Домой Жизнь татар Новости организаций "Дуслык" Творчество Габдуллы Тукая приобретает новое звучание в свете роста самосознания татарского народа

Творчество Габдуллы Тукая приобретает новое звучание в свете роста самосознания татарского народа

0
Творчество Габдуллы Тукая приобретает новое звучание в свете роста самосознания татарского народа

Апрель – особый месяц для татарской культуры, именно в этот месяц родился (26 апреля 1885 года) и умер (15 апреля 1913 года) великий татарский поэт, гордость нации – Габдулла Тукай. День его рождения стал  Днем татарского языка.
В Республике Татарстан  нынешний год объявлен годом Корана. 2012 год – это юбилейная дата для Священного Писания  в России, так как именно в этом году исполняется 225 лет со дня издания первого печатного наборного Корана.
Объединив эти два события, СРТОО «Дуслык» и СГТОО «Ак бахет» провели литературный вечер «Коранические мотивы в творчестве Габдуллы Тукая».

Встреча прошла в тёплой, дружеской обстановке. Выступающие декларировали стихи Габдуллы Тукая и пытались выяснить, какое место занимал Коран – символ просветительского духа у татарского народа – в творчестве и в жизни Габдуллы Тукая и других поэтов и писателей.
Мероприятие открыла председатель СГТОО «Ак бахет» Римма Нуретдинова, которая отметила, что “поэта Тукая надо рассматривать в двух плоскостях: первая – это его отношения к религиозным деятелям, вторая – его взгляд на религию Ислам”.
Активисты молодежного крыла организации “Дуслык” прочитали стихи поэта, где нашли отражение хадисы Пророка Мухаммада (с.г.в.). Выяснилось, что писатель критиковал не религию, а религиозных деятелей. Он не любил тех мулл и имамов, которые заботились только о своем благе. Но он не ставил всех имамов в один ряд. В стихотворении, посвященном Ш. Марджани «Шихаб хазрат», он возвеличивает ученого.
Г. Тукай рассматривал религию как средство воспитания молодежи, а этику, как способ просвещения. Он всю свою жизнь шел в этом направлении, переживая и работая во благо своего народа. Горькая судьба еще больше сблизила его с народом.
С его стороны была резкая критика жадных, нерадивых служителей имана (веры). Но поэт хорошо понял прогрессивную роль Ислама, настоящих мулл, просвещенных муддариссов.  Римма Равильевна так обозначила его жизнь и творческую деятельность.
Участники вечера рассмотрели творчество и других татарских писателей, для которых Коран служил школой поэтического мастерства.
Руководитель молодежного крыла СРТОО «Дуслык» Гузель Салахова познакомила присутствующих с творчеством таких корифеев литературы, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, И.А.Бунин, А.А.Фет, А.Н. Толстой, которых восхищали и вдохновляли поэтика арабского текста Корана, неповторимая мелодия звучания его аятов.

Имам Исторической мечети г.Самара Наил-хазрат Биктаев, который получил образование в Турции,  подробно рассказал о мероприятиях, приуроченных ко дню рождения Тукая, которые периодически  проходят в г. Анкара.
– Творчество Г. Тукая неразрывно с религией, оно переплетается с мусульманской философией.  В разные времена его творчество трактовали по-разному. Скажем, его современники Г. Ибрагимов, Д. Валиди не говорили об отрицательном отношении Г. Тукая к религии. Его принимали таким, какой он есть. В советское время некоторые сочинения Тукая представляли как антирелигиозные, например, его стихотворение «Муллы». Однако, перечитывая его сегодня, мы видим критический взгляд поэта на ленивое, ожиревшее, далёкое от народа, стремящееся лишь к материальной выгоде мусульманское духовенство и не находим ни малейшего намека на критику Ислама. В творчестве Тукая мы также находим критику схоластической системы образования, которая господствовала в мусульманских медресе, и с которой вели борьбу лучшие умы татарской интеллигенции на рубеже XIX и XX веков, – говорил имам.

В наше время творчество Габдуллы Тукая приобретает новое звучание в свете роста самосознания татарского народа. Это и показал  данный литературный вечер.

Римма НУРЕТДИНОВА,

председатель СГТОО “Ак бахет”.