Корреспондент Рифат Каюмов делится впечатлениями от поездки по Башкортостану. О потерянных следах Бахтияра Канкаева, родном селе Заки Валиди, ошеломляющей красоте уральского края и исконно башкирские земли на юго-востоке республики в репортаже нашего коллеги.
В поездку по Башкортостану меня взял с собой писатель, автор исторических романов, главный редактор газеты «Мәдәни җомга» Вахит Имамов. Мы выехали 21 июня. За неполную неделю проехали более трех тысяч километров, заехали в два десятка районов, в девяти из них останавливались для более близкого ознакомления. Цель нашей поездки – посетить места, связанные с выдающимися историческими личностями татар, а также своими глазами увидеть районы, где проживают «настоящие башкиры».
Тематически наш маршрут мы поделили на три части. Первая повела нас по следам одного из лидеров Пугачевского восстания – Бахтияра Канкаева. Затем мы съездили в родную деревню классика татарской и башкирской литературы Мажита Гафури, а также в деревню, где родился основатель Башкирской республики Заки Валиди. Третью часть нашей поездки мы совершили по Белорецкому и Бурзянскому районам, которые считаются истинно башкирскими регионами Башкортостана.
В тени Салавата Юлаева
Бахтияр Канкаев – татарин, один из лидеров татар и башкир в ходе Крестьянской войны 1773-1775 годов. Емельян Пугачев его лично удостоил звания «бригадир» (сейчас это уровень генерала). Отряд Бахтияра Канкаева без боя взял крепость Красноуфимск (ныне – город в Свердловской области – ред.). Жители встретили народное ополчение с хлебом и солью. Из Красноуфимска Канкаев направляется в сторону Казани, готовить территории, по которым пройдет армия Пугачева, привлекает в свои войска новых крестьян.
Национальный герой башкирского народа Салават Юлаев со своим отрядом в Красноуфимской крепости присоединяется к войску Канкаева. Эти два предводителя были одного ранга. И хотя это известный в истории факт, к сожалению, фигура Бахтияра Канкаева потерялась на фоне Салавата Юлаева. Спустя 250 лет с тех событий имя этого героя знают лишь историки и музейные работники, и в ходе поездки мы в этом убедились.
Бахтияр Канкаев родился и вырос в деревне Большая Ока Мечетлинского района. Восемьсот человек в свое войско для наступления на Красноуфимск он набирал тоже в родной деревне. Можно представить, насколько крепким было это село тогда, если в нем можно было привлечь столько пригодных к службе мужчин. Большая Ока с изумительной красоты природой показалась мне постепенно умирающей деревней. И хотя населения здесь около трех тысяч человек, есть своя трехэтажная школа, здание сельсовета – после того, как местное предприятие развалилось, большинство молодежи тут уже не остается, рассказали нам сельчане. На улицах то и дело встречаются ветхие, заброшенные дома. Мы были удивлены, увидев среди них чернеющий углями сгоревший дом. Почему же местные власти не позаботились о том, чтобы привести это место в порядок? Такое отношение нам показалось недостойным татарской деревни. В то же время, некоторого оптимизма дают крепкие, покрытые жестяной кровлей красивые здания, значит, село еще держится, не сдается.
В поисках следов Бахтияра Канкаева мы сначала пришли в среднюю школу села Большая Ока. В здании шел капитальный ремонт по федеральной программе. Застали директора в тот момент, когда он косил траву на пришкольном участке. Довольно странно было видеть директора за таким занятием.
– Косить некому, – пояснил смущенно директор школы Радис Ахметханов. По образованию он учитель истории. В Башкирском государственном университете научные исследования вел по теме истории северо-востока Башкортостана, поэтому личность Бахтияра Канкаева ему известна. А жители практически не знают уроженца своего села. Здесь нет ни единого памятного места, названного именем Бахтияра Канкаева, даже крошечной таблички. И в школьном музее нет посвященного герою уголка.
– В деревне самая большая проблема – нет рабочих мест. Трудоспособные уехали из деревни. Молодые семьи с детьми переезжают в город. За последние 20 лет детей в деревне стало втрое меньше. Такими темпами скоро в школе некому будет учиться, – посетовал Радис Ахметханов.
В наших краях есть традиция, когда выходцы из деревень – руководители организаций, чиновники разного уровня, ученые оказывают поддержку родному селу. Они помогают с благоустройством деревни, односельчанам – получить высшее образование, устроиться на работу. Мы поинтересовались, почему же в селе Большая Ока нет такой практики. В ответ директор просто пожал плечами – таких людей нет. В 2017 году коллектив на свои деньги заменил износившиеся окна на новые. Почему же такое крепкое в свои годы село не вырастило таких личностей? Полагаю, в этом факте немалую роль сыграла и сама школа.
Но природа в этих местах чудесная! Уезжая, мы все еще любовались красотой окрестностей – с одной стороны деревни протекает река, с другой – широкие поля и луга переходят в заросшие лесом склоны Урала. Живи и радуйся, выращивай скот, отдыхай на лоне природы! Великолепные живописные пейзажи, природа первозданной чистоты – это мы встречали в практически каждой деревне Башкортостана. Поневоле восхищаешься умением предков выбирать для себя места для поселения.
