Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта авиакомпании “Трансаэро” с 26 октября, и перевозчик с 00.01 мск понедельника прекращает полеты.
Согласно расписанию аэропортов Москвы, последний рейс “Трансаэро” выполнит в аэропорт Гонконга в 21.05 мск на самолете Boeing-767. Он приземлится в аэропорту прилета, когда авиакомпания прекратит существование.
“Трансаэро” оказалась не в состоянии обслуживать долги, составляющие вместе с лизинговыми обязательствами около 250 миллиардов рублей. Продажа ее билетов была остановлена, а пассажиров перевозили авиакомпании группы “Аэрофлот” и другие перевозчики.
История со спасением “Трансаэро” началась в начале сентября. Об отзыве сертификата эксплуатанта “Трансаэро” с 26 октября стало известно на прошлой неделе по итогам проверки Росавиацией.
План спасения
Генеральный директор “Аэрофлота” Виталий Савельев рассказывал в интервью РИА Новости, что на комиссии у первого вице-премьера Игоря Шувалова в начале сентября рассматривались три варианта решения проблем “Трансаэро”.
По его словам, первый вариант предусматривал банкротство, но тогда от него отказались именно потому, что понимали, что будут проблемы у банков. Второй вариант: объединение банков, и банки взяли бы “Траснаэро” в управление, но от этого варианта тоже отказались, потому что авиация — это сложный бизнес, и задолженность в 4 миллиарда долларов или 260 миллиардов рублей является колоссальной. Третьим вариантом было предложено, чтобы национальный перевозчик “Аэрофлот” взял на себя эту нагрузку. “Так “Аэрофлот” вошел в эту сделку”, — рассказывал Савельев РИА Новости.
“Аэрофлот” в воскресенье сообщил, что из 1,925 миллиона реализованных “Трансаэро” авиабилетов до 15 декабря текущего года, под операционным управлением “Аэрофлота” уже перевезено 1,825 миллиона человек, что составляет 94,8% от общего числа билетов.
“До 15 декабря осталось перевезти 100241 пассажира с забронированными билетами на рейсы авиакомпании “Трансаэро”, — говорилось в сообщении “Аэрофлота”. Этих пассажиров “Аэрофлот” и авиакомпании его группы перевезут. Пассажирам с билетами после 15 декабря будут возвращены деньги.
“Аэрофлот”, по оценкам авиакомпании, затратит на решение проблем с перевозкой пассажиров “Трансаэро” около 17 миллиардов рублей. Вернуть их компания планирует, летая по международным маршрутам “Трансаэро”, рассказывал Савельев РИА Новости. Так, “Аэрофлоту” на год передано 56 таких маршрутов.
Новые акционеры?
Одобренный в сентябре правительством план по спасению “Трансаэро” предусматривал и покупку “Аэрофлотом” 75% акций “Трансаэро” для последующей санации. Однако он сорвался, потому что акционеры находящегося на грани банкротства авиаперевозчика не смогли собрать необходимый пакет акций к сроку истечения оферты. “Трансаэро” при этом была передана под операционное управление “Аэрофлота”.
Чиновники, источники на рынке и кредиторы “Трансаэро” говорили в один голос, что банкротство — единственный вариант спасения “Трансаэро”. С заявлениями о банкротстве перевозчика уже обратились в суд ряд кредиторов “Трансаэро”.
Однако во вторник вечером на прошлой неделе стало известно, что контрольный пакет акций “Трансаэро” покупает акционер группы авиаперевозчиков S7 Владислав Филев. Их интерес был подтверждён и после выхода информации об отзыве сертификата эксплуатанта у “Трансаэро”.
Савельев в интервью РИА Новости задавался вопросом, где были все эти предложения, когда на комиссии Шувалова обсуждались варианты спасения “Трансаэро” и предстояло решить проблемы перевозки около двух миллионов её пассажиров.
“Когда правительство поставило вопрос перед всем авиационным сообществом, что же вы не заявились два миллиона человек перевезти. Точно “Аэрофлот” не препятствовал бы. Хотите 75% плюс одна? Мы же отказались, когда 21 день прошел, и Плешакова не собрала акции. Ребят, а что вы не взяли?”, — говорил гендиректор “Аэрофлота”.
Исходя из данных “Аэрофлота” по перевезённым пассажирам “Трансаэро”, ему и Минтрансу удалось предотвратить коллапс, который мог бы возникнуть в этой ситуации. Министр транспорта Максим Соколов говорил в интервью телеканалу “Россия 24”, что судьба авиакомпании “Трансаэро” с точки зрения законодательства по-прежнему находится в руках кредиторов, а не акционеров.