Домой Жизнь татар Татары в России и в мире Минниханов предупредил Путина о катастрофе

Минниханов предупредил Путина о катастрофе

0

Регионам хронически не хватает денег на строительство и ремонт дорог. Где их взять?

Президент Татарстана Рустам Минниханов вчера на заседании Госсовета в Новосибирске предложил Владимиру Путину ряд принципиально новых решений для увеличения объема финансирования дорожной сферы, в том числе и повышение цен на бензин на 1 рубль, который должен целевым образом идти на дорожное строительство. По наблюдению «БИЗНЕС Online», Минниханова поддержали коллеги-губернаторы. Кроме того, президент Татарстана представил интересный расклад о том, как в стране можно было удвоить объем дорожного строительства.

«КАК ИХ ОКРАСИТЬ, ЧТОБЫ ОНИ НА ДРУГИЕ ЦЕЛИ НЕ УШЛИ?»

Госсовет в Новосибирске собрал вчера министров, глав регионов, представителей бизнеса. Открыл заседание сам Путин — говорил о необоснованном росте цен на стройматериалы, о неупорядоченном движении большегрузов, об устаревших строительных нормах. Рустам Минниханов выступал вторым и его доклад, прозвучал в унисон с обозначенными президентом России проблемами. Нормативным требованиям в стране не отвечают 53% федеральных дорог (около 25 тыс. км) и 63% региональных (около 315 тыс. км). В ещё худшем состоянии находится муниципальная сеть — это в основном грунтовые дороги. При этом ежегодно парк автомобилей увеличивается на 6% (или 3 млн.), а объем вводимых ежегодно новых дорог остается на прежнем уровне — 2,2 тыс. км. Регионам катастрофически не хватает средств — фактические затраты не превышают 200 тыс. рублей на километр в год, а это лишь 15% от норматива.

«В соответствии с вашим поручением, уважаемый Владимир Владимирович, до 2022 года необходимо удвоить темпы дорожного строительства и довести его объёмы до 42 тысяч километров, — напомнил Минниханов. — По предварительным оценкам, российскими регионами планируется ввести лишь около 30 тысяч километров дорог. Для выполнения поставленной задачи по удвоению объёмов строительства субъектам дополнительно потребуется 100 миллиардов рублей ежегодно. Таких средств в бюджетах регионов на сегодняшний день нет».

Более того, регионы в этом году не дополучат 91 млрд. рублей из-за снижения акцизов на нефтепродукты, которые полностью «шли на места». Минфин РФ обещает компенсировать выпадающие доходы, но это лишь сохранит текущий уровень финансирования. «Кроме того, поступление акцизов по регионам идет ниже прогнозов. Что касается Татарстана, мы в этом году можем недополучить 2 млрд. рублей, Самарская область — 1,5 млрд. Прогнозные цифры были взяты завышенные», — сказал президент РТ. Чтобы исправить ситуацию, по его мнению, надо принять несколько решений. Во-первых, направить в региональные дорожные фонды средства, полученные со взимания платы за проезд по федеральным дорогам грузовиков массой свыше 12 тонн. «Осенью следующего года данный закон начинает работать. И в дальнейшем рассмотреть вопрос взимания платы со всех грузовых транспортных средств», — сказал Минниханов.

Во-вторых, Минниханов предложил «непопулярную меру»: «Один рубль на все виды ГСМ или добавить, или когда будем снижать — оставить. Чтобы эти средства пошли на дороги местного значения. В любом случае, других источников — а мы обсуждали с коллегами — не видно». «А как их окрасить, чтобы они на другие цели не ушли?», — спросил Путин Минниханова.

Они окрашиваются, потому что деньги приходят целевым в дорожный фонд, и целевым мы эти деньги направляем в муниципальный дорожный фонд», — ответил тот. Отметим, что уже после выступления Минниханова поддержал губернатор Забайкальского края Константин Ильковский, который сообщил — из-за сокращения акцизов, из которых формируется дорожный фонд, из трех лет выпадает целый год. Компенсирует ли их Минфин? И подтвердил, что «деньги тут сто процентов окрашены». Путин даже переспросил: «Что по поводу предложения Рустама Нургалиевича?» «Мы его поддерживаем, безусловно».

