Домой О татарах История «Благодаря военным муллам появлялись татарские кладбища, ремонтировались мечети»

«Благодаря военным муллам появлялись татарские кладбища, ремонтировались мечети»

0
«Благодаря военным муллам появлялись татарские кладбища, ремонтировались мечети»
Фото: drive2.ru

Интервью «Миллиард.Татар» с экспертом по военной истории Российской империи, старшим научным сотрудником Института истории им. Ш.Марджани АН РТ Халимом Абдуллиным.

Первая часть интервью здесь.

«Здесь, в Казани, была чисто русско-дворянская «корпорация»

– Вы сказали, что татары выбирали из своей среды кого-то одного, кто будет выполнять духовные требования. Поэтому хочу уточнить: в 18-19 веке их призывали компактно или же старались распределить по отдельности друг от друга? 

– Если мы говорим о 18 веке, то в этот период действовал закон, согласно которому татар отправляли на службу подальше от их компактных мест проживания. Не всех, конечно, но большинство. Закрепляется и общее правило, что 75% регулярного полка должны были составлять великороссы, а уже потом – все остальные. То есть, никакое национальное меньшинство в полку не должно было составлять большинство. Определенный «национальный момент» все же присутствовал. Это, кстати, являлось причиной отказа в назначении штатных мулл на уровне полка, а вот православный священник там состоял штатно.

Постепенно понятие военного муллы входит в соответствующие правила, но, хорошо, выбрали они из своей среды человека, он вроде бы компетентный. А как удостовериться? Вот здесь вступает в действие Оренбургское магометанское духовное собрание, куда этим выбранным солдатам необходимо отправиться и сдать экзамен. После этого они получали такой же указ, как и гражданские. Были случаи, когда военный мулла заканчивал свою службу, возвращался на родину, у него был указ, так что он становился муллой и продолжал уже гражданскую службу. 

Например, уроженец села Кугарчино ныне Рыбно-Слободского района Ахметсафа Бакиров, 1830 г.р., был взят в рекруты, служил в 64-м линейном батальоне в княжестве Финляндском (тогда одной из провинций Российской империи). Участвовал в Крымской войне 1853-1856 гг. при отражении неприятельских флотов от нападения на Фридрихсгам. В 1859 г. он сдает экзамен в Уфе на должность имама, а в 1860 г. утверждается штатным военным муллой всех российских войск, расположенных в Финляндии. Выйдя в отставку, возвращается на Родину и становится имамом в своем селе.

Полный порядок в этом вопросе возникает при Николае I. Это был человек военный, как говорится, до мозга костей, и он все приводил к этому состоянию, когда «раз положено, значит, надо». При нем возникает череда указов, где появляется понятие «военные муллы» – они возникают на штатной основе в военных портах, крупных губернских городах, где стояли большие гарнизоны. Эти муллы не всегда были военными, они могли назначаться и из гражданских. 


Фото: из открытых источников foto-history.livejournal.com


– В вашей книге есть упоминание мечети в Николаеве, которую закрыли из-за того, что было недостаточно прихожан. Получается, и мечети строили для военных?

– Я обязательно отвечу на этот вопрос, но пока хотел бы вернуться к теме дворянства. Дворянам разрешалось служить. В крымском указе было сказано: награждать их чином не больше премьер-майора первоначально, а дальше уже можно было выслужиться выше. С крымскими мурзами все понятно – там была комиссия и их признавали. А что было с казанскими мурзами? Они так же подавали сюда, в Казань, огромное количество прошений. И ни один татарин, ни один мурза, ни один князь по своему происхождению здесь дворянство не получил. Русские помещики в Казанской губернии не хотели их видеть в своих рядах.

Очень хорошо дело шло в Пензе. Там абсолютное большинство дворянства вообще было татарским по происхождению (включая сюда и тех, кто крестился). В Приуралье – такая же ситуация. 

Здесь, в Казани – чисто русско-дворянская «корпорация». В Приуралье не хватало не только солдат, но и дворян. Дворянского землевладения тоже было очень мало, так что туда принимали с большой охотой, включая татар. Следовательно, этот вопрос с доказыванием там шел намного проще. Ты представляешь какие-то бумаги и – вперед, поскольку им нужно больше дворян. Тем более, после пугачевского бунта, когда дворян очень сильно «проредили».

