В этом году мы отмечаем 1100-летие официального принятия ислама Волжской Булгарией, как государственной религии. Безусловно, это событие во многом предопределило создание уникальной цивилизации, соединяющей традиции Запада и Востока. В самарском Доме журналиста прошла пресс-конференция, приуроченная к этому важнейшему событию в истории татарского народа и всего исламского мира. Ее организаторами выступили Региональное духовное управление мусульман Самарской области, группа компаний «Прогресс-В», Самарское отделение Союза журналистов России. В качестве спикеров также были приглашены руководители татарских общественных объединений и представители православного духовенства.
Модератор пресс-конференции Олег Лукьянов представил журналистам ее участников, а также напомнил, что мероприятиям, посвященным этой знаменательной дате, указом Президента Российской Федерации придан всероссийский статус. Спикеры пресс-конференции высказали свое мнение о значении празднования юбилея принятия ислама Волжской Булгарией для татарского народа, нашей Самарской области и современной России.
– Волжская Булгария была первым государством в мировой истории, которое официально утвердило ислам в качестве своей официальной религии. Примечательно это событие еще и тем, что предки современных татар, башкир, чувашей и ряда других народов, проживающих на берегах Волги, приняли ислам добровольно. Волжская Болгария стала самым северным форпостом ислама. И сейчас Татарстан считается самой северной территорией компактного проживания мусульман в мире. Я очень рад, что в нашей стране юбилей этого исчезнувшего государства отмечается так широко. Делегация Регионального управления мусульман Самарской области в мае принимала участие в праздничных мероприятиях в Казани и городе Болгар Спасского района Республики Татарстан, где до сегодняшнего дня сохранились архитектурные ценности тех лет. В Казани тогда же состоялся конгресс имамов со всей России, а также был заложен первый камень под строительство Соборной мечети. В Болгаре мы принимали участие в традиционном «Изге жыен» и других праздничных мероприятиях. Отрадно, что празднование не ограничивается только территорией Татарстана: тематические и массовые мероприятия пройдут в других регионах – в Москве, Уфе, Троицке, Саратове, Волгограде и других. Самара (напомню, что часть нынешней Самарской области входила в южную границу Булгарского государства) также не станет исключением: запланированы установка памятной стелы на Поповой горе в Ширяево, проведение научной конференции с выездом на территорию Муромского городка. Официально открытие Исторической мечети после реконструкции также будет приурочено к 130-летию самой мечети и 1100-летию приятия ислама Волжской Булгарией.
– Наша группа компаний принимала самое активное участие в строительстве не только самарской Соборной мечети, но и в возведении и реконструкции еще около тридцати мечетей – в Зубчаниновке, на Кряжу, в Новокуйбышевске, Сызрани, Похвистнево и другие. Ремонтировали медресе Гали в селе Алькино, дважды реконструировали татарскую школу «Яктылык». Также мы всегда активно участвовали в жизни татарского сообщества нашего региона: помогали создавать татарскую газету «Бердэмлек», всегда поддерживали наш прославленный ансамбль «Ялкынлы яшьлек», который уже перешагнул свой 50-летний рубеж, помогали в проведении Сабантуев и других национальных мероприятий. Уже более 10 лет строители нашей компании работают над реконструкцией Исторической мечети. Ее открытие запланировано на начало октября. Сейчас ведется большая организационная работа по подготовке к ее открытию, и, я думаю, это будет настоящий праздник для жителей нашего города. На открытие мы ожидаем гостей из Турции, Саудовской Аравии, Малазии, среднеазиатских республик, Кавказа. Хочется сказать слова благодарности за помощь в реконструкции нашим региональным и городским властям и лично губернатору Дмитрию Игоревичу Азарову. Он из собственных средств вложил 100 тысяч рублей в реконструкцию и тем самым не только проявил свое отношение к самарским мусульманам, но и показал хороший пример остальным.
– Хочу отметить, что ислам в Волжской Булгарии был и до момента его официального принятия. Сегодня мы знаем о тесных связях этого древнего государства с Ираном и другими восточными землями. Так что, возведение магометанской веры в ранг официальной религии можно считать и неким политическим моментом, благодаря которому у Булгарского ханства появились гарантированные союзники и открылись новые возможности для расширения экономических связей, развития науки. Ведь уже спустя около 30 лет после официального принятия ислама здесь были открыты университеты, стали активно развиваться астрономия, медицина и другие науки. За достаточно короткое время были созданы порядка 90 городищ. Принятие ислама стало своеобразным толчком для дальнейшего развития не только Волжской Булгарии, но и предопределило развитие других народностей Средней Волги, а в последующем и будущее Московии и Российского государства. Не зря наш Президент празднование этой даты возвел своим Указом в ранг федерального уровня. Понимание значимости этого события для нашей страны, для всего исламского мира есть на самом верху. В ближайшее время наш фонд планирует установку памятника на горе Поповой, увековечивающего 1100-летний юбилей государства наших предков. Постараемся это событие превратить в настоящий культурно-исторический праздник.
