Известно, что базис и надстройка взаимосвязаны, но надстройка по большому счету зависит от базиса, а не наоборот.
Сейчас через эту призму взглянем на проблему сохранения татарского языка в течение нашей долгой истории. Ясно, что эта проблема берет свое начало в 1552 году, года было разгромлено наше государство и наш экономический базис. Но, несмотря на все тяготы колониального положения в течение 365 лет, то есть до 1917 года, татары сумели восстановить свой экономический базис в виде торгово-промышленных предприятий и своего класса предпринимателей и торговцев в татарской слободе г. Казани и некоторых других городах России. Аграрный сектор базиса представляли татарские деревни. Что очень важно, татары жили компактно в Казани в своей Татарской слободе. Татарин мог прожить в Казани всю жизнь и не пользоваться русским языком и не знать его. Иными словами, у татарского народа был своего рода свой национальный базис.
У этого базиса была и своя надстройка, куда входили татарский язык, мусульманская религия, система мечетей и медресе, книгоиздательство, а с 1905 года татарская пресса и татарский театр. И эта надстройка до 1917 года благополучно развивалась, так как у нее был свой базис. Татар, не знающих свой язык, практически не было.
Что же произошло после 1917 года и до наших дней, что татары стали катастрофически быстро терять свой язык (Между переписями 2002 и 2010 годов число татар, знающих татарский язык, уменьшилось на миллион человек)?
С одной стороны Москва дала в 1920 году татарам формальную автономию, а с другой, уничтожила базис татарской нации. Были переданы государству все частные предприятия, буржуазия как класс была ликвидирована, то есть татарский народ лишили элиты. Татарская слобода под предлогом улучшения жилищных условий была расселена и распылена равномерно среди русского населения Казани. Надстройка подверглась жесточайшему коверканью. В русле борьбы с религией была разрушена система национального образования в виде системы медресе, а также мечети. Был два раза изменен татарский алфавит.
Но, тем не менее, не смотря на все, наша надстройка по инерции еще в куцем виде продолжала существовать и существует до сих пор без своего базиса. У нас были татарские советские школы, татарские книги, газеты, театр и т.д. Они были татарскими по форме, то есть на татарском языке, но советские, а еще точнее русскими по содержанию. Все их содержание было направлено на то, чтобы под лозунгом советизма и интернационализма сделать из инородцев русских людей.
Образно выражаясь, сейчас татарин, благодаря русскоязычному базису может заработать себе миску супа, а вечером, благодаря татарской надстройке пойти в татарский театр. Между этими двумя вещами татарин, конечно, выберет первое, так как для его выживания миска супа важнее чем театр. Русский язык для выживания, а татарский – для души. Материя (базис) – русская, дух (надстройка) – татарский. Такое вынужденное раздвоение татарина в конечном счете ведет его к полной русификации. Поэтому главной мотивацией для изучения татарского языка является восстановление татарского базиса татарской нации. Это могло бы выразиться во введении реального двуязычия в экономической и административной сферах, что не противоречит и российской и татарстанской конституции. Это надо было бы делать постепенно и поэтапно в течение последних 25 лет.
Главное в изучении языков – это их потребность для выживания (миска супа) в реальной жизни. Если этого нет, никакое супер гениальное преподавание не решит кардинально проблему обучения. Наглядный пример этому – обучение иностранным языкам в средней советской школе. Каждый советский школьник 6 лет изучал иностранный язык, но подавляющее большинство после выпуска почти ничего не знали и не могли говорить на нем. Ибо не было жизненной потребности. СССР был закрытой страной от всего мира, от иностранцев. Изучение иностранного языка в школе было простой формальностью, которая большинству была не нужна.
И так, для сохранения татарского языка необходим татарский базис. А татарский базис возможно воссоздать лишь в рамках государственности татарского народа или в рамках настоящей, а не декларативной федерации, как сейчас, или же в рамках самостоятельного национального государства.
Яркий пример роли базиса в деле восстановления национального языка дает нам история еврейского народа. Хотя у евреев до создания государства Израиль в 1948 не было своего национального базиса, сконцентрированного на какой-то одной территории (но были еврейские банкиры, раскиданные по всему миру), их национальная надстройка в виде синагог, национальной истории и древнееврейского языка, отраженных в Старом Завете Библии, религиозных еврейских школ, продолжала еще теплиться по инерции со времен разгрома Римской империей Древней Иудеи в начале нашей эры.
И лишь с созданием государства Израиль они смогли создать свой базис, а раз создали базис, то и смогли создать надстройку, в рамках которой они и возродили язык иврит, который был создан на базе древнееврейского языка, на котором они когда-то говорили 2000 лет назад.
А возможно ли создание татарского базиса в условиях современного Татарстана? Это будет известно, когда руководство республики не на словах, а на деле начнет вводить реальное двуязычие в экономическую и административную жизнь Татарстана. Там и увидим в очередной раз, как Москвой соблюдается Российская конституция, в которой все это прописано.