Но все же в казанской дворянской книге имеется 9 родов мусульман. Посмотрим, кто же они? Алеев, Вагимов и Ермухаметов выслужили офицерские чины, будучи рекрутами, солдатами, т.е. из простых крестьян. Саинов и Юнусов выслужились из солдатских детей,  Муратов – выслужился из казаков в офицеры Тептярского казачьего полка, о котором мы уже говорили. То есть, эти трое – аналогично, также из крестьян. Эльмурзин уже был дворянином по рождению, обучившись в Пажеском корпусе, стал офицером и только приписался к казанской дворянской книге, т.к. постоянно проживал на территории губернии. Алкин и Хальфин также происходили из обер-офицерских детей, выслужится им было намного проще. Ни одного мурзы и князя татарского!

Вообще, если мы говорим о Российской империи, то она была очень неоднозначной в плане прав и привилегий. Обратите внимание на такой момент: татарин, магометанин, крестьянин не знает грамоту, но берется в солдаты и получает социальный лифт – он может выслужиться, совершить геройский поступок и так далее. 


«Моление Магометан» – солдаты во время чтения молитвы
Фото: из открытых источников tatar-ile.livejournal.com


– То есть, армия была социальным лифтом для мусульман?

– Абсолютно. Но не для всех. Возьмем в качестве примера старообрядцев: русский человек, христианин, православный, но отношения с государством очень плохие. Они не могли стать офицерами в регулярной армии. В то же время, мусульмане могли быть не только офицерами, но и генералами. Те же польско-литовские татары – изначально они были воинами, а позднее были приняты в Российскую империю, и как офицеры, и как дворяне. Их принимали в военные учебные заведения не только как дворян, но и как сыновей офицеров, то есть, как членов корпорации вне зависимости от вероисповедания. 

Среди них было большое количество полковников и генералов, например: генерал-лейтенант, артиллерист Халил Мустафович Базаревский (р.1851), полковник, военный инженер Осип Давидович Базаревский (р.1868), полковник, артиллерист Тамерлан Сулейманович Беляк (р.1857), герой Первой мировой войны, генерал-лейтенант Константин (Хасен) Яковлевич Бицютко (1866-1916), полковник, артиллерист Сулейман Яковлевич Бицютко (р.1871), генерал-майор, кавалерист Самуил Борисович Кричиньский (1803-1876), генерал-майор, кавалерист Тамерлан Иванович Малюшицкий-Улан (р.1848), генерал-майор Бекир Яковлевич Мурзич (р.1852) и многие, многие другие. Причем, несмотря часто на не мусульманские имена и отчества, все перечисленные были «магометанами».

«В старые времена татар часто брали в артиллерию, поскольку они умели читать и писать»

– А как все-таки обстояли дела с мечетями?

– Военные мечети были, но в небольшом количестве. Если в городе было определенное количество мусульман и военный имам, военное ведомство, как правило, снимало для них квартиры или апартаменты, чтобы они могли проводить там свои богослужения. 

Военных мечетей построено не так много: знаменитая Караван-Сарайская мечеть в Оренбурге – главная мечеть башкиро-мещерякского войска; первая Соборная уфимская мечеть – долгое время финансировалась за счет казны, потому что ее посещали все гарнизонные солдаты; мечеть Казанского порохового завода – предприятие было военным, как и все его служащие, включая мастеровых, пороховщиков и фейерверкеров – это такие артиллерийские чины в 19 веке. На заводе было огромное количество татар. 


Караван-Сарайская мечеть. 1913 год
Источник фото: ru.wikipedia.org


В мастеровые на военной службе татар определяли очень охотно. Так что ВПК – это потомственное. Я как раз работаю с документами Порохового завода19 века, и часто вижу в формулярных списках подобное: изначально был взят в рекруты, отправлен на Шостинский пороховой завод в Черниговской губернии, повысился, переведен на Казанский пороховой. Или наоборот – шел постоянный переток.

Известный этнограф, военный картограф А.Ф. Риттих  в 70-е годах 19 века отмечал, что в старые времена татар часто брали в артиллерию, исходя из того, что они умели читать и писать – пусть даже по-своему, на арабской графике. В артиллерию ведь всякого не возьмешь. Пороховой завод как раз подчинялся артиллерийскому департаменту военного ведомства. Но надо сказать, что и в пехоте было полно татар, и в кавалерии, и во флоте. 

– Эта мечеть в Казани сохранилась?

– Нет, к сожалению. Это была деревянная мечеть. Она построена на средства казанского купца Мусы Адамова, по одной версии в 1805-м году, по другой – в 1810-м. Ее возвели для военнослужащих, живших в Пороховой слободе. Замечу, что многие отставные старались селиться там же – поближе к своим. 

