Гостья рубрики ИА «Татар-информ» «Җанисәпле сөйләшү», приуроченной к предстоящей Всероссийской переписи, — председатель Национально-культурной автономии татар Астраханской области Динара Мазитова.
Динара, по данным последней переписи, с 2002 по 2010 год в Астраханской области татар стало на 10 тысяч меньше — было 70,5 тысячи, стало 60,5 тысячи человек. Обратная картина у ногайцев — их число увеличилось на 3 тысячи человек — ногайцами записались 7,5 тысячи астраханцев. Как это объяснить?
Я понимаю, на фоне последних тенденций, связанных с попыткой разделить татар на мелкие группы, переписать их в другие национальности, такая статистика может вызвать какие-то подозрения. Однако я бы не спешила с выводами. В нашей Астраханской области татары и ногайцы живут настолько тесно, между двумя народами абсолютное взаимопонимание и согласие. Поэтому я считаю, что ногайцев и татар разделять неправильно.
Если взглянуть на историю, в Астраханскую область татары переселялись волнами, это и 30-е годы прошлого века, когда по Волге — «дороге жизни» люди приезжали в эти края в поисках пропитания. Помимо переселенцев в Астрахани компактно проживают коренные татары, это представители древних татарских родов.
Я сама татарка. Я родилась в Татарстане, и здесь я живу, сохраняя язык, культуру своих предков. Все события в судьбе моего народа — и хорошие, и плохие — находят отклик в моей душе, я частичка своей нации. В то же время я с большим уважением отношусь к культуре ногайцев.
Я, как настоящая татарка, обязана своим детям с ранних лет впитывать нашу удивительно красивую татарскую культуру. А культура татар и культура ногайцев очень похожи. Вы даже представить себе не можете, насколько. Пожалуй, отличий в нас всего один процент, и то лишь в каких-то незначительных, бытовых вещах.
Сейчас перед нами стоит задача сохранения нашего языка, культуры. Надо передать детям, молодому поколению наши традиции, обычаи, духовные ценности народа. Все это невозможно решать одними лозунгами. Это большая работа.
Думаю, проблема разделения татар и ногайцев будет существовать даже через много десятилетий. К этому вопросу надо подходить не философски, а по-татарски, с пониманием. Татары живут в мире с другими народами. И здесь, на астраханской земле, все точно так же — между нашими народами нет никаких конфликтов, разногласий, а есть взаимное уважение и взаимопомощь.
Считаю, что увеличение числа ногайцев на фоне сокращения численности татар — это не какое-то негативное явление. Мы очень близкие и по культуре, и по историческому наследию народы, и если ногайцев стало больше, то надо только радоваться.
О роли женщины в культуре татар
В современном мире, в условиях глобализации уникальные черты народа стираются. Но все же есть издавна сложившийся характер, который при ближайшем рассмотрении все же угадывается. Как вы считаете, каким должен быть настоящий татарин?
Я считаю, что настоящий татарин в первую очередь должен уважать себя. Должно быть самоуважение. Только тогда человек любит и уважает других, свою родную землю, свою страну, народ. Татары не боятся работы, трудолюбивы, упорны в достижении цели, многие умеют, ценят образование и стремятся быть образованными. Я поддерживаю мнение, что современный татарин должен знать минимум три языка: государственный язык своей страны, родной язык и иностранный язык. Язык другого народа надо знать еще и потому, что, изучая его, ты увидишь ценность своего родного языка, важность своих национальных традиций, духовного наследия. Конечно, татарин также должен быть ответственным перед собой, перед семьей, близкими, своей родиной и своей культурой. Примерно вот такая «формула» настоящего татарина.
— У татар есть понятие «милләт анасы» — «мать нации». Это уже говорит о том, что у татар издавна большую роль в судьбе народа играла женщина. Как по-вашему, изменилось ли место женщины в современном татарском мире?
Думаю, что в наше время, в условиях множества вызовов, стоящих перед татарским народом, роль женщины только возросла. Она, как и раньше, является хранительницей семейного очага, а главное — именно женщина, мама передает культуру народа, его духовные ценности следующему поколению. Я считаю, что татарская женщина умная, умелая, она духовно богата, любит семью, хорошая жена и хозяйка. В современных реалиях она обязана быть образованной, быть хорошим психологом и дипломатом, чтобы умело, а иногда и хитростью строить хорошие отношения в семье, с близкими и родными.
Кому помешал памятник Тукаю?
Динара, в декабре в Астрахани произошел неприятный инцидент — вандалы осквернили памятник татарскому поэту Габдулле Тукаю. Как думаете, откуда растут корни этого поступка? Кому мог помешать татарский поэт?
