Вера и Булгар

0

В этом году вокруг Булгара было много шума и негатива. И связано это с планами по установке там скульптуры так называемой «хранительницы», которая несколько месяцев будоражит татнет. За это время появилось множество открытых писем и обращений в адрес Рустама Минниханова и Минтимера Шаймиева с просьбой не устанавливать в Булгаре скульптуры, так называемой «хранительнице». За это время появились десятки публикаций в региональных и федеральных СМИ по данному вопросу. Основные претензии к данной скульптуре сводятся к тому, что памятник языческому тотему будет открыт в месте, который символизирует ислам в Поволжье – в городе Булгар. Также вызывает недоумение название скульптуры – «хранительница». Ведь по исламу Хранителем может быть только Всевышний. Особенно сильно возмущало общественность попытка приурочить открытие памятника ко дню принятия ислама и возможное участие в открытии представителей мусульманского духовенства.

Письма на имя руководства Татарстана приходили не только из Казани и всего Татарстана, но и со всей России: Москвы, Саратова, Пензы и Мордовии.

Если мы взглянем на список подписантов этих писем, то поймем, что против скульптуры выступает цвет татарской интеллигенции – ученые, журналисты, общественные деятели, мусульманское духовенство, искусствоведы, архитекторы, врачи, инженеры, студенты. Наши соотечественники, которые работают или учатся в Колумбийском университете (Нью-Йорк), в Кембридже, университете Цюриха, Стамбульском университете, Калифорнийском университете (Лос-Анджелес) и других ведущих университетах мира просят руководство Татарстана отказаться от установки скульптуры «барса» в Булгаре. Подписи приходят из Москвы, Нью-Йорка, Анкары, Лондона, Сиднея, Берлина, Стамбула, Стокгольма, Лос-Анджелеса, Праги, Санкт-Петербурга, Риги, Куала-Лумпур, Триполи, Алматы, Львова, Бахчисарая, Ростова-на-Дону, Самары, Ижевска, Саратова, Новосибирска, Оренбурга, Красноярска, Саранска, Омска, Ульяновска, Иркутска, пишут из Украины, Швейцарии, Австралии, Казахстана, Узбекистана, Бурятии. Пишут почти из всех городов Татарстана, даже из деревень. Подписи собирали жители татарских деревень в Мордовии и Пензенской области. Одним словом со всего Татарстана, со всей России, со всего мира! Просят всего лишь об одном – не устанавливать скульптуру, не порочить, не осквернять исторические для татар всего мира места! Давно еще татарское общество не было настолько единодушно в своем намерении.

Однако, к великому сожалению, приходится констатировать, что руководство оказалось просто глухо к просьбам своего народа. Как стало известно 10 июня 2012 года памятник так называемой «хранительнице» все же установят в Булгаре. Да, не в том месте, где изначально планировалось – место установки решили сдвинуть на 700 метров, подальше от минаретов и религиозных символов, однако сам факт такой принципиальности в игнорировании просьб татар-мусульман не может не удивлять.

Одним из аргументов в пользу установки памятника приводилось то, что у булгар была доисламская история и барс (хотя т.н. «хранительница» и не барс вовсе) ее олицетворяет. Но это глубокое заблуждение. Во-первых, булгары булгарами как нация, говоря современным языком, стали после принятия ислама, когда Волжская Булгария получила крепкую идеологическую платформу. До принятия ислама территорию Волжской Булгарии населяло множество разных тюркских и финно-угорских племен, которые носили разные названия. Значительная часть из которых еще до 922 года исповедовала ислам. Поэтому никакой доисламской истории у булгар как нации просто не было. Во-вторых, если и говорить о доисламских верованиях предков татар – древних тюрков, то это было тенгрианство, поклонение небу. Никаким кошкам, барсам и волкам предки татар не покланялись. Тенгрианство вообще по своей идее даже напоминало единобожие. Поэтому аргумент о том, что скульптура барса может олицетворять доисламскую историю булгар, не просто притянут за уши, он просто несостоятелен. Потому что, повторим, именно ислам сделал из булгар булгар и до ислама для предков татар было характерно именно тенгрианство, а не вера в кошек, мышек и прочих хвостатых, пернатых и ушастых.

Кроме того, не раз уже отмечалось, что творение Намдакова вовсе не является барсом. Нет, это не барс! Это совершенно дикого вида кошка с копытами, крыльями, неестественно длинными клыками и отпугивающей мордой. Сколько бы инициаторы установки не пытались убедить общественность, что данное животное является барсом, выглядит это неубедительно. И самое главное – сам автор скульптуры, когда создавал ее, не предполагал, что это будет барс. Даже в идее автора не было намерения создать барса, а уж тем более булгарского барса. Однозначно, животное, которое запланировано к установке в Болгаре барсом не является.

Каковы последствия установки этой скульптуры могут быть? Как это отразится, например, на «Болгар жыены»? Трудно сказать. Татары привыкли ездить в Болгар и в массе своей продолжат, скорее всего, это делать. Однако определенная часть, безусловно, перестанет посещать эти места даже с культурно-историческими целями. Важно то, что, скорее всего от Болгара отвернутся именно практикующие мусульмане, которые ежедневно стремятся следовать предписаниям в исламе. Отвернутся, безусловно, и те, кто подписывал письма против установки скульптуры. А ведь среди подписантов десятки кандидатов и докторов наук, журналисты, писатели, художники, врачи и т.д. То есть образованная и думающая часть общества. Именно они формируют, и будут формировать общественное мнение. Поэтому, когда мы говорим о последствиях установки этой скульптуры, то надо задуматься скорее не о судьбе самого Булгара, а о том, какая память останется о тех, кто свое желание поставил выше желаний и просьб народа.

Кроме того, уже много раз говорилось и писалось о том, что данная скульптура в Булгаре, это очередной аргумент в руки противников посещения этой особой для истории татар земли. Речь идет в основном о салафитах, безмазхабниках. Но это уже, по всей видимости, никого не волнует.

Однако если абстрагироваться от истории со скульптурой, то необходимо отметить и, безусловно, положительные изменения, которые происходят сейчас в Болгаре. Процесс создания из него крупного туристического центра идет активными темпами. Построен большой и привлекательный памятный знак в честь принятия ислама, строится очень большая и красивая мечеть, открыт музей хлеба, уже скоро должны достроить новый речной вокзал, возведен палаточный городок для прибывающих в Болгар туристов. Инфраструктура, конечно, сделала огромный шаг вперед и это однозначно заслуга первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Для туристов Болгар должен будет стать интереснее, привлекательнее и самое главное удобнее. Это очень хорошо с точки зрения пропаганды и популяризации истории и культуры татарского народа.

Однако если мы говорим об исламе, то татарам-мусульманам пришло время серьезно задуматься и понять, что ориентиры своей веры необходимо искать не в исторических местах, а в себе. Именно в своей душе, Творцом которой является Всевышний, человек сможет найти источник укрепления религии. Материальные памятники подвержены изменению и разрушению, идеологические игры и собственные сиюминутные желания сильных мира сего могут привести к перестройке и перевертыванию любых символов как национальных, так и религиозных. Но душами людей не завладеть если в их сердцах сильна вера во Всевышнего. Возрождение нашего народа, конечно же, не начнется с Булгара, возрождение не начнется с Казани или какого-нибудь другого географического места. Возрождение может начаться только в наших сердцах, в каждом из нас в отдельности. Возрождение татарского народа это возрождение веры во Всевышнего, в Пророка Мухаммада и в Священную Книгу Коран. И баста.

“Ислам инфо”.