Домой Ислам Ислам в стране и в мире ХИДЖАБ – ДЕЛО ТОНКОЕ, ИЛИ ПОЧЕМУ В РОССИИ ИГРА В ХИДЖАБОФОБИЮ ОЧЕНЬ ОПАСНА?

ХИДЖАБ – ДЕЛО ТОНКОЕ, ИЛИ ПОЧЕМУ В РОССИИ ИГРА В ХИДЖАБОФОБИЮ ОЧЕНЬ ОПАСНА?

1
ХИДЖАБ – ДЕЛО ТОНКОЕ, ИЛИ ПОЧЕМУ В РОССИИ ИГРА В ХИДЖАБОФОБИЮ ОЧЕНЬ ОПАСНА?

В последние годы в западной Европе, и не только, наблюдается неприятие этого атрибута одежды мусульманки со стороны христиан. Во Франции, например, хиджабам объявили просто настоящую войну. На мой взгляд, у этой кампании разнузданной хиджабофобии торчат громадные уши исламофобии и дискриминации мусульманок по религиозному признаку.

Глядя на Запад, начали шевелиться и наши российские доморощенные хиджабофобы.

Что же такое хиджаб? Хиджаб (араб. — покрывало) в исламе — любая одежда (от головы до ног), однако в западном мире под хиджабом понимают традиционный исламский женский головной платок. Ношение женщиной хиджаба является одним из основных положений исламского законоположения – Шариата.

В разных странах к хиджабу относятся по-разному. Некоторые правительства поощряют и даже обязывают женщин носить хиджаб, некоторые запрещают.

Хиджаб обязателен в Афганистане, Саудовской Аравии и Иране.

Турция, Тунис и Таджикистан, хоть и населены преимущественно мусульманами, запрещают носить хиджаб в государственных учреждениях, школах и университетах. Первой мусульманской страной, которая официально запретила носить женщинам хиджаб, стала в 1925 Турция. С приходом к власти в 1963 в Сирии и Ираке партии БААС, которая придерживалась светской идеологии, ношение хиджаба в них также стало запрещено. В Тунисе в 1981 запретили хиджаб в государственных учреждениях, впоследствии в 80-x и в 90-x годах вводили и другие ограничения. В Турции несколько раз предпринимались попытки отменить запрет на ношение хиджаба. В первый раз в 1984 в рамках политики «примирения с исламом», которую проводил премьер-министр Турции Торгут Озал. Однако под давлением светской общественности он вынужден был возобновить запрет в 1987. В 2008 правительство Турции под руководством Реджепа Эрдогана снова попыталось отменить запрет хиджаба в университетах, однако конституционный суд оставил запрет в силе.

На мой взгляд, эти, в основе своей, мусульманские страны, пытались проводить модернизацию своих стран по европейским лекалам, одни более, другие менее удачно. Это были революции сверху. А сейчас там происходят в некоторых странах громкие, а в некоторых — тихие революции снизу на основе своей мусульманской культуры. Восток хочет развиваться, опираясь на свою почву. Этот рывок будет связан с ростом среднего класса (мелкой и средней буржуазии) и формированием современных наций в неразрывной связи с традиционной мусульманской и этнической, а не с Западной христианской культурой. Хотя национальное и этническое размежевание, как, например, появление Курдистана на территории Ирака, также будет происходить. Как говорится, для них когда-то было время – разбрасывать камни, сейчас же наступила пора – собирать камни. А посему сейчас для этих стран простое копирование поведения Запада – это неправильный путь. Это — уже пройденный этап.

15 марта 2004 Франция приняла закон, запрещающий «символы или одежду, очевидно демонстрирующие религиозную принадлежность» в образовательных учреждениях.

Вопрос о хиджабе — традиционном головном уборе, одеваемом вокруг головы и плеч — разжег споры по всему континенту и подчеркнул серьезные расхождения между стремящимися к интеграции мусульманами.

Около 250 делегатов из 14 стран собрались недавно в лондонском Сити-Холле под знаменем группы в защиту хиджаба, чтобы провести конференцию против того, что они считают нарушением прав человека. Конференцию пикетировали активисты движения за права геев, которые обвинили некоторых участников конференции в гомофобии и заявили, что они топчут права женщин.

На конференции решение Франции по поводу платков также осудил мэр Лондона Кен Ливингстон, который сказал: «Французский запрет является наиболее реакционным предложением, которое когда-либо рассматривалось парламентом в Европе со времен второй мировой войны. Он означает шаг в сторону религиозной нетерпимости, которую мы в Европе поклялись никогда не повторять, будучи свидетелями разрушительного воздействия Холокоста».

В чем же собака зарыта? А все очень просто. Европейский Запад на самом деле под своей системой мультикультурализма подразумевал свой плавильный котел, в котором он хотел постепенно переплавить арабов во французов, а турок, например, в немцев. Но из этого у них ничего не получилось, так как эти мусульмане оказались крепкими орешками, они и не думали переплавляться. Европейцы, видя, что духовно и культурно они не смогли ассимилировать мусульман, решили действовать административными и юридическими методами. Они перешли к откровенной борьбе с исламом как религией и традицией своих мусульманских сограждан. Это говорит о том, что европейская культура, пронизанная культом золотого тельца, наслаждений, релятивизма и неопределенности постмодернизма бессильна перед простой, здоровой и ясной традиционной культурой ислама.

По большому счету, говоря о европейской одежде, в которой люди на Западе ходят в госучреждения, в школы и в ВУЗы, это – по сути претерпевшая длительную эволюцию христианская одежда. Да и вся Западная цивилизация выросла из колыбели христианства. Какой бы она сейчас секулярной не была. А, значит одежда европейцев это — христианская одежда. Получается христианам в своей одежде можно появляться в учреждениях, а вот мусульманам в своей — нельзя. Они, видите ли, обязаны одеваться по-европейски, то есть по-христиански.

Если такую политику начнут проводить и в России, то мне будет, например, запрещено приходить на работу в татарском каляпуше (татарский национальный головной убор), а татаркам носить цепочки с полумесяцем. Скажут, что я противопоставляю себя русским сотрудникам по национальному признаку. Многие могут сказать, что это — из области бреда и фантастики, но провела ведь Москва в жизнь бредовую и средневековую идею запрета нерусским народам перехода с кириллицы на латиницу.

В России игра в хиджабофобию очень опасна, так как в отличие от арабов во Франции и немцев в Германии, российские мусульмане – это коренные народы, имеющие свою древнюю историю, территории и  республики. И не учитывание этого фактора, всегда будет приводить к обострениям или, мягко говоря, к трениям. Эти обострения уже ясно просматриваются как на Северном Кавказе, так и в самой Москве.

В этом плане очень показателен пример французской политики в Алжире в начале 50-х годов ХХ века. Французы в своей колонии законодательно запретили алжирским женщинам надевать хиджаб (якобы, хотели приучить их к «цивилизации»). Этим они вызвали массовое возмущение и протесты населения. Далее, в течение семи лет (1954-1961 гг.) национально-освободительной войны за независимость хиджаб превратился в символ антиколониальной борьбы алжирского народа.

Так что хиджаб – дело тонкое и серьезное.

Рафаэль Мухаметдинов, к.и.н.

“Татар заманы”.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. По моему, это совершенно не наша проблема, совершенно раздутая. Российские татары никогда не носили в такой форме хиджабы, их носят только приезжие мусульмане. А это их дело.

Comments are closed.