В Кремле намерены урезать полномочия главы президентского Совета по правам человека, путем изменения принципа формирования СПЧ. Об этом «Известиям» сообщили источники в администрации президента.
В Кремле считают неправильным, что глава СПЧ Михаил Федотов обладает исключительными полномочиями предлагать главе государства кандидатуры в состав Совета.
— Вообще непонятно, как Федотов протолкнул нынешнее Положение о совете. Почему узурпировал право предлагать президенту кандидатуры? — негодует собеседник в Кремле.
Особое недовольство Кремля вызвал тот факт, что Федотов провел своего рода тайное голосование среди членов совета: разослал анкеты с фамилиями из 60 человек — кандидатов на вхождение в СПЧ. Процедура оказалась настолько тайной, что о ней не знали даже в администрации президента.
В Кремле недовольны действующим Положением о совете по правам человека. В соответствии с документом, председатель СПЧ «вносит на рассмотрение президента предложения по составу совета». Но вот откуда берутся кандидатуры, по какому принципу их отбирает глава совета, — в Положении не сказано ни слова.
По словам источника в Кремле, Положение о совете может быть измененов сторону большей прозрачности механизма выдвижения тех или иных граждан.
В конце мая, когда был составлен список, каждый из членов Совета (включая тех, кто заявил о выходе оттуда) получил его по электронной почте и должен был высказать свое мнение о гражданах, фамилии которых фигурируют в анкете. Таким образом предполагалось, что «победители» голосования пополнят ряды СПЧ взамен ушедших членов. Если, разумеется, согласятся войти в список, представленный президенту.
Между тем в президентской администрации о вышеописанной «спецоперации» ничего не знали. Действия Федотова там считают некорректными — это похоже на междусобойчик.
«Вообще непонятно, как Федотов протолкнул нынешнее Положение о совете. Почему узурпировал право предлагать президенту кандидатуры?» — негодует источник в Кремле.
Сам глава СПЧ не отрицает, что лично приложил руку к тому, чтобы Положение стало таким, каким является сейчас: «Раньше состав совета определялся в администрации президента — кого хотели, того и приглашали. А глава государства этого человека в состав совета включал, — поясняет „Известиям“ Федотов. — Нынешнее Положение появилось с моим приходом (в 2009 году — „Известия“). Я представил президенту Медведеву предложения по новой редакции, и он с ними согласился. Я же все-таки юрист. Я сразу увидел, где в Положении слабые места. О председателе совета там вообще не было ни слова».
Что касается анкеты со списком потенциальных кандидатов в состав СПЧ, то считает, Федотов, он не обязан был ставить Кремль в известность о ее существовании:
— Совет работает в постоянном режиме каждый день, и если каждый день мы будемсогласовывать с кем-то в администрации свою работу, у них (в АП — «Известия») просто времени ни на что другое не останется.
Кроме того, подчеркивает глава СПЧ, он сам может «считать себя тоже представителемадминистрации президента»: «Моя общественная работа сводится к тому, чтобы быть председателем совета. А основная деятельность заключается в работе советником президента. И в этом смысле я вхожу в составадминистрации. Поэтому, если и надо что-то согласовывать, (относительно деятельности совета — „Известия“), то только со мной», — заключает Федотов.
Глава Московской Хельсинкской группы, член СПЧ Людмила Алексеева — на стороне Федотова. По ее словам, каждому представителю совета было предложено включить свои кандидатуры в список потенциальных претендентов на места в СПЧ. «В анкете было несколько граф: „очень полезен“, „полезен“, „не полезен“, „не знаю такого человека“. Тот список, который мы подаем, является консультативным», — утверждает правозащитница.
Однако, как выяснили «Известия», в «тайном голосовании» принимали участие не все члены СПЧ. Член совета Леонид Поляков никаких отметок в разосланной анкете не ставил:
— Я не стал брать на себя ответственность маркировать людей. Не считаю себя вправе за президента отмечать кого-либо.
Поляков согласен, что принцип формирования СПЧ надо изменить: «Если будет публичное обсуждение каждого кандидата от тех или иных общественных организаций, то это повысит легитимность совета, его статус в глазах общественности. У президента не будет оснований смотреть на это как на междусобойчик», — заявил он.
Другой член СПЧ, глава думского комитета по международным делам Алексей Пушков высказался более резко:
— Мы получили совет, который занимался почти исключительно политической правозащитной деятельностью, — сказал он «Известиям».
По мнению Пушкова, имеет смысл дать право партиям и общественным организациям предлагать свои кандидатуры в состав СПЧ.
Член Общественной палаты Анатолий Кучерена также критикует нынешний состав этого органа:
— Создан совет, который находится в конфронтации президенту… Да, там должны быть разные люди, в том числе которые спорят с главой государства, но спорят конструктивно. А когда идет спор президента с председателем совета через СМИ — то какой тогда это советник? Поэтому я считаю, по здравому смыслу должно быть так: не согласен — надо уходить, — полагает он.
К формированию СПЧ, считает Кучерена, нужно подключить Общественную палату.
«Зачем? — недоумевает Людмила Алексеева. — Если начинать советовать широким кругом лиц, то выяснение, кто достоин, затянется надолго. И тем противоречивее окажется окончательный список».
Федотов тоже считает, что для общественного обсуждения кандидатур существует ОП, две трети членов которой формируется обществом: «А у нас — президентский совет по правам человека, он „наполняется“ по совершенно иным принципам».
«Никакое Положение (в данном случае — Положение об СПЧ — „Известия“) не является догмой. И если общественность, и не только правозащитная, скажет, что что-то надо поменять, президент может предложения выслушать. Механизмы формирования совета должны быть более широкими и понятными», — настаивает собеседник «Известий» в Кремле.