Со 2 марта в широкий прокат выходит документально-художественный фильм «Ибн Фадлан», снятый Издательским домом «Хузур» Духовного управления мусульман Татарстана к 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии. Кинокартину, получившую ранее прокатное удостоверение в Министерстве культуры РФ, будут показывать в кинотеатрах уже начиная со 2 марта.
В основу фильма «Ибн Фадлан» легли путевые заметки арабского дипломата Ахмеда ибн Фадлана. Его путешествие в составе Багдадского посольства было связано с принятием ислама Волжской Булгарией в 922 году в качестве официальной религии. В картине чередуется документальное и художественно-постановочное повествование. В документальной части представлены интервью и комментарии экспертов. Консультантами фильма выступили директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор Института востоковедения РАН Аликбер Аликберов, директор Института истории им.Ш.Марджани Радик Салихов, старший научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН Вячеслав Кулешов и другие.
Как сообщила на пресс-конференции в Казани директор «Татаркино» Миляуша Айтуганова, стартует прокат «Ибн Фадлана» с показа картины в муниципальных кинотеатрах Татарстана. Показы начнутся со 2 марта в сети кинотеатров «Синема 5». В рамках «второй волны» прокат будет организован в кинотеатрах Российской Федерации, в частности, в Башкортостане, Саратове, Самаре, Оренбурге, Ижевске, Челябинске, Тюмени, Екатеринбурге, Новосибирске.
«Большой запрос на показ картины «Ибн Фадлана» поступил от мусульманских религиозных организаций, татарских общественных организаций со всей России в рамках Дней татарстанского кино или проката», – подчеркнула Айтуганова. Кроме того, кинопартнеры также заинтересовались прокатом картины в Турции. Уже подписано соответствующее соглашение, и в рамках празднования священного месяца Рамадан будут организованы показы «Ибн Фадлана» в Турции.
По словам Айтугановой, создатели картины рассчитывают на поддержку проката со стороны мечетей и мусульманских религиозных организаций. «Мы готовы показать фильм в любом формате для всех, кто желает посмотреть «Ибн Фадлан» на территории республики через Духовное управление мусульман РТ», – заверила она.
Генеральный продюсер фильма, режиссер по документальной Айназ Мухаметзянов отметил, что «Ибн Фадлан» включает в себя как документальный, так и художественный компоненты. «Игровые сцены снимались в павильонах Казани, Атнинском районе Татарстана, Астрахани. Документальную часть снимали как в Казани, так и Болгарах, Москве, Санкт-Петербурге, Узбекистане. Это был очень серьезный опыт для всех кинематографистов Татарстана. Работа проходила в очень сжатые сроки – снимали буквально за год. Использовалась, в том числе компьютерная графика. Проект хронометражем в 100 минут получился действительно интересным. Мы все очень довольны участием в нем», – подчеркнул он. В команду проекта входило много студентов и выпускников Казанского института культуры, которые получили колоссальный опыт работы в сложном проекте, уточнила Айтуганова.
Отметим, что для художественной части фильма были сняты постановочные игровые сцены с элементами реконструкций исторических событий 921–922 гг., героями которых являются Ибн Фадлан, правитель булгар Алмуш-хан и их окружение. В съемках различных эпизодов участвовали более 300 актеров массовых сцен. В процессе производства картины было сшито более 100 исторических костюмов, изготовлен реквизит порядка 50 видов. Среди предметов вооружения – мечи, щиты, копья, доспехи.
Картина стала фильмом-открытием Казанского международного фестиваля мусульманского кино 2022 года и вызвала ажиотаж среди зрителей. На КМФМК показы «Ибн Фадлана» были организованы четыре раза, и все они прошли с аншлагом. Эта картина – первый опыт татарстанских кинематографистов по воссозданию истории принятия ислама Волжской Булгарией. Картина награждена дипломом КМФМК-2022 за воплощение исторической значимости события. Фильм «Ибн Фадлан» был снят по заказу Группы стратегического видения «Россия – исламский мир» и при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования.