Российский Минфин подготовил проект положительного отзыва правительства на депутатский законопроект о проведении с 1 февраля 2023 года двухлетнего эксперимента по внедрению исламского банкинга на территории Дагестана, Чечни, Башкортостана и Татарстана. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в министерстве. Позиция министерства направлена в ЦБ, Росфинмониторинг, Минюст и Минэкономразвития, добавил собеседник агентства.
Напомним, в конце сентября группа депутатов во главе с руководителем комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым внесла в парламент законопроект «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах РФ» (№198584-8).Предполагается, что участники экспериментального режима вправе предоставлять денежные займы юридическим и физическим лицам без взимания вознаграждения в виде процентов, финансировать физические и юридические лица путем заключения договоров купли-продажи (в том числе недвижимого имущества) с условием о рассрочке. Участник эксперимента не вправе взимать вознаграждение в виде ссудного процента, финансировать деятельность, связанную с производством или торговлей табачной, алкогольной продукцией, оружием и боеприпасами, игорным бизнесом.
Минимальный размер капитала участника эксперимента, который при этом не является кредитной организацией, некредитной финансовой организацией, устанавливается с 1 января 2023 года в 10 млн рублей; с 1 января 2024 года – в 25 млн рублей. В случае продления срока эксперимента с 1 января 2025 года – на уровне 40 млн рублей; с 1 января 2026 года – 55 млн рублей; с 1 января 2027 года – 70 млн рублей.Приобрести статус участника экспериментального правового режима вправе кредитная организация, некредитная финансовая организация, юридическое лицо, зарегистрированное в форме потребительского общества, фонда, автономной некоммерческой организации, хозяйственного общества или товарищества.
Исламский банкинг содержит ряд запретов и ограничений, к примеру, запрет на выплату процентов (риба) и производные от него процентные сделки; запрет на сделки с условиями неопределенности (гарар); запрет на финансирование точно определенных секторов экономики: игорный бизнес, производство свинины, алкогольной продукции; условия разделения риска получения прибыли и убытков между финансирующей стороной и клиентом по совершаемым сделкам; условия проведения финансовых сделок на основе реальных активов или операций с данными активами. Также необходима обязательная идентификация лежащих в основе сделки реальных активов.