Реджеп Тайип Эрдоган ввел комендантский час в 31 провинции Турции, до 13 апреля в Стамбуле, Анкаре и Анталье нельзя выходить из дома
Накануне численность жертв нынешней пандемии в Турецкой Республике перевалила за 1 тысячу. Страна, где лишь месяц назад был зафиксирован первый случай коронавируса, сегодня занимает уже 9-е место в мире по числу заболевших (47 тысяч). Внезапное объявление комендантского часа за два часа до его начала вызвало волнения на улице и драки в продуктовых магазинах. Но сейчас все спокойно, утверждают очевидцы, а эксперты «БИЗНЕС Online» рассуждают, как нынешняя ситуация может сказаться на позициях президента Турции.
Реджеп Тайип Эрдоган предпринимал целый ряд мер по обузданию пандемии. Тем не менее в последнюю неделю Турция ежедневно теряла по 80–90 человек Фото: kremlin.ru
НА 9-М МЕСТЕ В МИРЕ
Сегодня в центре «коронавирусных» новостей из всех уголков мира оказалась Турция. На двое суток — субботу и воскресенье — в 31 провинции страны объявлен комендантский час, согласно которому люди не могут выходить из дома. Под ограничения попали такие города, как Стамбул, Анкара, Измир, Анталья и другие.
При этом объявили о мерах власти буквально за два часа до начала этого самого комендантского часа, спровоцировав давки в магазинах, куда люди в срочном порядке отправились запасаться продуктами питания впрок. Дошло даже до драк. А некоторые продуктовые продолжали работать в связи с наплывом посетителей и после наступления времени запрета на передвижение по улицам.
В Турции опасаются, что из-за событий последних часов (в очередях и толпах на улице, очевидно, люди активно контактировали и не соблюдали социальную дистанцию) могут оказаться напрасными все усилия, предпринятые за последний месяц по сдерживанию пандемии министерством здравоохранения во главе с Фахреттином Коджей, ставшим очень популярным в стране буквально за несколько недель. Политические телеграм-каналы, отслеживающие турецкую повестку, считают, что ответственным за произошедшее объявят местное МВД и его руководителя Сулеймана Сойлу. В Турции не спорят о необходимости жестких мер, но ругают правительство за то, как именно были претворены в жизнь последние меры.
Между тем в самой любимой российскими туристами здравнице мира ситуация с коронавирусом действительно очень непростая. Официальная Анкара едва ли не последней из влиятельных стран ровно месяц назад (11 марта) признала первый случай заболевания на своей территории. Но после этого темпы заболевания начали расти буквально в геометрической прогрессии. Введение комендантского часа совпало с тем, что число жертв коронавируса в республике перевалило за тысячу, сейчас оно составляет 1 006 человек. Всего заболевших более 47 тыс., по этому показателю страна занимает 9-е место мире, опережая Бельгию (10-место) почти на 20 тыс. выявленных случаев.
Относительно того, почему в Турции так развивается болезнь, есть разные версии. Например, по одному из предположений, причиной могли стать паломники, которые вернулись из малого хаджа в Саудовской Аравии. Плюс напоминают, что турецкая культура — средиземноморская и в чем-то похожа на ту же итальянскую. А это значит, что наличествуют небольшая социальная дистанция, объятия, поцелуи при встрече, а также крепкие семейные узы, подразумевающие регулярное общение с родственниками и походы в гости. Все это могло способствовать быстрому распространению болезни.
Президент Реджеп Тайип Эрдоган предпринимал целый ряд мер по обузданию пандемии. К началу апреля в стране было запрещено выходить из дома гражданам младше 20 и старше 60 лет, а в общественных местах можно было появляться только в масках. Причем был введен запрет на их продажу, они раздавились людям через специальные организации. Тем не менее в последнюю неделю Турция ежедневно теряла по 80–90 человек.
Айдар Нуруллин: «С соотечественниками общаемся, создали группы в WhatsApp, с полномочным представителем президента РТ в Турции постоянно на связи» Фото предоставлено Айдаром Нуруллиным
«ПОЧЕМУ ПРЕДУПРЕЖДАЮТ ПОЗДНО? ВЕДЬ МОЖНО БЫЛО ОБ ЭТОМ ЗА СУТКИ СООБЩИТЬ, ЧТОБЫ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ПАНИКИ»
О происходящем в Турции «БИЗНЕС Online» поговорил с бизнесменом из Казани, представителем международной федерации по борьбе на поясах корэш в Турецкой Республике Айдаром Нуруллиным, который уже 10 лет живет в курортной Анталье.
— Айдар, насколько жесткие меры по отношению к населению сейчас принимают турецкие власти?
— До конца дня 12 апреля объявили карантин, запрещается выходить из дома. Но вчера была непонятная ситуация: давки в магазинах, были драки в хлебных. Потом уже всех успокоили, сказали, что это только на двое суток. Сейчас все спокойно, единственное, никто из дома не выходит.
О том, что будет вводиться комендантский час, давно уже говорили, мол, нужно запастись продуктами, но, когда именно когда это произойдет, никто не знал. В Анталье потеплело, правительство, видимо, посчитало, что люди на выходных выйдут гулять, поэтому в экстренные сроки ввели комендантский час. Только почему предупреждают поздно? Ведь можно было об этом за сутки сообщить, чтобы обойтись без паники.
— Обсуждаете ли ситуацию с соотечественниками, проживающими в Турции?
— С соотечественниками общаемся, создали группы в WhatsApp, с полномочным представителем президента РТ в Турции Айратом Гатауллиным постоянно на связи, он всегда информирует нас, генконсульство постоянно на контакте, есть координационный совет соотечественников, есть группа татар.
