Молодые люди, которые приобщились к религии, приобщились к хорошим поступкам, часто задают такой вопрос: «Как же сделать своё сердце утончённым? Как сделать его более чувствительным?» Т. е. речь идёт о чёрствости сердца, «толстокожести». Это очень важный вопрос. И люди, что задают этот вопрос, радуют тем, что обнаружили эту болезнь у себя и хотят бороться с ней.
Тогда как большинство мусульман, которые только знают, что они мусульмане, ещё не обнаружили у себя этот порок. Они просто этнически себя к мусульманам относят и страдают этой болезнью, сами того не зная. И вопросов подобных, конечно же, у них не возникнет.
Когда ты обнаруживаешь эту болезнь у себя – это очень хорошо. Это значит, что ты на истинном пути, ты обнаружил ту преграду, которая препятствует твоему приближению к Всевышнему Аллаху и поклонению Ему. Те люди, что не обнаружили болезнь, и лечения не ищут.
Лекарство, которое переводит мусульманина из состояния забвения в состояние поминания Всевышнего, ощущения взора Всевышнего Аллаха за собой. Это называется халят аш-шухуд – состояние, в котором человек обнаруживает, что сердце у него стало утончённым, чувствительным. Для этого единственное лекарство – систематическое поминание Всевышнего Аллаха, не только просто поминать, а проявлять усердие в этом, используя вирд.
Что же такое вирд? Вирд – это слово, которое имеет основание из Корана и хадисов, из жизни Пророка (мир ему и благословение) и сподвижников. Смысл этого слова таков: систематическое соблюдение определённых видов, форм поминания Всевышнего Аллаха, которые ты стараешься ни в коем случае не пропускать и ради Всевышнего соблюдать. Поминание Всевышнего только таким образом может избавить сердца от того наслоения, которое в Коране названо «ар-ран».
Сердца наши ржавеют, как ржавеет металл. Со временем, когда мы заполняем наши сердца мыслями о мирском или же когда мы совершаем грехи, сердце покрывается слоем, который назван в Коране словом «ар-ран». Он делает сердце чёрствым, и человек уже очень слабо чувствует проповедь проповедников, очень слабо влияют на него мысли о смерти и т. д. И таким образом, это становится причиной его отдаления от Всевышнего Аллаха.
Большинство из мусульман находятся в подобном состоянии в таком традиционном соблюдении этой религии. Религия для них – это традиция, если они молятся, то только физически – совершая поясные и земные поклоны, завершают молитву и возвращаются к мирской суете. Если наступит пост месяца рамадан, то они постятся только лишь пройдя через голод и жажду, при этом их души переживают совсем другое состояние. И также во время хаджа, мы знаем, сколько разных намерений тянет туда людей. И мало тех, которые, соблюдая эту религию, вникают не только в её форму, но и в её содержание.
Содержанием, духом поклонения, конечно же, является ощущение взора Всевышнего Аллаха, то, что мы называем смиренностью во время исполнения тех или иных предписаний Аллаха. Усердное поминание Всевышнего приводит нас в то состояние, в котором мы совершаем не форменные предписания, не становимся форменными мусульманами, а становимся истинными мусульманами, которые проходят через внутренние ощущения, через смиренность, когда они поклонятся Аллаху, да и вообще – когда совершают обыденные дела, то всегда ощущают взор Всевышнего Аллаха.
Когда человек поминает Аллаха усердно, он старается не упустить время и ни в коем случае не откладывать и своевременно выполнять долг поминания Всевышнего, посредством которого старается приблизиться к Аллаху, познать Его.
Если бы мы хорошо понимали суть аятов Корана, в которых Всевышний говорит, что уверовавшие – это те, кто усердно, систематически поминает Аллаха по ночам и на рассвете. В Коране сказано (смысл): «Они мало из ночи спят и при рассвете просят прощение у Всевышнего».
И вирд, который даёт наставник, обычно состоит из истигфара (просьба о прощении грехов), из поминания Аллаха и салавата (прославление Пророка (мир ему и благословение)). По этому поводу Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Воистину, я ощущаю слой на своём сердце и обращаюсь к Аллаху с просьбой простить мои грехи в течение дня 70 раз». Если Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит так о себе, то что остаётся нам? В хадисе, приводимом Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах), говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение), обращаясь к сподвижникам, сказал: «Обновляйте свою веру!» Сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), как же нам обновить веру?» Он сказал: «Вы чаще говорите слова «ля иляха илляллах» (Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха.) (Ахмад).
Значит, нашей вере свойственно ослабление. Потому что человек в этой жизни сталкивается с множеством вещей, которые ослабляют его веру. А для её укрепления надо чаще говорить «ля иляха илляллах».
Великие имамы призывают тех людей, кто систематически совершают какое-то богослужение (вирд), чтобы они его возмещали, если пропустят. Имам ан-Навави говорит: «Если человек занимается поклонением Всевышнему посредством поминания (зикр) днём или ночью и если он его упускает, то очень желательно возместить». Это важно.
Второй праведный халиф Умар бин аль-Хаттаб (да будет Аллах доволен им) говорит: «Тот человек, который проспал свой вирд или часть из него, потом исполнил его между утренней и полуденной молитвами, то ему будет записано это, как будто бы он совершил его ночью».
