В Петербурге Дмитрий Медведев выступил сразу в двух лицах. Как премьер российского правительства встретился с коллегами из Белоруссии и Казахстана и посетил цеха концерна «Силовые машины», а как председатель «Единой России» — провел заседание Генерального совета партии.
Проходило высокое собрание в режиме видеоконференции. Общение по удаленной связи сам Дмитрий Медведев объяснил режимом экономии, мол, так дешевле обходится. О финансовых трудностях партийцы вспоминали и потом, к финалу заседания. Но главным пунктом в повестке дня была подготовка к партийным отчетам и выборам. Они должны состояться во всех ячейках партии уже в июне-июле. Однако народ с мест упрашивал добавить сроки: мол, люди в отпусках, а выбирать начальство будем на пять лет вперед. Генсовет и Медведев с этим доводом согласились — отчетно-выборный период увеличили. Кстати, выяснилось, что «Единая Россия» в нашей стране — вообще самая демократичная партия.
— Только у нас внедрены реальные инструменты демократии, — подчеркнул в ходе заседания первый заместитель секретаря президиума Генсовета «Единой России» Андрей Исаев. — В частности, только мы определяем кандидатов на выборы с помощью праймериз. А в остальных партиях их назначает руководящая верхушка. Так что наша демократия не для «норковых воротников».
Процедуре праймериз на заседании отвели довольно много времени — тема-то актуальная. В Калининграде в ближайшее время будут выбирать мэра, а еще в четырех областях — губернаторов. Кроме того, в нескольких регионах грядут муниципальные выборы, и «единороссы», естественно, будут в них участвовать, а по «праймериз отберут наиболее уважаемых среди населения людей» — об этом представители регионов бодро сообщили по видеосвязи. В итоге Дмитрия Медведева смутил сам термин.
— Может быть, стоит отойти от слова «праймериз», — решил посоветоваться с народом председатель «Единой России». — Это же американская калька, не лучше ли говорить «предварительное голосование»?
Из Москвы тут же доложили, что в партийных документах именно так — предварительным голосованием — эта процедура и обозначена. После чего вопрос о терминологии был исчерпан.
Вообще за время заседания Медведев мог пообщаться с представителями 83 регионов — именно столько региональных отделений было на связи. Хотя контакт с партийцами не всегда был хорош. К примеру, активисты из Омска могли отвечать лишь кивками — звук из Сибири не проходил. А вот с Сахалином связь была устойчивой.
— Сегодня мы провели субботник, обустраивали дворовые спортивные площадки, а также проводим народный марафон спортивных игр, — доложили с острова.
— Желаю сыграть не хуже, чем команда России на чемпионате Европы по футболу, — опрометчиво пожелал Дмитрий Медведев: о бесславном проигрыше российской команды на Евро-2012 стало известно лишь несколько часов спустя.
Еще один важный вопрос, который решили обсудить на видеозаседании, — организация партийной учебы. В «Единой России» ее планируют сделать разноплановой, сразу для четырех категорий партийцев. Так, региональных руководителей будут дважды в год вызывать на семинары в Москве. Аппаратным работникам обещаны недельные и двухнедельные тренинги, по итогам которых будет выдаваться сертификат «регионального партийного менеджера». Третья категория обучающихся — резервисты из «молодой гвардии», им предложено получать высшее образование по специальности «Политический менеджмент». К четвертой, последней категории отнесли активистов из профсоюзов и общественных организаций, которым будут разъяснять идеи партии на специальных обучающих конференциях.
Столь масштабный проект, очевидно, требует денег. А с финансами у «Единой России», особенно на местах, наметились трудности. В частности, петербургских партийцев особенно волновала тема зарплаты.
— Полицейским из ОМОНа сейчас зарплату прибавили, и они получают за 50 тысяч, а в региональных исполкомах людям платят по 7 тысяч рублей, мне кажется, что это несправедливо, — пожаловался представитель петербургских «единороссов», глава Василеостровского отделения партии Валерий Федотов. Однако Дмитрий Медведев с его точкой зрения не вполне согласился.
— Полицейские — государственные служащие, и решение об увеличении им зарплаты было принято давно, а партийная работа — общественная, и ей надо заниматься по велению сердца, — парировал инициативу с мест председатель «Единой России», хотя и признал, что «потраченное время надо как-то компенсировать».
— А вообще я за то, чтобы партработа была профессиональной. Нам надо будет отдельно обсудить вопросы партийного финансирования. К примеру, от партвзносов мы отказались, а может быть, и стоит их ввести, — предложил по итогам заседания Дмитрий Медведев.