Ни арабские, ни персидские, ни монгольские, ни латинские историки Средневековья никакой народ под названием «башкир» письменно не фиксируют. Они говорят лишь о территории «Маджгар/Басджирд/Башкырд/Бачжигит».
Казанский ученый и заведующий отделом средневековой археологии Института археологии им. Халикова АН РТ Искандер Измайлов рассказал, откуда взялся этноним «башкиры». По его словам, он никак не является самоназванием народа. Этноним был перенесён на жителей, населявших историческую территорию «Маджгар/Басджирд/Башкырд/ Бачжигит» Русским государством в XVI веке. Измайлов выступил с докладом на заседании Международной научной конференции «Трансформация политико-этнической карты Восточной Европы: Великая Венгрия» Института истории имени Ш. Марджани АН РТ.
Прежде чем передать суть доклада Измайлова, отметим, что на сегодня в Башкортостане специалисты, занимающиеся историей своего региона в частности и территории Поволжья и Приуралья в общем, делятся на две группы. Первая – специалисты-исследователи, которые остаются в рамках строгих академических дисциплин и в своих выводах опираются на исторические письменные источники, археологические данные и так далее. Причем письменные подвергаются дотошному анализу и критике.
Вместе с тем существует группа исследователей, которая не обременяет себя жесткими академическими рамками и научно выверенными методами добычи, извлечения и трактовки исторических документов, сведений и исторических событий. По факту они занимаются манипуляцией, фальсификацией и искажением исторического прошлого народа, в частности татар и башкир. Эту группу деятелей в СМИ и в соцсетях сегодня называют «башкирские этномиссионеры». Они публикуют статьи и книги, где «удревляют» историческое прошлое башкирского народа, находят якобы существующие прямые связи между самыми первыми упоминаниями башкир в раннем Средневековье с современной башкирской нацией.
Поэтому можно сказать, что доклад Искандера Измайлова – это попытка разобраться, столь ли древним является этноним «башкир»?
Ученый рассказывает, что в раннем Средневековье у арабо-персидских историков была традиция определять некую страну «ал-Маджгария» (территориально – это южное Предуралье). Понятие об этой территории сформировалось при историках Джейхани или аль-Балхи.
Упоминание «ал-Маджгария» зафиксировано в следующих трудах и у историков:
1) Аль-Джайхина, книга «Китаб ал-масалик ва-л-мамалик» (около 900 г.), al-Maggariya (ал-Маджгария).
2) Ибн Русте «Китаб ал-алак ан-нафис» (903-910 гг.) al-Maggariya (ал-Маджгария).
3) Ал-Марвази «Таба’и’ ал-Хайван» (около 1120 г.) al-Maggariya (ал-Маджгария).
4) Абу-л-Фида «Таквим ал-булдан» (1273-1331 гг.)- Maggari (столица их al-Maggariya).
5) Шамс ад-Дин ад-Димашки «Нухбат ад-дахр фи ‘аджа’иб ал-барр ва-л-бахр (до 1327 г.): «Magar. Описывается «страна башкир и мадьяр» (bilad Basqird wa-Magar), расположена близ страны Sudaq (Судак, Северное Причерноморье) в месте, где берёт начало «река славян и русов» (Днепр или Днестр?)».
– Несомненно, что здесь фиксируется какое-то население и за этим есть какие-то реалии. То есть это какое-то мадьярское население, которое называло себя как «маджары». Это, скорее всего, своё собственное наименование народа. Одни сведения относятся к венграм-мадьярам, которые находились в Приуралье. А другие относятся ко временам, когда они уже переместились в Причерноморье, – говорит Искандер Измайлов.
6) Ибн Саид ал-Магриби «Китаб бастал-ард фи-т-тул ал-ард» (1270-80-е гг.).
7) Абу-л-Фида «Таквим ал-булдан» (до 1331 г.).
У этих авторов находятся следующие упоминания маджар-бажгар: «К востоку от баджнаков лежит Зловонная земля, куда никто не может проникнуть… К северу от Зловонной земли расположена Басджирт. Басджирды безбожники – они убивают всякого, кто приходит к ним».
По словам Измайлова, от средневековых авторов Ибн Саида и Абу-л-Фида закономерно ожидать более точных сведений по территории аль-Маджгария, потому что они пишут свои исторические труды после завоевания территории Поволжья и Приуралья монголами в XIII веке. Тогда территория аль-Маджгарии входит в состав образовывающегося татарского государства Улус Джучи (Золотая Орда). Но на самом деле историков Ибн Саида и Абу-л-Фида можно уличить в переписывании сведений известного арабского путешественника Ибн Фадлана.
