Работорговля вплотную затронула такие народности Центральной и Западной Африки как мандинка, фула, сусу, ашанти и хауса, проживающие на территории современных Сенегала, Гамбии, Гвинеи, Сьерра-Леоне, Мали, Бенина, Ганы и Нигерии. Они стали ее непосредственными жертвами: банды работорговцев перекупали военнопленных у различных племенных вождей, которые устраивали нападения и похищения людей, настоящую «охоту за головами», и потом меняли их на стеклянные бусы и изделия из железа.
От числа этих рабов мусульмане составляли около 56,8% (данные по книге Slyviane A. Diouf, Servants of Allah: African Muslims Enslaved in the Americas, New York: New York University Press, 1998, p. 48.) среди которых было немало представителей интеллектуальной элиты: улемов, имамов и студентов медресе.
Это были образованные люди, которые читали и писали на арабском языке. Среди них были хафизы, которые по памяти от руки писали мусхафы Священного Корана. Это подтверждается и свидетельствами их хозяев, и записями английских колониальных чиновников. (Robert R. Madden, A Twelve Months Residenc e in the West Indie s During the Transition from Slavery to Apprenticeship, Vol. 1, Philadelphia : Carey, Lea, and Blanchard, 1835, pp. 99–101.)
Все это вызывало гнев рабовладельцев, и они стали насильно крестить своих рабов. Их действия были оформлены законодательно. Так, англиканский священник Джордж Бриджес из Колониального Союза Церквей – государственной организации, занимавшейся пропагандой христианства в английских колониях, заявлял, что за два года крестил 10 тысяч человек. (Michael Craton, Testing the Chains: Resistance to Slavery in the British West Indie s, Ithaca: Cornell University Press, 1982, p. 247).
Но даже он признавал, что рабы зачастую принимали крещение лишь формально, чтобы не вступать в конфликт со своими хозяевами и тайно продолжали исповедовать ислам.
Рабов¸ которые не желали креститься, посылали на самые тяжелые работы, часто лишая еды и отдыха.
Кроме этого рабовладельцы навязывали рабам браки только с рабынями-христианками или язычницами. Детей от таких браков сразу передавали на обучение протестантским пасторам.
Стоит отметить, что рабовладельцы запрещали рабам присоединяться к Англиканской церкви – официальной церковной деноминации Великобритании и американских колоний, так как не считали их полноценными людьми. Англиканская церковь оставалась церковью «только для белых».
Крещеных рабов причисляли к различным евангелическим деноминациям – методистам, «Моравским братьям», баптистам. (Richard Hart, ‘Slave s Who Abolishe d Slavery’ , in Blacks in Bondage, Vol. 1, Kingston: Institute of Social and Economic Research , 1980, p. 117.)
Свои действия рабовладельцы основывали, трактуя по своему Ветхий Завет. Они считали, что являясь «богоизбранными людьми», имеют право владеть рабами и распоряжаться ими по собственному произволу. Например, известный американский баптистский проповедник Ричард Фурман (1755-1825) говорил: «Право на владение рабами четко установлено в Священном Писании его предписаниями и примерами». (Michael Corbett and Julia Corbett Hemeyer, Politics and Religion in the United States (1999), page 95)
В настоящее время этой точки зрения придерживается ку-клукс-клан – организация, проповедующая превосходство белой расы в США.
Исследование генеалогических корней своей афроамериканской семьи побудила известного американского писателя Алекса Хейли написать автобиографический роман «Корни» (Roots: The Saga of an American Family) в котором он проследил фамильную историю на две сотни лет назад вплоть до африканских предков-мусульман, выходцев из Гвинеи. В 1977 году за эту работу Хейли был удостоен Пулитцеровской премии, а телекомпания ABC экранизировала ее.
В наши дни ислам особенно популярен среди чернокожего населения США, которое видит в нем религию своих далеких предков, истинное средство избавления от расовой дискриминации, и опору собственной идентичности.