Домой Главные новости В стране и мире Скандал с домом Коровина: «Люди в Казани еще тупее и агрессивнее, чем в Уфе»

Скандал с домом Коровина: «Люди в Казани еще тупее и агрессивнее, чем в Уфе»

0
Скандал с домом Коровина: «Люди в Казани еще тупее и агрессивнее, чем в Уфе»

Покупательница двухсотлетней раритетной лестницы – блогерша Рада Русских воюет с общественностью за право демонтажа объекта. Бизнес-леди сильно злится и выкладывает злые нехорошие сториз. После разразившейся шумихи дому в экстренном порядке начали присваивать статус объекта культурного наследия.

В сети разгорелся лютый скандал: все началось с того, что бизнес-вумен из Екатеринбурга Рада Русских похвасталась у себя в соцсетях, что приобрела в Казани дорогую раритетную лестницу и планирует увезти ее в Уфу. Как выяснилось, речь шла о металлической лестнице в доме семьи Коровиных, возраст которой, по оценке разных историков, от 150 до 200 лет. Сегодня утром объект должны были демонтировать, но из-за общественного резонанса планы пришлось менять.

На самом деле эта лестница известна многим казанцам, но мало кто знал о ее историческом значении. Находится она по адресу Пушкина 1/55а – раньше в этом здании находились такие заведения, как «Облепиха» и «Все свои», но не так давно они закрылись. К нынешнему владельцу дома нас не пустили –  сказали, что он не дает комментариев. На входе в здание мы встретили прораба, который приехал оценить масштаб работ.

– А она исторической считается? Ее нельзя разбирать, что ли? – удивленно переспрашивал мужчина.

Отвечаем: да, лестница эта считается раритетом. Официальной экспертизы по ее оценке не проводилось, но некоторые специалисты полагают, что она может стоить несколько десятков миллионов рублей.

– Тут нужно говорить о важности всего комплекса владений Коровиных, в который входят еще и три церкви. Коровины были попечителями старообрядческой общины – все от Булака до Кольца принадлежало им. Мы даже обнаружили на Арском кладбище надгробия Коровиных, датированные 1840-ми годами, – рассказывает представитель музея истории старообрядчества Казани и дальний потомок Коровиных Роман Царевский.

По словам автора Телеграм-канала «Архитектурасы» Яна Гордеева, здание еще старше, чем считается, скорее всего, его постройка датирована не 1917 годом (к этому году почему-то автоматически относили все дореволюционные постройки), а первой половиной XIX века. 

– Эта лестница – реально большая ценность, мало где осталась такая ковка. Коровины – знаковая семья, ключевая старообрядческая фамилия и этот квартал уникальный. Поразительно, как дом вообще уцелел после глобальной перестройки в 40-50-е годы – просто какой-то островок старины, – говорит историк Алексей Клочков.

После того как общественность забила тревогу, на ситуацию отреагировал председатель Комитета Татарстана по охране объектов культурного наследия Иван Гущин. Он утверждает, что на данный момент собственник уведомлен о том, что дом обладает признаками культурно-исторического объекта. По закону при реконструкции он должен был согласовать ее с исполкомом, но этого не произошло. 

– Мы примем все меры, чтобы лестницу не тронули. Сейчас хотим юридически все красиво оформить, чтобы в случае демонтажа владелец понес именно юридическую ответственность. Сложно сказать, почему дом не был под охраной. По всей республике тысячи таких объектов и их выявление – целая отрасль, ресурсов не хватает, – заявляет чиновник. 

К сожалению, в карьере Гущина это уже далеко не первый подобный случай. Чего только стоил снос столетних Арских казарм, на месте которых сейчас находится жилой комплекс «АртСити».

– Все подобные объекты должны быть на государственном учете и могут уходить к частным владельцам лишь в исключительных случаях. Точно такая же ситуация была с Арскими казармами – они не были внесены в список объектов культурного наследия. А когда вопрос об этом был поднят, казармы уже снесли, – говорит историк Сергей Галанин. – Конечно, охватить все здания с точки зрения присвоения им соответствующего статуса сложно – нужно усиливать финансирование. Меня, например, ужаснуло, что окончательно снесли здание завода Свешникова в Адмиралтейской слободе – там были элементы корпусов XIX века. Вообще, скоро ничего не останется от промышленной застройки XIX века. 

Изначально внимание общественности к коровинской лестнице привлек автор Телеграм-канала «Архитектурасы» Ян Гордеев. По его словам, владелец как частное лицо имел все права продавать лестницу, а Рада Русских – покупать, так как у здания нет вообще никакого статуса.