Из села Большая Ока мы направились в Красноуфимск. Лояльная Пугачеву крепость после ухода ополченцев была «зачищена» царскими карателями. Крепости на берегу реки Уфы уже давно нет, но места, где два века назад шли сражения, отмечены часовней и памятниками. В городском музее есть посвященная Пугачевскому восстанию отдельная экспозиция, но там тоже для Бахтияра Канкаева места не нашлось. Хотя сотрудники музея знают о его героизме. Удивляться нечему – кто же еще, кроме самих татар, будет возвеличивать татарского героя?
В административном центре Мечетлинского района – селе Олы Ыктамак (Большеустьикинское) краеведческий музей тоже не порадовал – никаких материалов о Бахтияре Канкаеве, кроме статьи из книги, где упоминается этот исторический персонаж. Даже этот материал можно было бы разместить на стенде, на видном месте, но в Башкортостане создавать конкурента Салавату Юлаеву, конечно, никому не нужно.
Пещера Салавата Юлаева
Завершив первую часть нашего путешествия, возвращаемся в Стерлитамак. Проезжая мимо села Алькино Салаватского района встретили указатель о месте рождения национального героя Салавата Юлаева. Это огромный знак, выложенный из камней на склоне горы, который видно издалека. После ареста Салавата Юлаева, Екатерина II его родное село Текеево сравняла с землей. Сейчас этой деревни нет на карте, но власти Башкортостана на том месте установили памятник. Путь к памятнику пролегает через леса и гористую местность, и не зная дороги туда не проехать. Нам объяснили, что это место нам может показать заведующая музеем Салавата Юлаева в селе Малояз Зиля Садыкова.
Мы приехали в музей. Предварительно обговорив с вышестоящей инстанцией, Зиля Аминовна согласилась нас проводить до этого места. Зиля ханум оказалась настоящей башкиркой из Бурзянского района. Учитывая, какой «теплый» прием в прошлом году перед переписью получили в Башкортостане журналисты, писатели, артисты из Татарстана, не был уверен, что подобное не повторится. Однако Зиля Аминовна отнеслась к нам очень благожелательно, поехала с нами не только к памятнику, но и не пожалела своего времени, чтобы показать достопримечательность, известную как «Пещера Салавата Юлаева».
Пещера находится близ села Идрис, в скалах, возвышающихся над рекой Юрюзань. В этой пещере Салават Юлаев скрывался от жандармов. Вход в пещеру – тоннель длиной примерно в три метра. Довольно низкий проход приходится преодолевать гусиным шагом или же на четвереньках. Тогда ты попадаешь в полость величиной с большую комнату. Нам сказали, что дальше есть и другие помещения, с таким же низким проходом, но я ограничился этим. Если посмотреть с пещеры вниз, на быстротечную реку Юрюзань, одновременно страшно, и восхитительно. Недалеко на другой скале можно увидеть еще одну пещеру, там отряд Юлаева хранил оружие. Хочу поблагодарить Зилю Аминовну за эту удивительную экскурсию.
Родина Заки Валиди
Следуя своему плану, далее мы из Стерлитамака едем в Ишимбаевский и Гафурийский районы. Первый пункт нашего маршрута – деревня Көзән (Кузяново), где 10 декабря 1890 года родился Заки Валиди. В родной деревне политика и ученого действует его богатый экспонатами музей, установлен памятник.
Заки Валиди известен как лидер башкирского национально-освободительного движения, добившийся создания первой после установления советской власти автономной национальной республики. Важная часть его биографии связана с Казанью. Здесь он получил образование в Апанаевской мечети, позже там же преподавал, здесь включился в бурную общественную жизнь. В дни революции Заки Валиди едет в Уфу, возглавляет башкирское национальное движение. В 1923 году политик был вынужден уехать из страны. Учился в Венском университете, затем читал лекции в Вене, Берлине, Лондоне. Сформировавшись как ученый, образует в Стамбуле Исламский научно-исследовательский институт и возглавляет его. До конца жизни жил в Стамбуле, умер в 79 лет. Интересно, что в личном деле национальность Заки Валиди указана как татарин, позже добавлено «башкир».
С музеем в селе Кузяново нас ознакомила его заведующая Миннира Валиева. Здание музея – новый бревенчатый дом, было построено в 1993 году на месте родового дома семьи Валиди. Здесь можно увидеть личные вещи политика, фотографии, документы, другие экспонаты, относящиеся к началу XX века. В создании экспозиции активно участвовали родные Заки Валиди. Как рассказала Миннира Валиева, музей был построен при поддержке первого президента Башкортостана Муртазы Рахимова, он также провел асфальт до деревни. В целом, местные жители, и не только в этом районе, отмечают, что Рахимов много работал для повышения национального самосознания башкир.
Из Ишимбайского района, уже по гравийной дороге, мы поехали в Җилем-Каран (Зилим-Караново) – родное село Мажита Гафури. По пути останавливались в десятке деревень, фотографировали мечети, говорили с жителями. Здесь все – стар и млад без колебаний называют себя татарами. Все свободно говорят на татарском.