Сподвижники Пророка (мир ему и благословение) проявляли особое усердие в поминании Всевышнего Аллаха и применяли особые средства. Однажды, заходя в дом, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) увидел, что его жена Сафия поставила перед собой четыре тысячи семян и поминает посредством них Аллаха. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение)восхвалил её рвение и стремление, одобрил её поступок и даже подсказал некоторые слова, чтобы она продолжала поминание Аллаха.
Также от одного из великих сподвижников Абу Дарда (да будет доволен им Аллах) приводятся достоверные сведения о том, что у него был особый мешочек, в котором он держал косточки фиников сорта «аджва», посредством них он поминал Всевышнего после утреннего намаза.
Приводятся также сведения о том, что у сподвижника Сада были особые круглые камешки, на которых он так же поминал Аллаха. Ещё достоверно приводится, что у Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) была нить с тысячами узлов, на которых он также исполнял свой долг – поминание Всевышнего.
Это всё говорит о том, что эти люди считали себя нуждающимися в излечивании своих сердец поминанием Всевышнего, прославлением Посланника Аллаха (мир ему и благословение).
В число слов, которые укрепляют, утончают сердца уверовавших, приближают к довольству Аллаха входит прославление Посланника Аллаха (мир ему и благословение) – салават. Ибо Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Воистину, Аллах и Его ангелы прославляют Всевышнего Аллаха и вы, о те, которые уверовали, прославляйте его».
Что же такое салават? Это обращение к Всевышнему Аллаху с мольбой возвышения Посланника Аллаха (мир ему и благословение) в степени, в положении перед Ним. Многие из хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение) указывают на особое вознаграждение, которое даётся за чтение салавата. Но важно следующее. Абдуррахман бин Авф говорит: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) вышел, и я последовал за ним, он направился в сторону пальмового сада, приступил к молитве и очень долго задержался в земном поклоне, что меня насторожило, и я начал беспокоиться: вдруг что-то стало с Посланником Аллаха (мир ему и благословение). После молитвы, увидев мою настороженность, он сказал мне: «Что с тобой, о Абдуррахман?» Я сказал: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда ты долго задержался в земном поклоне я испугался». И тогда он сказал: «Ко мне пришёл Джабраил (мир ему) и сказал: “Обрадовать ли тебя доброй вестью? Всевышний Аллах говорит: «Того, кто прославит салаватом Моего Посланника (мир ему и благословение), Я прославлю, того, кто поприветствует Моего Посланника (мир ему и благословение), Я поприветствую»”» (Насаи, Ибн Хиббан). Наверное, для того, чтобы убедиться в необходимости частого прославления Посланника Аллаха (мир ему и благословение), одного этого хадиса было бы достаточно.
Еще Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал: «Приблизился Судный час, поминайте Всевышнего Аллаха». В это время один из присутствующих спросил: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословление)! Я прославляю тебя очень часто, сколько мне это делать?» Пророк (мир ему и благословление) ответил: «Сколько тебе угодно». Он сказал: «Тогда я буду четверть всего моего времени прославлять тебя». На что Посланник Аллаха (мир ему и благословление) ответил: «Прославляй, сколько хочешь, чем больше будешь прославлять, тем больше будет благо для тебя». И этот сподвижник сказал: «О, Посланник Аллаха (мир ему и благословление)! Я всё своё время буду проводить, прославляя тебя». Тогда Пророк (мир ему и благословление) изрёк: «Этим тебя Аллах избавит от невзгод, переживаний и простит твои грехи».
Иногда мы слышим и такие фразы: «Разве Посланник Аллаха (мир ему и благословление) нуждается в том, чтобы мы очень часто прославляли его? Ведь он прославлен Всевышним, он на своём заслуженном уровне, независимо от того, прославляем мы его или нет?» Дело в том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословление) – это тот посредник, посредством которого до нас дошёл Коран, религия Ислам, мы познали единобожие и стали поклоняться единому Аллаху, посредством которого приобретаем спасение и в этом мире, и в вечной жизни. Всевышний Аллах учит нас, чтобы мы были благодарными людьми, и у каждого мусульманина есть долг пред Посланником Аллаха (мир ему и благословление).
Прославляя его, мы отдаём должное Посланнику Аллаха (мир ему и благословление), который нас спас от заблуждения. Есть сведения, что в любом случае, какой бы раб Всевышнего не прославил Посланника Аллаха (мир ему и благословление), ему об это становится известно, и он довольствуется этим.
Давайте мы вспомним аят Корана, в котором Всевышний Аллах говорит (смысл): «Твой господь предписал тебе поклоняться только Ему и оказывать добро своим родителям, ≤…..≥ ты скажи: о Аллах, прояви милосердие к моим родителям, как они проявили своё милосердие ко мне». Вы думаете, родители за то милосердие, что оказали своим детям, за те тяготы, что испытала мать, не получат вознаграждения у Аллаха независимо от того, попросит их дитя у Аллаха милосердие для них или нет. Независимо от этого, они получают свою награду, за всё то, что они делают детям. Но Всевышний Аллах всё-таки призывает детей, чтобы они просили у Него милосердия для их родителей, ибо это долг детей перед родителями. Прославление Посланника Аллаха (мир ему и благословление) – также долг каждого мусульманина. Всякий раз, когда мы поминаем Посланника Аллаха (мир ему и благословление), должны прославлять его словами «салляллаху аляйхи васаллям».
В заключение хотелось бы ещё раз напомнить, что без систематического поминания мы ничего не добьёмся, а для этого нужно каждый день выделять особое время для поминания Всевышнего Аллаха.
“Ислам.ру”.