Иди и смотри

1
Иди и смотри

В Самарской области по рекомендации регионального министерства культуры во всех кинотеатрах предлагается организовать бесплатный просмотр фильма режиссера Андрея Прошкина «Орда»

Такое в нашей недавней истории уже было. В год 40-летия Великой Победы, в 1985 году, на экраны вышел фильм Элема Климова «Иди и смотри». Талантливый, как и все остальные работы известного режиссера. Фильм, в название которого были вынесены слова из библейского «Апокалипсиса» (глава 6, стих 7), впервые в советском кинематографе невероятно правдиво и точно показал шокирующие, леденящие души сцены расправы гитлеровских оккупантов над беззащитными жителями белорусской деревни.
«Идти и смотреть» все это было очень тяжело, без слез из кинозалов выходили только люди с железобетонными нервами, но таких, помнится, встречалось немного. Во время демонстрации этого фильма у некоторых кинотеатров даже дежурили машины «Скорой помощи». Чувства содрогания от чудовищной человеческой жестокости и адских страданий ни в чем не повинных людей не покидают даже сейчас, почти через тридцать лет после той всесоюзной премьеры. Учитывая историческую и художественную ценность киноленты, власти тогда решили показать ее как можно большему количеству зрителей. Из трудовых коллективов людей отпускали на дневные сеансы, для студентов и школьников были организованы бесплатные просмотры…
И правильно сделали. Такие фильмы, несомненно, помогали прививать молодому поколению историческую память и узнавать истинную правду об истории страны. Во многом благодаря работе Элема Климова, смотревшее ее поколение адекватно воспринимает Великую Отечественную войну. Ну а новое поколение, как нам известно, смотрит совсем другие фильмы и впитывает в сознание совсем другие ценности. И, как прямое следствие, знания об истории своей Родины у него тоже соответствующие.
Фильм «Иди и смотри» 1985 года, от каждого кадра которого морозом веяло правдой, еще раз и очень крепко объединил наш многомиллионный народв исторической памяти о трагических страницах нашего прошлого. Вот в чем сила кино – самого важнейшего, как говорил Ленин, из всех искусств. Оно, кстати, и теперь, в новое время,  несмотря на стремительное развитие других средств информации, продолжает оставаться сильным орудием пропаганды и может, при определенных условиях, внести вклад в воспитание молодого поколения.
Вспоминая фильм Элема Климова, мы не случайно делаем упор на его объективность и правдивость. Эти два критерия в любую эпоху должны, по нашему мнению, всегда быть главными в работе художника. В том числе делающего кино, и особенно, когда его продукт претендует на фундаментальное историческое повествование, а потом рекомендуется для бесплатного просмотра гражданами такой страны, как Россия.
Наверное, после выхода  фильма Андрея Прошкина сто раз перевернулись в своих гробах исследователи Золотой Орды: дореволюционные российские и западные – В. В. Бартольд, В. Г. Тигенгаузен,  М.-Х. Френ, А. В. Терещенко, А. Рихтер, А. А. Гераклитов, К. Босворт, К. И. Невоструев, Н. Н. Фирсов и советские – академики Б. Д. Греков, Л. В. Черепнин, А. Ю. Якубовский, а также Л. Н. Гумилев и многие-многие их коллеги. Такая масштабная (и так искусно поданная) фальсификация истории редко встречается даже в наше время – абсолютной свободы искусства, когда оно зачастую переходит из сферы искусства в сферу обслуживания той или иной идеологии.
С критикой концепции постановки и идеи киноленты выступили современные известные татарстанские, казахстанские и башкирские ученые нашего времени, многие представители национальной общественности. Такую же позицию выразили и члены общественного совета Духовного управления мусульман Самарской области на заседании 23 апреля.
Управлять общественным сознанием мобилизуется кино разного вида. Монументальное, как фильм Лены Ригеншталь «Триумф воли» (1936 года) со впечатляющими кадрами ночных факельных шествий гитлеровских штурмовиков по Берлину и Нюрнбергу. Это в стране победившего нацизма.
