Известный татарстанский историк и этнолог Дамир Исхаков заявил, что татары будут в ближайшее время важными игроками на «историческом поле».
«Россия должна быть кровно заинтересована включить в свое историческое поле наследие Золотой Орды. Это способ участия в центральноазиатских делах через историческую науку. А коллег я призываю консолидировать усилия, ведь наиболее важными игроками на историческом поле в ближайшее время будут два народа – казахи и татары», – цитирует историка казахский новостной портал caravan.kz.
Такая оценка роли татар вызывает оптимизм и слегка удивляет, так как в российских СМИ ученый куда как более осторожен в своих оценках будущего татарского народа. И все-таки, какова судьба этноса, который со времена Золотой Орды был одним из государствообразующих, и до сих пор не утратил этот статус?
Сейчас звучат разные прогнозы относительно будущего татарского народа. Одно время даже разрабатывалась стратегия его развития, но теперь о ней почти ничего не слышно.
Однако, татарский народ существует и его самосознание крепнет. Причем, самое любопытное, это делается, как бы естественным путем. С одной стороны, действительно, идет ассимиляция, татары, даже живущие в Татарстане, подчас плохо знают родной язык и не стремятся его изучать. С другой стороны, интерес к своим корням просыпается у тех, кто только вступает в жизнь – у молодежи.
Фактическое окончание обсуждения темы единства в многообразии и закрепление одного единственного народа в статусе государствообразующего меняет существующее положение дел. Пробуждение национального сознания одного пусть и самого большого народа обязательно повлечет за собой пробуждение и национального сознания других народов. Поддержка одной версии истории влечет за собой интерес и к ее альтернативным версиям.
И очень важно, что этот интерес уже возник среди мыслящей категориями будущего креативной молодежи. За молодежью будущее, и постепенно идет кристаллизация ядра этноса именно через ее активность, прежде всего культурную и интеллектуальную.
Конечно, и в этом процессе наблюдается разрыв поколений, который особенно бросается в глаза во время массовых мероприятий, где больше всего представлены два сегмента – пенсионеры, пришедшие вспомнить свою молодость, и молодежь, ищущая свою идентичность.
Стоит, однако, признать, что советская модель национальной идентичности, основанная на единстве общей цели – построения общества нового типа и равенстве наций, уходит в прошлое и за неимением лучшего перерождается в буржуазный национализм.
Однако надо отметить, что похожие процессы национального пробуждения происходили более ста лет назад, когда в ответ на неравноправное положение в Российской империи татары инстинктивно через нарождавшуюся национальную интеллигенцию нащупали свой концепт нации.
Тогда тонкий знаток национального вопроса и языкознания «большой ученый» товарищ Сталин частью перехитрил неопытных татарских товарищей, дав им ограниченную автономию, а наиболее «опасных», например, Султан-Галиева, уничтожил, оставив в партийном сленге лишь клеймо «султан-галиевщина».
Однако в новых условиях, обладая «послезнанием» о последствиях увлечения разными социальными теориями, новое поколение татар подходит с осознанием того, что меняющийся мир предъявляет новые требования к индивидуумам, которые должны провести ребрендинг этнической общности, учитывая изменившиеся правила.
«Тяга к корням» у думающей молодежи, ее умение думать креативно, независимость от устаревшей концепции наций времен СССР, присущая нынешнему партхозактиву, занимающему пока главные позиции в нацстроительстве, внушает татарам оптимизм и надежду на то, что, несмотря на все пертурбации, ядро этноса сохранится, и он достойно впишется в будущее.
Ильдар Мухамеджанов