Депутат Государственного Совета РТ Разиль Валеев размышляет о духовном кризисе народа. “еТатар” предлагает перевод материала, опубликованного в газете “Ватаным Татарстан”.
Любим мы говорить о правах человека. Говорить много, масштабно. А что это такое – права человека? Знают ли наши люди свои права?
Почему я об этом завожу слово? Да потому что народ наш толком не знает ни свои права, ни свои обязанности, а чего-то требовать от таких людей очень сложно. В школах право практически не преподается. СМИ этому вопросу большого внимания тоже не уделяют. Именно поэтому суть большинства законов попросту не доходит до наших граждан.
Однако и правовое воспитание не решит всех проблем. В мире помимо писаных законов есть еще и неписаные, а воспитание личности основывается на обеих этих категориях, и часто случается так, что в отношениях между людьми доминируют именно неписаные законы.
Преступность, аморальность, которые процветают в нашем обществе, напрямую связаны с воспитанием. Не зря татары говорят “Оясында ни булса, очканында шул була” (”Что увидел в гнезде, то будет и в полете”). Это говорит о том, насколько важным было воспитание, которое ребенок получал в своей семье. И так было испокон веков. Сегодня же мы недостаточно занимаемся укреплением института семьи. Мы дошли до того, что женщина вынуждена возлагать на себя обязанности мужчины, а мужчины постепенно теряют исконно мужские качества. На сессиях Госсовета, правительственных заседаниях, всероссийских форумах мы говорим об экономике, политике, производстве. Безусловно, производство качественного товара, хорошей продукции – это чрезвычайно важно. Однако самая главная и важнейшая функция любого общества и любого государства – это воспитание человека. Самым главным товаром, основной продукцией государства должен быть “высококачественный” человек. Иначе теряется смысл жизни и смысл будущего.
А как же воспитать такую личность? В последнее время мы в основном говорим о том, как навести порядок в полиции, как воспитать чиновников. Это тоже крайне важно. Но попытка воспитания человека, получившего образование и профессию, сформировавшегося как личность – это всё равно что попытаться согнуть трамвайные шпалы.
Как-то раз я решил провести эксперимент над одним таким вот “закоренелым” чиновником. Мне как писателю захотелось понять дух чиновника. Я спросил у него: “Когда твой начальник поручает тебе новое задание, о чем ты думаешь? Какова твоя первая мысль?”. Его ответ заставил меня вздрогнуть. “Правду сказать? Первая мысль обычно бывает такая: а можно ли как-нибудь отбрыкаться от этой работы, повесить её на другого или грамотно составить отписку?” – ответил он мне. “Может, лучше стоит думать о том, как сделать работу?” – спросил я. Он посмотрел на меня с удивлением: “Во-первых, я – простой чиновник, от меня ничего не зависит, я ничего не решаю, я исполняю приказы сверху. Во-вторых, если я проявлю инициативу, могу получить за это по голове. А нет работы – нет и ответственности, нет и ошибок”. Несомненно, среди чиновников много людей, работающих искренне, но немало и таких вот равнодушных типов.
Что я хочу сказать? Равнодушие к человеку, его проблемам – одна из самых опасных болезней сегодняшнего общества. А равнодушие напрямую связано с семьей и школой, потому как там нет должного воспитания. А нет воспитания – писаные и неписаные законы попросту забываются, критерии морали стираются, и в итоге моральные устои нашего общества дают трещину.
150 лет назад великий русский писатель Фёдор Достоевский сказал, что “Духовная красота спасет мир”. Мы почему-то всегда опускаем слово “духовная” и говорим “красота спасет мир”. Обратите внимание: великий мастер слова не сказал же, что “хорошие заводы, богатство или спорт спасут мир”. Сегодня не только Татарстан или Россия, весь мир переживает духовный кризис. Денно и ночно мы твердим о финансовом кризисе, но вот о духовном нашем состоянии вспоминаем крайне редко. Однако не преодолев духовный кризис, мы не сможем навести порядок ни в производстве, ни в правоохранительных органах, ни в государственных структурах, ни в органах местного самоуправления. Не только эти перечисленные мною сферы нашей жизни, но и такие категории как образование, наука, искусство, которые составляют духовную основу общества, находятся в состоянии духовной и материальной репрессии. Взяточничество в школах и высших учебных заведениях, обязательные поборы с родителей, написанные за деньги курсовые и дипломные – всё это становится нормой. И вот что страшно: мы сами постепенно свыкаемся с этим.
Воспитатели в детских садах и работники культуры, которые самыми первыми закладывают в наших детей основы морали, сегодня работают за 6-7 тысяч рублей в месяц. Эти люди находятся в самом низу общественной лестницы. Мы же ищем причины нынешней аморальности где-то наверху, тогда как корни проблемы находятся очень глубоко – в раннем детстве.
Есть еще одна причина ухудшения воспитания, и заключается она в том, что людей оторвали от национальных и исторических корней, от народной педагогики. Даже такой тиран как Сталин, когда началась война, сказал, что к людям нужно обращаться на их родном языке. Во время Великой Отечественной войны были открыты татарские газеты, работали тысячи татарских школ, началось строительство театра оперы и балета. И сегодня, когда наше общество переживает духовный кризис, мы почему-то вместо того, чтобы развивать национальное образование, закрываем школы, которые работают на родном языке, и с каждым днем всё меньше и меньше внимания уделяем национальному воспитанию. А ведь по статистике среди детей, обучающихся в национальных школах, преступность на голову меньше или её и вовсе нет.
Ну, почему же мы так унижаем свой духовный мир? Почему мы не ценим свою культуру, искусство, литературу? Этому есть только одно объяснение: мы еще не достигли того уровня цивилизованности, при котором человек живет как Человек. Не поняв это, не приложив усилий для того, чтобы достичь этого уровня, невозможно установить порядок в обществе и укрепить его духовные основы.
“Етатар”.