Однако довольно осторожно высказался вице-премьер РФ Аркадий Дворкович.

«Да, заложенные акцизные прогнозы оказались завышены…», — начал он. «Намного», — добавил кто-то из зала. «Из-за изменения баланса бензинов 3, 4, 5 классов. Причина понятна. Если мы этот рубль добавим, если мы положительно рассмотрим вопрос Рустама Нургалиевича, тогда, конечно, это компенсирует потерю и такой проблемы не будет. Но мы не можем просто в бюджете просто так заложить большую цифру, просто потому, что у нас такой прогноз неправильный». Больше к этому вопросу на заседании не возвращались…

 «СТРОИТЬ СЛОЖНЫЕ ДОРОГИ НЕТ НИКАКОЙ НЕОБХОДИМОСТИ»

Рустам Минниханов попросил также не усложнять получение регионами межбюджетных трансферов и укрупнить дорожные фонды до уровня муниципальных районов и городских округов. По действующему законодательству, Татарстан должен создать дорожные фонды на уровне каждого поселения — получается, что в республике необходимо сформировать 936 дорожных фондов. «Сегодня на поселенческом уровне, Владимир Владимирович, это невозможно. Коллеги подтвердят», — сказал он и опять же на примере республики заявил — через существующие 43 муниципальных района РТ и два городских округа «система нормально работает».

Можно изменить ситуацию и с сельскими дорогами, если не усложнять самим себе положение. Минниханов рассказал о разработке в РТ регионального стандарта проектирования сельских дорог, рассчитанного на дороги с интенсивностью менее ста автомобилей в сутки, что ниже пятой, облегченной категории, с облегченным покрытием. «Изменения проезжей части с 6 до 4,5 метра, с разъездными карманами, с использованием двух видов покрытия — асфальтобетонного или щебеночного, что позволяет значительно снизить стоимость строительства дорог, — перечислял Минниханов. — Если стоимость километра дороги пятой категории была 16,5 млн. рублей, то в первом случае это 9,5 млн. рублей, а если мы делаем щебеночную дорогу — это 4,5 млн. рублей. Если меньше ста машин, строить сложные дороги нет никакой необходимости».

Подобный стандарт Минниханов предложил разработать и в других регионах, причем, такой подход уже одобрен минтрансом и требует лишь согласования в ГИБДД. Кстати, в республике на подобных экспериментальных дорогах с 2011 года не произошло ни одного ДТП.

Необходимо решить вопрос перевода грунтовых дорог в категорию дорог с твердым покрытием, считает Минниханов. Этому могли бы способствовать типовые конструкции с учетом особенности каждого региона. «На сегодня данная работа классифицируется как реконструкция и влечет за собой длительную процедуру согласования. Для экономии средств необходимо разрешить осуществление такого перевода в рамках программы ремонта. Это позволит сэкономить средства на прохождение экспертизы и проектных работах», — заявил Минниханов и привел пример. В масштабах страны для соединения 46 тыс. населенных пунктов необходимо построить 235 тыс. километров дорог. Для этого требуется примерно 3 трлн. 900 млрд. рублей. При использовании щебеночного покрытия данная сумма сократится и будет в три раза меньше. «Таким образом, мы могли бы решить задачу по удвоению объемов строительства», — сказал президент Татарстана.

Кстати, это предложение Минниханова Дворкович поддержал — в части строительства сельских дорог надо отдать полномочия регионам, «чтобы они сами решали, какие и в каком виде строить».

ИЗЫМАТЬ ЗЕМЛЮ НАДО ПРОЩЕ И БЫСТРЕЕ

Какие еще проблемы назвал Минниханов Путину? Слишком длительна и сложна процедура изъятия земель под строительство «жизненно-важных объектов». Тут опять можно использовать европейский опыт и изымать землю в безусловном порядке на основе схемы терпланирования, федеральной целевой программы или отдельных решений, конечно же, с предварительным уведомлением владельца. Если же владелец участка оспаривает цену выкупа земли в суде, строительство не останавливать. «Мы очень много сил тратим на эти хождения по оформлению земель», — признался Минниханов.

