Профессия медика – одна из наилучших и почтенных. Сама медицина – эта наука, дар Всевышнего Аллаха человечеству. Это наука, которая сохраняет наше здоровье. Если мы не будем здоровы, если тело не будет здоровым, не будет и здорового разума и здорового духа. А тело, как мы знаем, – это основное средство мумина для послушания Всевышнему, а здоровое тело – средство для приближения к Аллаху. Поэтому изучение медицины Ислам считает богоугодным делом.
В книгах алимов, медиков Ислама есть те или иные адабы для исполнения верующим медиком, есть среди них обязательные и желательные. Нам тоже необходимо знать о них, так как в настоящее время мы испытываем острый недостаток квалифицированных, богобоязненных врачей. Врач должен знать, что его дело не ремесло и не торговля, это поклонение Аллаху и высокая степень, дарованная ему Всевышним.
Оказывать помощь больному человеку – это одна из святых обязанностей мусульман, и этот долг как никто другой может выполнить врач. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в хадисе говорит: «Тот, кто облегчит мумину какую-нибудь тяжесть, боль, что-либо из трудностей в этом мире, Аллах облегчит ему в Судный день». К врачам часто приходят с болью, со слезами на глазах, врач помогает больному, даёт ему облегчение, избавляет его от боли; врач из числа тех, кто облегчает тяжести людей. Мы надеемся на то, что эти адабы станут руководством для верующих во Всевышнего Аллаха врачей, которые понимают, что такое искренность, аманат. Те врачи, которые искренне помогают людям, искренне работают, останутся в памяти поколений.
1. Вера и упование на Всевышнего Аллаха. Он творец всех болезней, и Он даёт лекарства для лечения. Первые виды лечения были ниспосланы в откровении пророкам. Они поставили начало лечению людей, после этого человечество начало развивать медицину посредством опытов, научных открытий и т. д.
Это говорит о том, что такая наука является божественной наукой, и занятие такое является богоугодным делом. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано: «Всевышний не дал ни одну болезнь, от который не дал бы лекарства; знают об этом те, кто знают, и не знают те, кто не знают». Врач должен знать, что он является средством, к которому прибегают больные. И те лекарства, которые он прописывает больным, являются лишь средствами того лечения, которое ниспосылает Всевышний.
2. Долг каждого врача – сохранять целомудрие и застенчивость. Это значит, что когда он осматривает больного, то должен соблюдать рамки необходимости, особенно если это мужчина. Мужчине запрещено смотреть на половые органы мужчины, если нет необходимости. Если есть женщина-врач, которая может осмотреть женщину, то мужчина-врач не имеет права её осматривать. Другое дело, если есть крайняя необходимость. Так было во время Пророка (мир ему и благословение) при битве Бадр и Ухуд: некоторые женщины лечили раненых, носили воду больным, ибо не было другого выхода.
Если женщина идёт к врачу-мужчине, если кроме него других нет, то необходимо, чтобы с ней был махрам из близких родственников, так как Ислам запрещает уединение. Врач не должен уединяться с пациенткой. Это даже не адаб, а обязанность любого врача, о которой он должен знать. Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Воистину чужие богатство, честь запретны вам, как запретны этот день в этом месяце в этом городе». Т. е. к чести и достоинству людей врач должен относиться бережно.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) увидел человека, который, проповедуя другому, призывал его к застенчивости. Пророк (мир ему и благословение) одобрил его поступок и сказал: «Пусть он это делает, он правильно говорит, пусть он призывает его к застенчивости, воистину застенчивость приводит только к благому». Врач тоже должен быть застенчивым, бережным и должен соблюдать этот адаб.
Верующий во Всевышнего врач-мужчина не должен заниматься женскими болезнями, если в этом обществе есть женщина, которая может его заменить. Сегодня мужчине осматривать женщин по женским болезням является харамом, потому что есть много женщин, которые хорошо знают свою работу. Запретное становится дозволенным лишь в том случае, если есть мера чрезвычайной необходимости. Эту меру должен определить врач. Если нет такой необходимости, то он не должен нарушать установленный порядок.
3. Добрый красивый нрав. В этом содержится благо для каждого человека, особенно для врача. Он должен проявлять милосердие, мягкость к больному, должен уметь успокоить его красивой речью, мягко расспрашивать пациента о его состоянии. Ни в коем случае нельзя проявлять высокомерие к больному, делать различие между богатыми и бедными. Бедного пациента отправляют из кабинета в кабинет, а богатого хоть в час ночи принимают особо. К сожалению, такое у нас имеется. Верующий, богобоязненный врач так не поступает, для него все рабы Всевышнего одинаковы, и он проявляет одинаковое отношение ко всем.
4. Тайна, которую должен хранить каждый врач. Человек к врачу обращается в безвыходных ситуациях; может быть, какая-то болезнь стала причиной каких-либо грехов, и разглашать грехи своих пациентов врач не имеет никакого права. Это считается мерзким поступком. В хадисе сказано: «Тот, к которому обратились за советом, он верный». Т. е. от него требуется верность. Если человек обращается за советом и при этом раскрывает те или иные свои секреты, тайны, то это аманат на нашей шее, и мы не должны их разглашать.
5. Знание дозволенного и запретного в тех лекарствах, которые врачи прописывают своим пациентам. Это является обязательным долгом верующего во Всевышнего врача. Он не имеет права прописывать лекарства, которые содержат запретные ингредиенты, ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Воистину Всевышний не сделал лечение для моей уммы в запретном». У этого правила тоже есть исключение. Разрешается запретное в том случае, если нет другого выхода для спасения пациента.
6. Стремление к довольству Всевышнего в своей профессии, а не к накоплению богатства. Врач подобен человеку, который поминает Аллаха, который читает Коран, совершает молитву, ибо врачевание – это поклонение Всевышнему. И необходимо иметь искреннее намерение, намерение заслужить довольство Аллаха . На сегодняшний день у некоторых врачей только одна цель – богатство, выручка, которую они уносят в конце рабочего дня. Если врач будет стремиться к довольству Всевышнего, то он будет в достатке.
7. Изучение, усовершенствование своих профессиональных знаний. Каждый врач должен стремиться увеличить, усовершенствовать свои знания. Если врач из-за своего же незнания наносит вред пациенту, то он (врач) будет настолько же ответственен перед Всевышним Аллахом, насколько он наносит вред пациенту. Если из-за его незнания пациент умрёт, то он будет убийцей и перед Всевышним будет отвечать как убийца.
Был случай, когда один из сподвижников Пророка (мир ему и благословение) был ранен. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) позвал двух врачей и спросил: «Кто из вас больше знает в медицине?» Один из них сказал: «Разве в медицине есть благо?» Они не знали, что медицина из Ислама. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто ниспосылает болезнь, ниспосылает и лечение». «Я лучше знаю медицину», – сказал один из врачей. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) доверил своего сподвижника тому, кто лучше знает эту науку. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) о халатности врачей говорил: «Тот, кто лечит, не зная, как это делать, будет замином». Замин – тот, кто убил кого-то или же нанёс какое-то увечье.
8. Заниматься только своим делом. Если ты врач, занимайся именно своей профессией, тем самым увеличивая знания в этой науке. Есть врачи, которые успешно работают в других сферах, успевают в бизнесе, и в то время, когда у такого врача на приёме пациенты, он заключает торговые сделки, а его пациенты и знания в медицине страдают. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Воистину Всевышний Аллах любит, когда кто-либо из вас делает свою работу в совершенстве».
Дай Аллах, чтобы мы были искренни во всех своих делах! Амин, я Муджиб!
“Ислам.ру”.