В многонациональной и многоконфессиональной стране это можно делать иначе – путем искажения прошлого, сгущения красок, передергивания фактов, восхваления одного народа и унижения других. В киноверсии Андрея Прошкина (из серии «Православная энциклопедия» – как указано в первых титрах фильма) в истории Золотой Орды и ее взаимоотношений с русскими княжествами все перевернуто с ног на голову. Крупнейшее на евроазиатских просторах, уникальное по форме внутренней организации и внешнеполитических, династических связей средневековое государство, оказавшее сильнейшее влияние на формирование единого Московского государства, показано в виде скопища узкоглазых, вечно немытых, небритых, потных  и, судя по всему, вонючих дикарей. Они только и занимаются тем, что на забаву остальным, себе же подобным, отрубают головы русским пленникам и мимоходом режут им горло, а между всем этим едят человечину и мясо живых баранов. И дворцов никаких там нет – даже на прием к ханам европейские послы приходят в темные катакомбы, пробираясь через узкий лаз в три погибели, на четвереньках. Чтобы избавить человека от слепоты, ордынцы смазывают глаза больного… конским навозом. А православного  митрополита они подвергают таким истязаниям и мукам, что зритель невольно сделает вывод: по изощренности и бесчеловечности этих двуногих зверей превзошли, пожалуй, только немецкие фашисты с их индустриальными фабриками смерти. Еще русский князь даже у себя на родине всегда боится, что «московские татары ударят в спину». (Видимо, авторы имеют в виду предков таких деятелей российской истории, как Аксаковы, Кутузовы, Державины, Бахметьевы, Строгановы, Карамзины, Мансуровы, Сабуровы, Талызины, Юшковы, Апраксины, Мещерские, Дашковы, Юсуповы… Поскольку «многие (русские – прим. авт.) знатные фамилии ведут свое происхождение от Золотой Орды и казанских татар». (Список и цитата приводятся по изданию: Рихтер А. Исследование о влиянии монголо-татар на Россию. СПб., 1825. Стр. 39). И так далее…
…Крайне узкий круг наших соотечественников – потенциальных зрителей этого фильма знакомы с трудами ученых, которые перечислены выше. И знают, что Золотая Орда была развитым феодальным государством, существовавшим в средние века на большой территории от Сибири и до Крыма и объединявшим многие десятки разноплеменных народов. Что в середине ХIV века (времени, когда разворачивается действие фильма) в нем существовало более 100 городов. Многие из них были основаны ордынцами. К их числу относятся столицы Золотой Орды — Сарай и Новый Сарай в Нижнем Поволжье, Сарайчик в Западном Казахстане (на месте Уральска), Укек, что неподалеку от нынешнего Саратова, Азек (теперь Азов на берегу одноименного моря), Маджар (рядом со Ставрополем на Северном Кавказе) и многие другие. Некоторые из них – Астрахань, Карсун, Наровчат и другие существуют до сих пор. Что на месте городов Ульяновск, Октябрьск, Бугуруслан, Бузулук и Пугачев в период Золотой Орды, Казанского ханства и последующий период существовали татарские города. (Сведения взяты из изданий: И. Жуковский. Краткое обозрение достопамятных событий Оренбургского края, расположенных хронологически с 1246 по 1832 год. СПб, 1832.; Френ Х. Монгольский город на реке Волге.  Ставрополь, 1911. (Перевод А. А. Гераклитова); Невоструев К. И. О городищах древнего Волго-Болгарского и Казанского царства в нынешних губерниях Казанской, Симбирской, Самарской и Вятской. М., 1871.; Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии 1762 года. Оренбург, 1887.;
Некоторые специалисты считают, что и Самара, судя по всему, возникла на земле поселений ордынской эпохи, просто их следы затерялись при строительстве Самарской крепости-города и ее последующем расширении.
При ханах Узбеке и Джанибеке города Золотой Орды переживали расцвет. Возведенные здесь дворцы, мечети, караван-сараи, православные храмы, богатые кварталы знати и купечества, все более многолюдные поселения ремесленников превращали их средоточие экономической и культурной жизни евразийского континента. Сарай и Новый Сарай были крупнейшими городами мира. Ханы Золотой Орды находились в родственных связях с русскими князьями, византийским двором и другими династиями.
Золотая Орда постоянно менялась, многое заимствуя у мусульманского Востока: ремесла, архитектуру, баню, изразцы, орнаментальный декор, расписную посуду, персидские стихи, арабскую геометрию и астролябии, нравы и вкусы, более изощренные, чем у простых кочевников. Имела широкие связи с Анатолией, Китаем, Индией, Сирией и Египтом. Ордынская культура постепенно приобрела вполне определенный мусульманско-средниземноморский отпечаток.
Ордынские ханы проводили политику веротерпимости. «Наша православная церковь не испытала владычества монголо-татарского. Церковь была хранима народной ревностью и ханами, которые под смертною казнью запрещали своим поданным грабить и тревожить монастыри. Они освободили духовенство и церковный причт от всех податей. И каждый новый хан подтверждал сии исключительные права церкви, поступая как искусные политики, щадя то, что для народа всего драгоценнее». (Рихтер А. Указ. соч., стр. 37). Более того, что 1261 году в столице Орды – Сарае была учреждена православная епископия во главе с епископом Митрофаном…
