Тинчуринский театр Казани собрал у себя национальные труппы страны.
На нынешнем фестивале очень много спектаклей, посвященных историям, о которых в общероссийском масштабе разговаривать уже не принято. Зрителей знакомят с татарскими, русскими, марийскими, даргинскими, абхазскими и хакасскими национальными шедеврами.
– Если уж по-честному, то и не все современные школьники не всегда знают общие и конкретно национальные истории, которые ставятся на сцене театра. Рано говорить обо всех, но в тех спектаклях, которые мы уже успели просмотреть, подняты очень неудобные исторические темы. Что будет дальше – мне очень интересно, – говорит театральный критик из Санкт-Петербурга Оксана Кушляева.
Директора театра Фанис Мусагитов рассказал, что этот фестиваль пользуется большой популярностью. В этом году его участниками стали 8 коллективов. А конкурс был три театра на место. Отбор проводит специальная комиссия.
– На самом деле количество мест зависит и от времени проведения фестиваля. Раньше он проводился в середине сентября, ко дню рождению Карима Тинчурина. А в этом году мы отмечаем 85-летие театра, поэтому хотели завершить фестиваль этим праздником, – заявил Мусагитов.
Оказалось, что после 1998 года история мероприятия приостановилась вплоть до 2012 года. Именно тогда было принято решение возобновить его.
– Сделали фестиваль национальным, потому что такого еще не было. Мы подумали, он помог бы раскрытию некоторых проблем национальных театров и драматургии, – объясняет собеседник.
В результате труппы, в которых эта проблема была особенно актуальна, обращаются к переводам пьес других национальностей или поднимают те, произведения, которые были написаны десятки лет назад. Чтобы в будущем разрыва между эпохами не было, театры должны серьезно задуматься над воспитанием нового поколения писателей, считает Мусагитов. На фестивале как раз идет обсуждение тех путей, по которому должны следовать коллективы.
– В Казани с этим все не так плохо. Нужно знать одно: для драматургов должна быть мотивация. Они ведь пишут только тогда, когда мы ставим их произведения на сцене. Поэтому мы должны научиться работе в тандеме. Если режиссерам в написанных работах что-то и не нравится, нужно вместе сесть и разобрать все недочеты. Главное – это движение, в бездействии ничего не получится, – считает директор театра.
Примечательно, что каждый фестиваль привлекает все новых участников. В этом году Абхазский театр имен Чанба приехал впервые. Режиссер Мадина Аргун говорит, что это для них настоящий праздник. Хотя несколько лет назад, в послевоенное время, в стране царили тяжелые времена, и люди думали лишь о том, как и чем прокормить семью.
– Сейчас в нашей стране театральная культура возрождается и зрительский интерес намного возрос. У нас в республике 4 театра и я с читаю, что поскольку все население Абхазии составляет 300 тысяч, то у каждого есть зритель и посещаемость у нас вполне неплохая. К тому же, круглый год мы открыты для туристов. Для них особенно интересен национальный театр. Мы очень благодарны тому, как нас встретила республика. Организаторы фестиваля работают в правильном русле, и мы хотели бы их поблагодарить за хорошую площадку обмена опытом, – говорит Мадина Аргун.
Перед самым выступлением Марийского театра им. Шкетана мы поговорили с его главным режиссером Романом Алексеевым. В отличие от абхазцев, марийцы участвуют на фестивале уже во второй раз.
– Я бы не сказал, что национальная драматургия совсем не развивается, но таких больших полотен, по которым мы ставим спектакли, пока нет. Может быть, молодым драматургам не удается полностью осознать то время, в котором мы живем и отобразить его в виде пьесы. Но у нас в театре раз в два года проходит конкурс драматургии, и молодые писатели приносят работы на отбор. Мы определяем трех ведущих авторов, пьесы которых входят в репертуар нашего театра, – отмечает он.
В этом году традиционно фестиваль открыли спектаклем театра организатора. На этот раз зрителю показывали «Последнюю пьесу» Карима Тинчурина. Режиссер театра Рашид Загидуллин также, как и критик Кушляева считает, что в этот раз спектаклях поднимаются важные исторические темы, обращенные к истории единого народа.
– История – вот что объединяет многонациональную Россию. Поэтому и фестиваль должен быть таким. А как проявить свою национальность, если не через историю и язык?! Это две составляющие творчества любого театра, – уверен Загидуллин.
А вот говорить о том, насколько глубок кризис национальной драматургии режиссер считает преждевременно.
– Потому что фестивали всегда проходят по-разному. Если в прошлый раз, откровенно говоря, было несколько слабых работ, которые занимались развлекаловкой, то в этом году, я смотрю, все очень серьезно, – заключил Рашид Загидуллин.