Позднее губернатор Самарской области Николай Меркушин подтвердил Путину — и земли изымать сложно, и владельцы участков, которым когда-то бесплатно достались «советские коммуникации», ждут когда регионы при строительстве дороги их будут менять. А вынос коммуникаций иногда доходит до 30% от стоимости всего участка дороги.

Есть вопрос с кадрами, продолжил Минниханов и предложил ввести систему предквалификационного отбора проектировщиков, чтобы не допустить на рынок «организации с низкой квалификации». «Или они принимают технические решения, которые удорожают объект, или делают ошибки, и принимают не те материалы, которые нужны. Вопрос проектировщиков очень важен», — сказал президент РТ.

Необходимо разрешить строить дороги по местным стандартам. Сейчас государственная экспертиза такие проекты не принимает. Однако, когда речь идет о сельских дорогах, а не о каких-то «сложных конструкциях», можно закрепить право выбора экспертизы за заказчиком-застройщиком.

Минниханов напомнил, что через год — 15 ноября — вступает в силу положение о взимании платы с транспорта тяжелее 12 тонн за проезд по федеральным дорогам. «Необходимо распространить действие данного закона и на региональные дороги. Если мы только по федеральным дорогам будем принимать такое решение, то все грузовики пойдут по региональным дорогам. И это будет катастрофа!», — предупредил Минниханов. В качестве аргумента он привел такие данные — ежегодный ущерб от перегруза составляет 2,5 трлн. рублей.

Минниханов предложил также ввести лицензирование деятельности, связанной с перевозкой тяжеловесных и крупногабаритных грузов. А за перегруз ввести единую ответственность для водителя — перевозчика — грузоотправителя. «Прошу передать эти вопросы в зону ГИБДД», сказал Минниханов.

В завершении президент РТ попросил Путина определить пилотные регионы. Очевидно, вскоре республику ожидают громкие перемены, пусть даже и введённые в порядке эксперимента.

Фото и видео: kremlin.ru
Видео: vesti.ru

 http://www.business-gazeta.ru/article/116336/

Справка

Кто и что еще говорил на госсовете по автодорогам

Президент России Владимир Путин

«До конца 2018 года нам предстоит реализовать еще один сложнейший мостовой проект — переход через Керченский пролив».

«Полагаю, что правительству надо подумать о разработке специальной программы развития скоростных магистралей и о механизмах поддержки таких проектов на региональном и муниципальном уровне».

«Еще одна проблема — необоснованный рост цен на так называемые инертные дорожно-строительные материалы. Проще говоря, гравий, песок, щебень и т.д.».

Министр транспорта РФ Максим Соколов

«Без финансового обеспечения в целом дорожной отрасли, кардинально переломить ситуацию не удастся и предложение об увеличении расходов на эти цели примерно на 100 млрд рублей позволило бы увеличить объемы ремонта дорог, в первую очередь региональных и местных, и, по оценкам экспертов, к 2023 году выйти на 60% протяженности региональной сети дорог, которая соответствовала бы нормативным транспортно- эксплуатационным показателям. То есть практически в 2 раза улучшить ее теперешнее состояние»,

Глава ВТБ Андрей Костин

«У нас, у банков у всех ведущих, возникла проблема, связанная с предоставлением гарантий для выполнения подрядных работ по строительству инфрраструктурных проектов…В итоге по этому году я ожидаю, что потери ведущих российских банков составят десятки миллиардов рублей… После этого (предоставления банковских гарантий) заказчик фактически спит спокойно, потому что всю ответственность несет банк, в том числе ответственность за нарушения и ошибки, которые возникают при проектировании. Много примеров, когда тендер выигрывается сначала по одной документации, затем идет пересмотр стоимости. В итоге банки налетели сегодня на очень большие потери ».

Президент компании «Сибмост» Альберт Кошкин

«Процедура (изъятия земельных участков у жителей при строительстве инфраструктурных объектов) не только сложная, но и длительная, так как часто возникает конфликт интересов между заказчиком и владельцами из-за цены участка. Судебные тяжбы длятся до полутора лет, и от этого страдает стройка и затягивается сроки ввода объектов. Хотелось бы, чтобы в законодательном порядке эта процедура была упрощена и сроки изъятия участка сокращены».