51 фильм, 25 стран мира, более 12 тысяч зрителей. В этом году он расширил свою географию. Всё громче о себе заявляет и татарстанский кинематограф: республика была представлена во всех номинациях.
Председателем жюри в этом году стал режиссёр Владимир Меньшов. Победителей объявили накануне на торжественной церемонии закрытия. Чем фильмы фестиваля удивляли зрителей и критиков, и попадут ли они когда-нибудь на многочисленные экраны кинотеатров – узнавала Полина Кастрицкая.
Лучшим фильмом этого года жюри признало кыргызскую историческую ленту – “Курманжан Датка – Королева гор”. Между тем, кино в Кыргызстане активно развивается только последние лет пять – и сейчас находится на подъёме. В год там выпускают больше 30 фильмов. При этом все кинотеатры, студии и фонды – государственные.
Своё кино хотят смотреть и в Татарстане. На показы в этом году было не прорваться: залы не могли вместить всех желающих. Фильмом-закрытием стала национальная премьера “Белые цветы” Рената Аюпова по мотивам одноимённого романа Абсалямова.
Татарстан в этом году, как и в прошлом, был представлен во всех номинациях. А на первых фестивалях показывать было нечего! И если на прошлом фестивале выиграла только татарстанская анимация, то на этот раз у нас сразу две победы.
В полнометражной документалистике лучшей была признана работа Дениса Красильникова “Война непрощённых” – об антифашистском батальоне “Идел-Урал”. Лучшая короткометражная игровая лента – “Хлопнул дверью и ушёл” Салавата Юзеева. Специальным призом “Тюрксой” отмечен фильм Фарида Давлетшина – “Рудольф Нуриев. Рудик”.
Казанский спецприз получила документальная лента “Под знаком любви. Композитор София Губайдуллина в Казани”. Это дебют выпускника Казанского университета культуры и искусств Степана Белова.
Развитие кино в Казани отметил и председатель жюри, режиссёр, обладатель премии “Оскар” Владимир Меньшов.
По словам Владимира Меньшова, в кинопроизводстве можно было бы объединить силы Татарстана и Башкортостана. Но чтобы эти фильмы шли в кинотеатрах – для этого нужно менять систему проката.
Та же проблема – в Казахстане. Там кинематографисты хотят выйти с законодательной инициативой – по примеру Франции.
Пока же многие фильмы увидеть можно только на фестивалях, подобных казанскому. В этом году организаторы получили рекордное количество заявок – 700, из 53 стран. В конкурсную программу вошёл 51 фильм.
Третий год подряд наблюдаю фестиваль в динамике. Лучший в мире и в России, потому что получается мировой уровень с огромной географией охвата.
Критики и участники отмечали: картины фестиваля очень разные, но их объединяет духовность, серьёзные общечеловеческие темы, ценность семьи и человека.
На фестивале представлено кино некоммерческое. Главные требования к фильмам – чтобы в них не было пошлости и агрессии. Пока эти картины не конкурируют с попкорно-развлекательным кино, но следующим шагом организаторы планирут сделать продвижение фестивальных картин в прокат.