– Когда историки говорят об исламе в Волжской Булгарии, то основным источником, на который они ссылаются, являются записки секретаря посольства Багдадского халифата Ахмада ибн Фадлана. Эта очень интересная рукопись, состоящая из путевых заметок, которые он делал во время поездки дипломатической миссии Багдада через Иран и Среднюю Азию в Волжскую Булгарию. Это – главный документ, свидетельствующий об официальном принятии ислама Волжской Болгарией и единственный в мире источник, который взят за основу принятия веры булгарами в X веке. Рукопись была случайно найдена в начале 1920-х годов в Иране известным российским тюркологом, одним из лидеров башкирского национального движения Ахмедом-Заки Валиди Тоганом. В 1937 году фотокопия этой рукописи от правительства Ирана была передана в дар Академии Наук СССР. Востоковед, доктор исторических наук А.П. Ковалевский в 1956 году перевел ее на русский язык, что для многих открыло сам факт некогда существовашего Буогарского государства. Хочу отметить, что 1100-летний юбилей Волжской Булгарии уже отмечался в 1989 году по мусульманскому летоисчислению, которое ведется по лунному календарю, а теперь мы его празднуем по григорианскому, солнечному. В первый раз он отмечался на волне всеобщего национального подъема по инициативе председателя тогдашнего Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири Талгата Таджутдина. Именно он обратился к председателю Совета Министров СССР Николаю Рыжкову, который поддержал эту идею. Никогда после 1917 года наша страна не видела у себя такого количества гостей из стран Востока и официальных делегаций международных исламских организаций. Тогда это событие мы отметили и в Куйбышеве: 8-9 сентября 1989 года в Доме политического просвещения обкома партии была организована большая научно-практическая конференция «История и культура Волжско-Камской Булгарии. Роль и задачи исторической науки в деле укрепления дружбы народов». Уровень участников был очень высокий. Был приглашен даже Лев Гумилев, но, к сожалению, он не смог приехать. Кроме казанских ученых (А.Х. Халикова, Г. М. Давлетшина и других) в этой конференции принимали участие известные куйбышевские археологи, историки (П. С. Кабытов, Г.И. Матвеева), были интересные доклады, в том числе про булгарские памятники на территории нашей области.
– Однозначно, эта дата – один из знаковых эпизодов в истории нашей страны. Волжская Булгария была мощнейшим государством, оказавшим огромное влияние на становление и дальнейшее развитие многих народов, населяющих сегодня современную Россию и, конечно же, нашу Самарскую область. Отрадно, что все народы, независимо от их национальности и вероисповедания, сегодня живут в мире и согласии. У православной церкви за многовековое совместное сосуществование с самарскими мусульманами и представителями других конфессий сложились добрые добрососедские и дружественные отношения. Цели и задачи у нас схожие, очень многие вещи мы сегодня делаем вместе. И я уверен, что так будет и впредь.
– Наш приход находится в поселение Мусорка в Ставропольском районе, не далеко от известного Ташлинского святого источника чудотворной иконы Божией Матери «Избавительница от бед». Он хорошо известен в России и за ее пределами, как место посещения паломниками. Считается, что вода в источнике обладает целительной силой. Хочу отметить, что за исцелением и благодатью к Ташлинскому святому источнику приезжают не только православные христиане, но и люди прочих религиозных конфессий. Мы сейчас наблюдаем, что к нам приезжают за водой очень много молодых мусульман. Интересуются они и нашей церковью. На протяжении многих лет происходило взаимное обогащение культур и традиций наших народов. И 1100-летие принятия ислама Волжской Булгарией – это тоже наш общий праздник, который мы отмечаем вместе.
– Я хочу поздравить с этим праздником не только мусульман, но и все другие народы Среднего Поволжья. За многие годы, что прошли с момента основания Волжской Булгарии, наши культуры тесно переплелись и взаимно обогатились, а сами народы получили мощный стимул для развития. История ислама – это не только история татар, но и история других народов. Я считаю это событие нашим общим праздником. Также хотелось бы отметить, что ислам никогда не выступал источником напряжения для нашего государства. По исламу власть дана от бога, а значит идти поперек ей нельзя. Об этом знали и в давние царские времена. Ведь не случайно при Екатерине Великой был отпечатан Коран на котором магометане давали клятву верности государству. Также хотелось бы, чтобы историческая роль ислама не преуменьшалась, а работа мусульманских приходов, деятельность самарских мусульман находили должное информационное освещение. В общественной жизни Самары мусульмане всегда играли заметную роль. Еще не так давно в Самаре достаточно большую территорию занимала Татарская Слобода, где были мечеть, мэктэб, книжные магазины, жили и работали татарские купцы 1 и 2 гильдии. Можно вспомнить и старые названия центральных улиц города, когда улица Самарская носила имя Мечетная, а Галактионовская – была Татарской. Или тот факт, что среди гласных Самарской городской думы были представители татарской нации. Думаю, это было бы интересно и познавательно для всех жителей нашего города и способствовало бы укреплению взаимопонимания и дружбы между разными народами.