– Они переписывают сведения своих предшественников-авторов. Например, та же «Зловонная земля» – это понятие переписано Ибн Саидом и Абу-л-Фидой у Ибн Фадлана. Эти ученые просто показывают свою ученость, что они тоже читали Ибн Фадлана. Но эти авторы однозначно пишут о стране, о территории, о земле, которая называется Басджирды. Ни о каких башкирах речи не идёт, – утверждает Измайлов.
8) Ахмет Ибн Фадлаллах ал-Омари «Пути взоров по государствам разных стран» (до 1349 г.): «Почтенный Хасан Элирбили говорил, что, по рассказу странствующего купца Бедреддина Хасана Эрруми, границы этого государства со стороны Джейхуна: Хорезм, Саганак, Сайрам, Яркенд, Дженд, Сарай, город Маджар, Азак, Акчакерман, Кафа, Судак, Саксин, Укек, Булгар, области Сибирь и Ибирь, Башкырд и Чулыман; потом за Чулыманом границы владений Сибири и Ибири прикасаются пределов Хатайских».
– ал-Омари действительно спрашивал очевидца, который видел всё… Но этот очевидец рассказывает об исторических областях и странах. Ни о каком народе «башкир» у него и речи не идёт, – комментирует отрывок средневекового историка ученый.
О том, что под Башкырдами имеется в виду именно территория, а не народ, свидетельствует анализ и письменных монгольских источников. Например, известный труд «Сокровенное сказание» («Юань чао би ши»): «А Субеетай-баатур он [Чингизхан] отправил в поход на север, повелевая дойти до одиннадцати стран и народов, как-то: Канлин, Кибчаут, Бачжигит, Оросут, Мачжарат, Асут, Сасут, Серкесут, Кешимир, Болар, Рарал, перейти через многоводные реки Идил, Аях, а также дойти до самого города Кивамен-кермен.
Субеетай-баатур встречал сильное сопротивление со стороны тех народов и стран… а именно народов Канлин, Кибчаут, Бичжигит, Орусут, Асут, Сесут, Мачжар, Кешимир, Сергесут, Булар, Келет, а также городов за многоводными реками Идил и Чжях, как-то Мекетмен, Кермен-кеибе и прочих (перевод С.А. Козина, 1941 года)».
То есть в монгольских источниках территория «Маджгар/Басджирд/Башкырд» называется уже «Бачжигит». Причем из монгольских сведений и уже давней арабо-персидской исторической традиции понятие этой исторической территории продолжает циркулировать из одного исторического труда в другой.
Например, средневековый персидский автор и по совместительству государственный деятель, врач и учёный-энциклопедист, министр государства Хулагуидов Рашид ад-Дин (даты жизни около 1247-1318 гг.). Его труд «Джамиат ат-таварих» («Сборник летописей»), написанный в 1300-1311 гг: «Так как Джучи уклонился от выполнения ранее вышедшего постановления Чингиз-хана отправиться ему с войском захватить все северные области, как-то: Ибир-Сибир, Булар, Дашт-и Кипчак, Башгирд, Рус и Черкес до Дербенда Хазарского…».
– Здесь никаких башкир на самом деле нет. Здесь речь идёт о областях. То есть тут мы понимаем, что к XIII веку никакого народа «башкирд» на территории Южного Урала не было. Это была такая историческая область, это её наименование. Мы же не ищем по этим историческим сведениями сегодня народ «ибир-сибир», «дашт-и Кипчак», народ «булар». Никакого народа «кыпчаки» не существовало, это выдуманная средневековыми авторами общность людей, – комментирует Измайлов отрывок из книги Рашида ад-Дина.
Казанский исследователь резюмирует, что не только анализ средневековых арабских, персидских, монгольских историков, но даже и труды латинских путешественников в Золотую Орду в XIII веке показывают, что тогда под понятиями «Маджгар/Басджирд/Башкырд/Бачжигит» имелась в виду именно историческая область.
Она была известна средневековым авторам на протяжении X-XVI веков. Причем по реконструкции исторических сведений об этой территории сегодняшним историкам очевидно, что у современных венгров, у которых историческое наименование как раз «мадьяры», больше связи с территорией «Маджгар/Басджирд/Башкырд/Бачжигит». Но они в Средние века переместились к своим современным землям. Средние века сами по себе изобилуют масштабными передвижениями народов Евразии.
– Скорее всего эта историческая область соответствует Казанской даруги (дороги) Уфимской губернии. Таким образом, население этой территории и получило своё имя «башкир» по названию этой исторической области. Но это название население получило тогда, когда на эту территорию пришло Русское государство. Поэтому возникла потребность как-то маркировать это самое население. «Башкиры» у сегодняшних башкир не являются никаким самоназванием. У этого названия чисто книжное происхождение и имеющее четкую локализацию. Так что эта область (современная территория Башкортостана) получила своё название не потому, что там издавно проживали башкиры. А это как раз население получило название «башкиры» потому, что они жили на исторической области Башкирдия/Маджгария, – подытожил Измайлов.