкции за предательство.
По свидетельствам ученых, между мусульманами и Бану Курайза был заключен договор о мире, который принципиально отличается от договора “зимма” (обеспечения защиты), действовавшего в отношении иудеев Медины. Нарушение договора “зимма” одним лицом или группой лиц, находящихся под защитой мусульман, не распространялся на остальную часть иудеев, проживавших в городе. Что касается договора о мире, то за односторонний разрыв он мог предполагать и более широкую ответственность представителей Бану Курайзы.
В заключении уместно привести положение Торы в отношении нарушивших мирный договор. А именно: “Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир; если он согласится на мир с тобою и отворит тебе ворота, то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань и служить тебе; если же он не согласится на мир с тобою и будет вести с тобою войну, то осади его, и когда Господь Бог твой предаст его в руки твои, порази в нем весь мужеский пол острием меча; только жен и детей и скот и все, что в городе, всю добычу его возьми себе и пользуйся добычею врагов твоих, которых предал тебе Господь Бог твой“. По всей видимости, авторы идеи геноцида просто спроецировали на мусульман то, что сделали бы сами в похожей ситуации.
http://www.islamnews.ru