На рынок выходят сразу две платформы электронной коммерции, ориентированных на мусульманскую аудиторию. В чем их особенность, почему не «взлетели» другие цифровые продукты для мусульман и что нужно сделать для того, чтобы новые халяльные марктеплейсы удержались на плаву – рассказываем в материале Sntat.
Автор: Лина Саримова
Два новых игрока
Маркетплейс исламских товаров «All Islam», а также целая экосистема, закрывающая разные потребности мусульман (от одежды до фитнес-центров), от основателей «Тюбетей» были презентованы на прошедшем KazanSummit. Примечательно, что в структуру последнего проекта также будет входить халяльный маркетплейс под рабочим названием «HalalExpress».
Это далеко не первые попытки создания подобных площадок. Ранее уже были запущены индонезийская, египетская, британская платформы. Также в интернете можно найти десятки небольших халяльных маркетплейсов из России. Однако не все они демонстрирую хорошие результаты – из-за проблем с масштабированием, позиционированием и ассортиментом. Разберемся в том, чем будут выделяться два новых игрока.
Что такое «All Islam»?
Как выяснил Sntat, площадка «All Islam», основанная московским предпринимателем Тимуром Вагаповым, заработает через пару недель. У нее уже есть сайт и мобильное приложение под iOS и Android, где можно посмотреть весь ассортимент товаров: книги, одежда, аксессуары, парфюмерия, косметика и многое другое. Создатели заверяют, что вся продукция – гарантированно халяльная.
«Что касается подтверждения халяльности, то у нас подписано соглашение с ДУМ РФ. К поставщикам, получившим сертификацию в ДУМ – никаких вопросов. Если же поставщики будут заходить с нашей стороны, то мы проверим их на сертификацию либо направим на ее получение», – пояснил нашему изданию Тимур Вагапов.
Доставка будет работать по всей России, в планах – выход за рубеж. Основная надежда – на существующие курьерские службы, а также предприятия-партнеры, готовые стать точкой выдачи товаров для «All Islam». Помимо этого, в дальнейшем планируется превращение маркетплейса в полноценный информационный портал для мусульман, а также размещение в мечетях брендовых планшетов, через которые можно будет оформить заказ.
Что такое «HalalExpress»?
Конкуренты Вагапова – «HalalExpress» – так же ориентированы на мусульманскую аудиторию и продажу халяльной продукции, однако строят они свою площадку несколько иначе. Как рассказал Sntat основатель «Тюбетей» Султан Сафин, маркетплейс является частью экосистемы, созданной его командой, плюс, у него будет фундамент в виде уже раскрученной площадки «KazanExpress».
«Логистика, доставка, приложение, сайты – все это уже есть у «KazanExpress». Мы просто сделаем на их площадке отдельную вкладку, а также создадим отдельный сайт. У нас будет представлена и российская, и экспортная халяльная продукция», – рассказал Султан Сафин. «Если говорить о сроках запуска, то думаю, к концу лета мы все протестируем и можно будет делать первые покупки».
Основатель проекта добавляет, что его команда постаралась «учесть все грабли, которые собрали их предшественники», а главная задача заключается в том, чтобы «сделать маркетплейс для всех, но с халяльными товарами».
«Исламизация цифры»
Так называемая «исламизация цифры» происходит не только в плоскости маркетплейсов. Можно вспомнить проект HalalGuide, основанный уроженцем Перми, айтишником Айратом Касимовым: площадка включает в себя путеводитель по халяльным заведениям, доставку халяльных продуктов, поиск вакансий и даже сбор пожертвований.
Также была история создания «халяльного» мобильного тарифа «Азан», в числе особенностей которого — услуга будильника на утренний намаз; sms-сообщения с цитатами из Корана, наставлениями и поздравлениями с праздниками от муфтия. Вместо гудков – мунаджаты (религиозные песнопения).
Помимо этого, в начале «десятых» российский мусульманский общественный деятель Абдул-Вахед Ниязов планировал запустить «халяльный Facebook» — SalamWorld, правда, проект так и не был реализован. Зато в 2017-м предприниматель Тохир Тухтаров запустил проект «Сухба», включающий в себя не только «мусульманскую соцсеть», но и аналогичный по формату браузер, мессенджер и почтовый сервис.
В чем проблема и что с этим делать?
По прошествии времени, все перечисленные цифровые продукты, ориентированные на мусульманскую аудиторию, плавно начали уходить в тень. Sntat поинтересовался у основателей двух новых халяльных маркетплейсов, в чем могут быть причины «невзлета» и не боятся ли они такой же судьбы для своих проектов.
Основатель «All Islam» Тимур Вагапов предполагает, что другим игрокам могло не повезти с таймингом (чего не скажешь о нем и «HalalExpress», которые запускаются на пике «ковидного» расцвета e-commerce). Также он грешит на недоработки в части информационного и маркетингового сопровождения. В свою очередь, Султан Сафин считает, что проблема может крыться в «замыкании».
«Мы зацикливаемся на понятии «халяль» и рассматриваем его с узкой, исламской точки зрения. Когда мы говорим «халяль», возникает ощущение, будто это только для мусульман. «Только для мусульман» – это так или иначе сужение аудитории, а, следовательно, потенциальные проблемы с масштабированием. Сужение целевой аудитории, наверное, служит главным тормозом. Не стоит замыкаться. Надо исходить из того, что ислам – для всех. Это образ жизни, который помогает реализовать свой потенциал во благо себя, своей семьи, общества в целом. Надо изменить подход и тогда проекты будут успешными. Это относится и к соцсетям, и к мессенджерам и ко всему остальному – не надо отделяться и делать что-то для узкой аудитории», – резюмирует основатель «Тюбетей».