Штраф за нарушение правил благоустройства выписали лидерам националистического молодежного движения «Азатлык» («Свобода») за то, что в апреле этого года они исписали казанские заборы фразой «Тукай жив!».
О том, какую цель преследовали организаторы акции, Интертат.ру рассказал лидер Союза татарской молодежи «Азатлык» Наиль Набиуллин.
– Мы сделали это от обиды и возмущения: в канун дня рождения великого Тукая, который отмечался в городе 26 апреля, в Казани не появилось ни одного баннера, сообщающего о грядущем юбилее. Городские власти просто проигнорировали это событие, показав тем самым свое пофигистское отношение к Тукаю, – рассказывает Наиль. – А мы решили, так сказать, в качестве упрека восполнить этот пробел, и за два дня до знаменательной даты выехали ночью на улицы Казани с баллончиками краски, чтобы написать на заборах «Тукай жив!» и «Тукай, мы любим тебя!». Почему ночью? Потому что мы были уверены в том, что днем нам это сделать не дадут. Впрочем, нам не дали завершить эту «работу» и ночью. Когда мы «обрабатывали» строительный забор на улице Эсперанто, к нам подъехали три машины с омоновцами, которые повязали нас, как террористов. Устроили настоящий спектакль, кричали, как в кино: «руки за спину!», «лицом на капот!»… Нас держали в таком положении довольно длительное время под дождем. Мы чувствовали, что к нашим спинам приставлены дула автоматов. Затем нас отвезли в дежурную часть. Отпустили спустя три часа.
До того, как им помешали омоновцы, активисты «Азатлык» успели исписать строительные заборы на проспекте Победы, на улицах Ипподромной и Эсперанто, правда, эти надписи вскоре закрасили городские службы по благоустройству.
А спустя месяц Наиля Набиуллина известили, что он и его товарищ, которые выражали свою любовь к поэту надписями на заборах, оштрафованы Административной комиссией Казани за «негативное влияние на внешний облик города» на 2,5 тысячи рублей каждый. Почти по Гоголю: «Александр Македонский, конечно, герой, но зачем же стулья ломать?».
Впрочем, платить 2,5 тысячи Набиуллин не намерен, он хочет оспорить постановление о штрафе в суде, тем более что у него есть юридическое образование, хоть и незаконченное (по его словам, за чрезмерно активную «уличную деятельность» его отчислили с платного отделения юрфака КНИТУ-КАИ).
– Почему другим можно писать «Цой жив!», и это даже поощряется, а нам нельзя написать то же самое про великого татарского поэта? Ведь разве есть что-то плохое в том, что молодежь помнит свои корни? Тем более что мы постарались заявить об этом максимально корректно, написав «Тукай жив!» не на стенах домов, а на временных строительных заборах. Мы не хотели наносить вред имуществу других людей.
Интертат.ру поинтересовался у известного «тукаеведа», доктора филологических наук зав. отделом ИЯЛИ АН РТ Зуфара Рамиева, как он относится к тому, что молодежь пишет имя великого поэта на заборах.
– На мой взгляд, ничего плохого в этом нет. Любить Тукая – не значит быть националистом, – считает ученый. – Да, видеть имя великого татарского поэта на заборе – непривычно. Но, с другой стороны, хорошо, что молодежь помнит и любит Тукая, и пусть даже эта любовь выражается таким необычным образом.
Справка:
Союз татарской молодежи «Азатлык», насчитывающий в Казани около 100 активистов – это последователи националистического «Азатлыка» 90-х. По словам Набиуллина, он воссоздал движение в 2009 году, желая поднять молодежь на защиту «исчезающей и растворяющейся в современном мире татарской культуры». Организация нигде не зарегистрирована, но это, по мнению лидера, ей только на пользу: «если нас нет, то нас нельзя запретить». Лидер движения открыто заявляет о своих сепаратистских взглядах: «Я сторонник полной государственной независимости Республики Татарстан». Тем не менее деятельность движения он характеризует вполне безобидно: «культурно-просветительская». В последнее время активисты «Азатлык» громко заявили о себе, поддержав идею создания логистической базы НАТО в Ульяновске.
“Интертат”.