В 1827 году мечеть берется на казенное довольствие. В 1837 году она сгорает, после чего завод полностью отстраивает ее за свой счет. В 1872 году завод был переведен на вольнонаемный труд, так что прихожанам пришлось взять мечеть и духовенство на собственное обеспечение. 

Находилась она не на территории завода, а в Пороховой слободе, ее место известно – это пересечение современных улиц Фрунзе и Кулахметова. В 30-е годы ее отбирают у верующих, и она служит детским садом. А в 70-х начинается массовое  строительство многоквартирных домов в том районе, мечеть сносят.  

Кстати, мечеть Рамазан в Кировском районе, рядом с Пороховым кладбищем, была построена в таком же стиле – один большой минарет и рядом четыре маленьких. Ее архитектор С.С. Айдаров. Так что эта мечеть живет в веках, но немного в другом месте. 


Мечеть «Рамазан»
Фото: из открытых источников vk.com


– А в каких еще городах были подобные мечети?

– Абсолютно такая же история – это Ижевский оружейный завод. При нем в 1844 году выстраивается мечеть, полностью за казенный счет. До наших дней она тоже не дожила. Также в начале века военная мечеть была построена в Симферополе. 

«Преображенский, Семеновский полки – везде служили наши татары»

– Кого бы вы назвали самым известным военным имамом?

– Атауллу Баязитова. Мало кто знает, что он был гвардейским ахуном. Петербург – это немного другая история, так что там уже в конце 18-го века для войск гвардии был имам.

– То есть, гвардейцы тоже были мусульманами?

– Преображенский, Семеновский полки. Везде служили наши татары.

– Просто принято считать, что брали только славян. 

– Абсолютно нет. В этом и суть татарской нации: разве русские воспринимают нас, как «иных»? В отличие, так скажем, от кавказцев или народов Средней Азии? Вот эти вот сотни лет в одном окопе, как говорится, и привели к такому восприятию. Ведь ничего не происходит само по себе, особенно в межнациональных отношениях. Еще летописцы описывали военные действия такими словами: «наши татаровя», имея в виду татар на своей службе. Это есть и в офицерских воспоминаниях периода завоевания Средней Азии в 19 веке: «Выдвинули вперед наших казанских татар…», когда столкнулись две абсолютно антагонистические культуры. Татары были и есть той связующей нитью между Россией и странами Востока.

Атаулла Баязитов ведь известен в татарской истории, как человек, который добился печати первой татарской газеты «Нур». Но, повторюсь, мало кто знает, что он был ахуном войск гвардии. Его сын Мухаммет-Сафа также был военным имамом, но уже Петроградского военного округа в Первую мировую войну, потом станет муфтием. 

На мой взгляд, говорить стоит не столько о людях, а о той пользе, которую они приносили. Например, татарские кладбища, которые возникли в тех регионах, где татар и не было изначально. Петербургское кладбище: имам просил – солдаты умирают, их надо правильно, отдельно хоронить. Варшавское военное татарское кладбище – в центре города. Затем, благодаря им шла организация ремонта мечетей, включая, например, московскую или нижегородскую мечети. 

Атаулла Баязитов также известен тем, что именно он неоднократно просил разрешения мусульманам построить мечеть в Петербурге. И сегодняшняя петербургская соборная мечеть – во многом его заслуга.


Атаулла Баязитов. Источник фото: ru.wikipedia.org


– Финальный вопрос – про быт. Как решался вопрос с питанием, выделением выходных?

– Была закрепленная государством норма, согласно которой желательно отпускать служащих мусульман во время их праздников. Все зависело от начальства, конечно, но в основном соблюдалось. 

Что касается еды, то, естественно, никто халяльную еду там не обеспечивал. Но ведь военнослужащие получали жалование и никто не запрещал солдатам-мусульманам создавать артели. Так что они складывались, покупали мясо, осуществляли халяльный забой и питались. Но если солдат было мало, то выхода у них не было. В боевых условиях тоже – какой халяль? 

В ситуации с пятикратным намазом, то только во вне служебное время. Еще очень многое зависело от непосредственного начальства, младших командиров. Ну, и все-таки надо иметь в виду, что это была другая, сословная армия. Офицеры были дворяне, смотрели на «крестьянскую массу» сверху вниз, а на национальные меньшинства – так вообще.