В селе Зилим-Караново рядом с Домом культуры стоит каменное здание музея Мажита Гафури. Экспозиция состоит из книг писателя, копий документов и фотографий. А личные вещи Гафури хранятся в его музее в Уфе. Те, кто видел музей в столице, чего-то впечатляющего для себя здесь не найдут. В деревне также есть парк Мажита Гафури. В этом парке меж деревьев бьют два ключа – посетители могут отведать воды, которой когда-то утолял жажду писатель.
Знаменитое на всю страну Серменево
Итак, мы отправляемся в третий – самый длинный отрезок нашего маршрута. Чтобы попасть в Бурзянский район, от Уфы надо проехать 400 километров по горной местности. В Белорецком районе мы заехали в знаменитое село Сәрмән (Серменево). В свое время — это село было известно в союзном масштабе. В 1923 году его посетил председатель ЦИК СССР Михаил Калинин. Множество выдающихся людей дала эта деревня: композитор Загир Исмагилов (род. в 1917 году), чье имя знали не только в родной республике, но и в стране. Ректор БГУ в 2000-2010 годах Мухаммат Харрасов, писатель Зульфат Хисматуллин, знаменитый офтальмолог Эрнст Мулдашев тоже родились и выросли в этой деревне. Среди земляков есть руководители больших предприятий, члены правительства Республики Башкортостан. Известный молодой писатель Башкортостана Айгиз Баймухаметов тоже окончил Серменевскую среднюю школу. По мнению писателя, целую плеяду выдающихся личностей деревня дала благодаря своей сильной школе. Продолжая тему поддержки выходцами из села – здесь в Серменево такая взаимопомощь уже стала традицией.
Серменево – одно из передовых сел Башкортостана. Здесь все жители обеспечены рабочими местами, есть производство. Например, продукция «Уральского завода спортивного инвентаря» отправляется по всей России и в зарубежные страны. Глава сельского поселения Аетбай Аюпов рассказал, что через несколько лет рядом с деревней появится новый поселок. План утвержден, названия улиц уже выбраны. Значит, село растет и развивается.
Пещера «Шульген-Таш»
Далее наш путь лежит в Бурзянский район. 70-80 процентов территории района занимают леса, и население почти полностью башкирское. В этом и особенность района. Первозданная природа, виды на заросшие лесом скалистые берега извилистой реки Белой, пещера Шульген-Таш с древними наскальными рисунками – все это хорошая находка для туристов. Неиссякаемый поток гостей из Свердловской, Челябинской областей, Башкортостана. Приезжают и из Казани, но таких меньше, потому что расстояние, действительно, ощутимое.
Мы тоже побывали в этой пещере, попили воды из пробивающихся из-под камней источников. Пещера и ведущая к ней довольно широкая территория охраняются Российской Федерацией. Здесь нельзя вести хозяйственную деятельность, наносить вред природе.
Мысли после поездки
За пять дней мы побывали в двух десятках районах Башкортостана, остановились в Илишевском, Салаватском, Мечетлинском, Гафурийском, Стерлитамакском, Ишимбайском, Белорецком, Бурзянском, Кармаскалинском районах. За эту поездку нам удалось составить мнение о соседней республике. Во-первых, природа в Башкортостане изумительно красивая! Обязательно надо хоть раз в жизни съездить и увидеть.
Во-вторых, жители Башкортостана – татары, башкиры – не стесняются говорить на родном языке. Более того, общаться на родном языке здесь считается престижным. Все пять дней я с каждым, кто встречался на нашем пути, старался говорить только по-татарски. В татарских деревнях мне отвечали на татарском, в башкирских – на башкирском. Татарину с башкиром объясняться переводчик не нужен. Наши языки очень похожи. На «великий и могучий» пришлось перейти только по эту сторону границы с Татарстаном. Пришел к мнению, что в вопросе сохранения нашего родного языка нам надо брать пример у башкир.
Третье – заметно высокое национальное самосознание у башкирской молодежи. Если у нас, татар, о национальных вопросах печется больше старшее поколение, то здесь инициатива в руках молодых. В Башкортостане очень много гордых и непокорных молодых людей, которые не боятся заступиться за свою землю, свой народ, кто готов постоять за его интересы. Это мы видели два года назад даже на примере защитников Куштау. По словам Айгиза Баймухаметова, молодежь обращает большое внимание на то, чтобы люди, занимающие руководящие посты, их дети, внуки говорили на башкирском языке. Руководитель, не владеющий башкирским языком, не имеет авторитета в республике, говорит он. Айгиз Баймухаметов – автор трех повестей и рассказов, его произведения переведены на многие языки. В то же время общий тираж этих книг на башкирском языке достиг 30 тысяч – значит, башкиры знают родной язык, читают на нем, в том числе и молодежь.
Политика приоритета для башкир при устройстве на хорошую работу, популяризации произведений башкирских писателей, повсеместного увековечения имен известных башкирских деятелей начала давать свои плоды.
Автор: Рифат Каюмов, перевод с татарского
Источник: intertat.tatar