Прежде всего, хочу сказать, что в Астрахани для татарского народа делается многое. В 2013 году открыли памятник народному поэту Габдулле Тукаю, в городе есть школа, которая носит его имя. Все это говорит о том, что в Астраханской области к татарам, к татарскому народу относятся с уважением. Памятник установлен не в центре, но в том районе города, где проживает много татар и они постоянно видят памятник сыну своего народа. Хочу отметить, что в дело увековечения его имени большой вклад внесли не только татары, но и те же ногайцы, и представители других народов.
Недалеко от этого места стоит старинная православная церковь. В свое время ее хотели снести. И как вы думаете? В защиту православного храма встали татары, именно они два раза спасли церковь от разрушения. Это исторический факт, реальные события. Этот случай все знают и помнят. Вот после всего этого, наверное, даже не надо доказывать, что в Астрахани царит настоящая дружба между народами, это единение не на словах, а на деле, и люди всегда готовы прийти друг другу на помощь.
А что касается памятника Тукаю, что же там произошло? Тогда ведь пострадал не только он, но и другие памятные объекты. Чего хотели вандалы? Посеять раздор между народами, настроить людей друг против друга? Может быть, и так… Такие лица, замышляющие зло, могут быть везде, не только в Астраханской области. Здесь же виновные были найдены, они ответят за содеянное. Думаю, именно опираясь на нормы закона, нам нужно повсеместно объяснять, что есть историческое наследие, исторические объекты. Неважно, какой они нации принадлежат, главное — заложенный в них смысл, их культурная ценность.
Астраханская область всегда отличалась активной татарской национальной культурной жизнью. Все мероприятия татарского культурного центра нацелены на сохранение языка, культуры. Какие традиционные мероприятия, акции у вас проходят?
Таких мероприятий очень много. Это Сабантуй, Джалиловские чтения, татарский КВН. Ежегодно ребята и девчата из Астрахани едут в Казань в лагеря молодежного центра «Идель», движения «Сэлэт». Они находят себе друзей, знакомятся. Мне очень нравится деятельность этих центров, они работают в правильном формате, каждый год у них новые увлекательные и полезные проекты. Это очень круто! Их стараниями воспитано уже не одно поколение молодых татар, неравнодушных к судьбе своего народа, готовых вкладывать что-то свое в сохранение нашей культуры.
Традиционное, большое ежегодное мероприятие астраханских татар — конкурс «Татар кызы». За десять лет минимум сто девушек — участниц конкурса более углубленно изучили родной язык, культуру, историю своего народа. Они открыли для себя этот удивительно красивый мир. Сто девушек… Возможно, не так много, но это сто будущих матерей, на кого возлагается задача по воспитанию нового поколения.
«Родители не пользуются возможностью дать ребенку родной язык»
Какие самые острые проблемы стоят перед татарами Астраханской области?
Да, мы проводим различные мероприятия, но они, к сожалению, не решают проблему на глубинном уровне… Сегодня татарский язык живет благодаря нашим бабушкам и дедушкам, наше поколение говорит на родном языке, но следующее за нами поколение все меньше использует язык матери, язык предков… В каком-то месте прервалась связь, передающая родной язык от поколения к поколению…
Сегодня законы в стране позволяют родителям просить школу организовать для своего ребенка изучение родного языка. Ничего сложного — надо просто написать заявление. Однако мы не видим такого желания у родителей. Есть возможности, но родители ими не пользуются. Оказывается, проблема в нас самих. Кого тут винить? Написал заявление — всё, ребенок будет изучать родной язык, знать его, говорить на этом языке, в будущем передавать его своим детям. Можно много и долго говорить о необходимости сохранить, развивать татарский язык, но первым делом надо начать с себя.
В Астрахани готовят учителей для преподавания татарского, казахского, ногайского языков. А кого учить, кому этот язык передавать? Мне кажется, нужно вести разъяснительную работу среди родителей. Также нужно расширять сферу применения татарского языка — больше проводить мероприятий разных форматов, праздники, вечера, представления, мастер-классы, кружки.
Тут важно, чтобы формат этих мероприятий был современным. Нельзя выпадать из современных трендов, надо идти в ногу со временем, развиваться так же быстро, как интернет, придумывать новые форматы. Надо успевать за молодежью, потому что они сейчас все схватывают на лету и время очень стремительно меняется. Проблема в нас самих. Если мы не используем даже имеющиеся возможности и ищем виновных в исчезновении языка, то это неправильно. Надо начать с себя.
Адель Ахметзянов
sntat.ru