С территорией Золотой Орды связано происхождение многих народов нашей страны, ее население оказало влияние на формирование многих из них: татар (особенно этнической группы мишарей, а также астраханских и сибирских татар), башкир, ногайцев, казахов (ныне живущих на территории левобережной от Волги части этого государства – Ак Орды), балкарцев и некоторых других. Именно оказало  влияние, но ни один народ современной России не является прямым историческим преемником населения Золотой Орды.
Но это знают немногие. Гораздо большее количество наших соотечественников получили и продолжают получать знания из школьных учебников, в которых история России сведена, по сути, к истории только русского народа.
Можно много говорить и писать о сложности и противоречивости взаимоотношений между Золотой Ордой и русскими княжествами, которые в русской официальной историографии получили название ига. Орда была классической империей, которая приобретала жизненное пространство, как и все другие империи до нее и после, путем военных походов, завоеваний и существовала за счет эксплуатации покоренных территорий. И еще надо помнить, что в истории никогда не было ослепительно белых, необыкновенно мягких и пушистых правителей. История человечества не зафиксировала ни одного такого факта.
Вот, к примеру, выдержка из исторического документа о взятии Казани войсками Ивана Грозного: «А побито во граде толико множество лежаша, яко по всему граду не бе где ступати не на мертвых… и по улицам костры мертвых лежаще стенами градными ровно; рвыжь на той стороне града полны мертвых лежаща, и по Казань реку и в реке и за рекою по всему лугу мертви погании лежаще» (Цитата по изданию: Кунцевич Г. З. История о Казанском царстве или Казанский летописец. Опыт историко-литературного исследования. СПб, 1905. Стр. 445).
Или можно вспомнить слова покорителя Средней Азии генерала Скобелева, устроившего массовую казнь женщин, детей и стариков в туркменской крепости Геоктепе, после ее захвата после изнурительной осады в январе 1881 года: «Я придерживаюсь того принципа, что продолжительность мира находится в прямой зависимости от резни, которую вы устраиваете врагу. Чем сильнее вы на них давите, тем дольше они сидят тихо”.
Но манипуляции создателей фильма «Орда» с историческими фактами – полбеды, история всегда была и остается предметом научных споров специалистов и людей, интересующихся прошлым. Намного хуже другое: режиссер и творческая группа (хотят они этого или нет) вбивают клин между двумя народами России, поскольку один из них (второй по численности) перенял историческое название части населения Золотой Орды. А оно, по Прошкину, есть скопище диких человекоподобных зверей, истязателей русских людей и митрополита Алексия и ничего в них человеческого нет. Вещи надо называть своими именами: ведь главные герои фильма «Орда» говорят на современном татарском языке (остальные почему-то на карачаевском). Это ли не намек на «историческую преемственность» тогдашних степных завоевателей и второго теперь по численности народа России?!.
Могли ли авторы избежать этого!? Легко, если бы следовали исторической правде и законам жанра. Во-первых, в Золотой Орде говорили на огузо-кыпчакском языке, давно не существующем. Во-вторых, в кино даже древнеримские императоры «говорят» на русском, английском и других современных языках и офицеры вермахта шпарят на «великом и могучем» не хуже рязанских и тамбовских мужиков. Всем все понятно и ни у кого не возникает вопросов. По такому же пути могли пойти Прошкин и его команда. Могли, если бы захотели, но цель, судя по всему, была другая…
Надо ли смотреть фильм «Орда», учитывая псевдоисторическую его форму и антитатарский и антимусульманский дух?! Обязательно. И для этого не нужно идти в кинотеатр на бесплатный просмотр, благо, фильм  выложен в сети Интернет. И каждый желающий может убедиться, что в общественной жизни страны, в которой температура ксенофобии растет с каждым днем, слова президента В. В. Путина «Ценности межнационального согласия – это не подарок предков на все времена, такие традиции надо постоянно поддерживать», оказывается, решают далеко не все. Есть в нашем обществе и другое, совершенно противоположное мнение и есть немало мастеров искусств и чиновников, которые готовы максимально растиражировать его и донести до широких масс.

Шамиль Галимов (газета «Азан» от 16 мая).

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. сильно написано, вот бы всем русским донести

Comments are closed.