Решением правительства Турции каждому жителю страны, в том числе и иностранцам, раздаются бесплатно маски. Регистрируешься через специальный сайт — тебе привозят пять масок в неделю, их дают всем жителям от 20 до 60 лет. Тем, кто младше 20 и старше 60, запрещается выходить из дома и в другие дни. До введения карантина маски можно было и на рынках получить. Есть специальный орган, который контролирует рынки, его сотрудники обрабатывают всем покупателям руки антисептиком и бесплатно выдавали маски.
На рынок пускают людей группами, приходится ждать, когда одна группа купит и выйдет. В магазинах все есть, единственное — цены подросли. Например, если раньше килограмм картофеля на рынке стоил 1,75 лиры (1 турецкая лира — примерно 11 рублей — прим. ред.), то сейчас он стоит 4 лиры, а на рынке вообще подняли до 5 лир.
— На вас лично как-то сказался введенный комендантский час?
— Если вчера мы могли выйти с детьми и около дома постоять какое-то количество времени, то сегодня и завтра это запрещено делать. Раньше продовольственные магазины работали, сейчас они все закрыты, два дня люди будут на старых запасах жить. Но ведь есть еще покупки онлайн, крупные супермаркеты работают на доставку. Только сейчас увидел: соседу воду привезли с утра — значит, служба доставки работает, хотя в тонкости правил комендантского часа я не углублялся.
Погода стоит отличная, очень хочется выйти на улицу, но запрещено. Турки — законопослушный народ, поэтому никто не нарушает карантин. Близ Антальи есть горы, там водятся горные козы, мы редко их наблюдали из бинокля, а сейчас очень много коз чуть ли не у самого города: машины ведь не ездят. А недавно встретили ежика в самом центре. Ну когда еще такое было… Это говорит о том, что природа отдыхает от людей.
«ЭРДОГАН ПРИНЯЛ ЭТО РЕШЕНИЕ, ДУМАЮ, В ТОМ ЧИСЛЕ ОТ БЕЗЫСХОДНОСТИ, ОТ ОТЧАЯНИЯ»
Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили последние меры турецких властей, а также то, как это может отразиться на популярности президента страны Эрдогана.
Азат Ахунов: «Турки в целом положительно восприняли предложение Эрдогана, с пониманием. Они полностью доверяют своему президенту, правительству» Фото предоставлено Азатом Ахуновым
«Действительно, для многих было удивительно, что Эрдоган пошел на такие меры, — считает известный казанский востоковед Азат Ахунов. — Все-таки Турцию относят к восточной стране, где люди не привыкли себя как-то ограничивать и ведут себя достаточно свободно. Но все же эти жесткие меры начались не сегодня и не вчера, а уже достаточно давно. Это происходило на протяжении месяца, постепенно для жителей вводились ограничения. Был карантин для пожилых людей, в возрасте от 60 лет, которые не имели права выходить. Но, в отличие от других стран, в Турции система сервиса и волонтерства хорошо налажены и делается все, чтобы ни в чем не нуждались пожилые люди. В том числе им, да и всем, бесплатно по почте рассылались медицинские маски».
Ахунов считает, что не все было продумано с введением нынешнего комендантского часа, отсюда и волнения, огромные очереди в магазинах и даже рукоприкладство. Но, по его словам, пока нет оснований полагать, что это сильно скажется на рейтинге властей. «Судя по информации в интернете, по социальным сетям, турки в целом положительно восприняли предложение Эрдогана, с пониманием. Они полностью доверяют своему президенту, правительству», — уверен собеседник газеты.
Шамиль Султанов: «Те решения, которые Эрдоган предпринимал до этого, не возымели своего действия» Фото: «БИЗНЕС Online»
«Дело в том, что, когда вы видите динамику ситуации, как ее видит президент, когда он понимает, что все предпринимаемые им до этого меры, не становятся решающими, надо понимать, что у него нет выбора, — объяснил „БИЗНЕС Online“ логику Эрдогана философ, публицист, руководитель аналитического центра „Россия — Исламский мир“ Шамиль Султанов. — Он идет на самые кардинальные шаги для того, чтобы переломить динамику пандемии. Вот и все. В Турции начиналось все как? „Вот мы, турки, у нас особая такая ситуация, нам не страшна эта пандемия, да мы тут, в Турции, сейчас коронавирус в пух и прах…“ — в итоге они потеряли время».
По мнению Султанова, комендантский час в стране может быть и продлен. «Понимаете, есть пример дальневосточных стран, — напоминает эксперт газеты. — Например, в той же Южной Корее или в Китае, на Тайване какой был решающий фактор, благодаря которому удалось сбить пандемию? Речь шла о том, что они начали буквально отслеживать каждого зараженного человека: где был он, кого заразил, с кем встречался в течение вот этого времени. То есть не абстрактно что-то делалось, а конкретно. И это, с их точки зрения, с точки зрения китайского руководства, сыграло решающую роль — конечно, наряду с другими мерами: самоизоляция, карантин и т. д. Вот такая особая внимательность. Эрдоган принял это решение, думаю в том числе от безысходности, от отчаяния — повторю, от того, что те, которые он предпринимал до этого, не возымели своего действия». Султанов также считает, что резкого падения популярности главы государства здесь ждать не стоит: «В Турции сейчас по-настоящему существует культ личности Эрдогана».
Альфред Мухаметрахимов, Эльвира Самигуллина
Фото на анонсе: pixabay.com
business-gazeta