– Я просто возмущен. Узнал об этом совершенно случайно и до утра был уверен, что мы ничего не сможем сделать. Спасибо этой женщине, что хамоватой формой своих заявлений спровоцировала казанцев встать на защиту этого раритета. На ближайшие 90 дней мы можем выдохнуть (так как в силу вступил мораторий, запрещающий на время проведения экспертизы какую-либо деятельность на объекте), посмотрим, что будет дальше. Последние несколько лет каждый год мы теряем подобные объекты. Так, недавно была похищена старинная лестница из корпуса завода Крестовниковых, деревянные двери со здания ГИДУВа, – сетует Гордеев. 

Именно он написал заявление в Комитет по охране объектов культурного наследия с просьбой включить дом Коровиных в список охраняемых объектов. Кстати, сделать это может любой горожанин. 

– Внешне создается впечатление, что у нас в городе все благополучно, но на самом деле практически все исторические интерьеры разрушены, – подчеркивает Царёв.

Журналисту KazanFirst Аделе Рахматуллиной удалось поговорить с одним из покупателей лестницы,  занимающимся скупкой антиквариата, – Юлианом Соболевским. По его заявлениям, ни он, ни Рада Русских ничего об исторической ценности здания не знали – просто увидели объявление на “Авито” о продаже парадной лестницы (стоимость 650 тысяч рублей. – Ред.), которая им визуально понравилась. Они уже успели перевести деньги владельцу объекта – официально, безналом.

– Наша цель – сохранение лестницы. Мы планировали законсервировать ее, чтобы использовать где-то в будущем, чтобы она не пропала и чтобы ее не сдали на металлолом – в случае продажи сторонним лицам ее просто раздербанят. Если бы здание охранялось, как, например, соседнее, то сделка была бы незаконной. Но с нашей точки зрения сделка абсолютно законная, потому что официально никак здание не охраняется. В этом и проблема многих исторических зданий с раритетными интерьерами, – говорит Соболевский.

При этом собеседник утверждает, что если лестница представляет историческую ценность для Казани и власти готовы за нее воевать, то они не против, чтобы она осталась во владении города.

– Мы с удовольствием вернем свои деньги. Наша цель – сохранить лестницу, а где она сохранится, не имеет значения. Большая удача, что эта ситуация освещалась в СМИ. Мы сами бы хотели, чтобы Казань занялась этой лестницей, – заявляет покупатель.

В данный момент по поручению мэра Казани Ильсура Метшина дело взял под контроль советник по вопросам противодействия коррупции Киям Беляев. В прокуратуру столицы направлено обращение с просьбой провести проверку правомочности совершаемых действий.

У себя на странице в “Инстаграме” Рада Русских опубликовала видео, в котором она утверждает, что сегодня ей пришлось дать интервью большому количеству журналистов. 

«Казанцы дико возмутились, что я пыталась спасти эту прекрасную лестницу и купила ее из частных рук у владельца, который все равно собирался ее демонтировать. Теперь город готов дать дому статус памятника. В этом здании ничего похожего на памятник нет – его выскребли, оно выглядит стерильно и лестница – единственное симпатичное, что осталось. Ситуация сложная, потому что владелец у здания один, а владелец лестницы теперь я. Туда набежали старообрядцы, староверцы, культурная прослойка, активисты – все, кто могли. Я не против подарить эту лестницу городу или на что-то обменять. Мы не варвары, мы не собираемся что-то рушить», – говорится в обращении.

Вместе с тем Рада рассказала, что в интернете нет никакой информации об особняке на улице Пушкина. Блогерша настаивает, что объект не является памятником, «а лестница и вовсе не совпадает с периодом постройки здания».

«Моя версия, что ее приволочили во времена, когда разграбили церкви и особняки и тащили строить из них новые объекты. Никому дела до этого здания не было, до лестницы тоже. Хозяин здания устанавливает лифт, 5 этажей имеют высоту потолка 4 метра каждый!!! Лифту быть. Оправданный ход, продажа и покупка», – высказала мнение Русских. 

Бизнес-леди жалуется, что за ночь ей пришло около 200 угроз о том, что ее «распотрошат и порежут», что активисты настроены по отношению к ней излишне агрессивно. Однако в конце Русских подчеркивает свое несогласие с тем, что лестница должна остаться на своем месте.

«Даже если оставить лестницу в Казани, то ее нужно перевезти в другое здание. Не вижу никакого смысла оставить ее боковым входом в здании, где ничего родного уже как 50 лет нет», – считает Рада. 

При этом ничего умнее, чем оскорбить казанцев, скупщица антиквариата не придумала.

«На данный момент вывод прост: Люди в Казани еще тупее и агрессивнее, чем в Уфе», – заявила у себя в Инстаграм преисполненная светом и искренним желанием сохранить татарстанские раритеты Рада Русских (или… Казанских?).


kazanfirst