Международная выставка Moscow Halal Expo стартовала в четверг на территории Всероссийского выставочного центра, собрав свыше 100 компаний не только из России, но и из Индонезии и Саудовской Аравии.
Начавшаяся с традиционного чтения Корана церемония открытия продолжилась выступлением председателя Совета муфтиев России (СМР) Равиля Гайнутдина. Глава религиозной организации рассказал присутствующим о том, что “серьезная работа” по продвижению “идеологии развития халяльной индустрии” в России началась в 2002 году после его личной встречи с президентом Владимиром Путиным (прим. – в том же году был создан Международный центр стандартизации и сертификации “Халяль” СМР).
“Мы сегодня находим полную поддержку и понимание со стороны высшего руководства страны, министерств, ведомств, и правительства Москвы, и мы благодарны им за это”, – сказал муфтий Р. Гайнутдин.
Заместитель главы СМР Рушан Аббясов со своей стороны отметил, что сфера индустрии халяль сегодня активно развивается, и показательным в этом плане является то, что “наша выставка в этом году выросла еще 30 процентов участников “.
От имени правительства Москвы выступил Юрий Артюх, руководитель департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями Москвы. По его словам, успешная политика в межнациональной сфере в числе наиболее приоритетных задач, стоящих перед столичными властями. “Для правительства Москвы нет более желанной, более значимой задачи, чем сохранение мира, стабильности, процветания и взаимопонимания между конфессиями, народами, проживающими в Москве. Для того чтобы жить в мире и согласии, люди должны знать традиции, обряды и каноны друг друга”, – пояснил Ю.Артюх.
Экспозиция нынешней выставки изобилует разнообразием товаров, подтверждая тот факт, что понятие “халяль” не ограничивается сугубо продуктами питания, а охватывает все сферы жизни человека. Одежда, аксессуары, косметика, ювелирные украшения, сувениры, предметы интерьера, восточные сладости, мясная продукция, исламская литература – это и многое другое можно увидеть на Moscow Halal Expo. Причем изделия некоторых компаний-производителей в розницу возможно будет приобрести только во время выставки. Кроме того, присутствуют стенды исламских финансовых организаций, фондов, дизайн-бюро, туристических компаний.
Тем не менее, несмотря широкое освещение выставки в специализированных СМИ, в первый день мероприятие посетило лишь незначительное число людей. Из-за этого многие участники выставки, уплатившие немалые средства за аренду, остались недовольны, ведь их цель – не только продемонстрировать здесь свою продукцию, но и осуществить продажи. Однако они не теряют надежды, что к выходным посетители все же подтянутся.
Для ювелирной компании Fillart из Санкт-Петербурга, специализирующейся на производстве украшений из серебра по вполне демократичным ценам, нынешнее участие в выставке стало первым. “Мы привезли две коллекции, ориентированные на мусульман. В “Арабески” представлены кольца и подвески с исламской символикой. “Мелодия вечности” – это изделия в растительном стиле, покрытые горячей ювелирной эмалью”, – рассказал представитель Fillart.
Самый интересный, во всяком случае, для женщин – стенд модного дома “Фирдаус” супруги главы Чечни Рамзана Кадырова Медни. Многие представленные здесь платья еще вчера можно было наблюдать на высоком подиуме, сегодня же их может купить любой желающий, ну или почти любой. Дело в том, что эти платья самые дорогие – их стоимость начинается от 200 тысяч рублей. Однако, глядя на изысканные ткани и дорогую фурнитуру, даже сомнения не возникнет, что они того стоят. На днях “Фирдаус ” откроет свой первый магазин в Москве, расположится он в ТЦ “Старт”. Помимо дорогих нарядов от “кутюр” там будут представлены и повседневные платья по куда более приемлемым ценам – от 5-8 тыс рублей.
“Наше направление – исламская одежда светского видения, соответствующая менталитету мусульманской женщины: прикрытая, не сильно облегающая, но в то же время красивая. Используются современные ткани, покрой. Нашу одежду покупают не только мусульманки и не только в России. У нас уже есть постоянные покупательницы из стран Европы, включая Францию и Италию”, – рассказывает дизайнер “Фирдаус” Зарина Яхаева.
Что касается готовых свадебных платьев, то за них в любом случае придется раскошелиться, самое дешевое обойдется в 80 тысяч. Правда есть возможность сшить платье на заказ, предварительно обговорив имеющуюся в наличии сумму. “Бывает, что клиенту нравится одно платье, но его финансовое положение не позволяет сделать такую покупку. В этом случае он может назвать сумму, которой он располагает, и мы предлагаем ему изделие именно на эту сумму. Но от этого платье будет не менее красивым и качественным. У нас деликатный подход ко всем клиентам, мы находим общий язык с любым клиентом”, – отмечает чеченский дизайнер.
Также модницы смогут ознакомиться на выставке с новой коллекцией российского мусульманского дизайнера Резеды Сулейман, которая с 2010 года выпускает одежду под своим именем. “Коллекция “Прованс” продолжает прошлую тему Франции. Платья в ней выполнены из натуральных тканей, включая хлопок, штапель, шифон, шитье в прованских цветах – зеленый, фиолетовый, терракотовый, салатовый”, – рассказывает дизайнер.
Еще один яркий стенд принадлежит созданной в 2005 году иранской компании “Султан”. Занимается она продажей сувенирной продукции, ковров ручной работы и изделий из серебра, в точности повторяющих древние предметы искусства. Цены варьируются от 300 рублей за кошелек или коврик для мыши до 50 тысяч за нарды, изготовленные по старинной технологии.
Представленная на выставке дизайн-студия “АлмазАрт” занимается продвижением мусульманских проектов в полиграфии и в сети Интернет, начиная от создания и поддержки сайтов и заканчивая рекламой, изготовлением буклетов, расписаний намазов. Не так давно компания запустила проект IslamClick.Ru, представляющий собой мусульманскую тизерную сеть. “С каждым днем исламских компаний становится все больше, и перед ними возникает вопрос размещения рекламы, – рассказывает генеральный директор “АлмазАрт” Алмаз Абдурахманов. – Многие обращаются в различные рекламные агентства. Однако зачастую такая реклама не удовлетворяет требования клиентов-мусульман, поскольку публикуется либо рядом с рекламой, не отвечающей нормам ислама, либо на не посещаемых мусульманами сайтах. Мы же создали сеть, которая позволяет продвигать рекламу целенаправленно среди мусульманской аудитории, такая реклама сама по себе носит нравственный характер».
Другой бесспорно заслуживающий внимание стенд принадлежит компании “Смитта” из г. Георгиевска Ставропольского края, продукцию которой уже по достоинству оценили в Объединенных Арабских Эмиратах, в Дубае у нее даже есть собственное представительство. Компания занимается изготовлением изделий из овчины, в частности, молитвенных ковриков для молитвы. Правда, ковриками в обычном понимании, их назвать весьма сложно. Некоторые из них похожи на настоящие произведения искусства с кожаными вставками, перфорацией и шитьем, а цена доходит до 30 тысяч рублей.
“Мы контролируем процесс, что называется, с головы барана. Для производства молитвенных ковров используется лучшая шерсть овец породы Мерино, которую мы закупаем в Австралии, Новой Зеландии и ЮАР. В этих странах происходит выделка, затем материал поступает в Россию, где на наших предприятиях осуществляется его вторичная обработка, крашение и пошив, – говорит представитель компании “Смитта “. – 90% процентов ковров для намаза отправляются в ОАЭ. Когда мы впервые туда приехали, нас пригласили на центральное телевидение. Такого ведь нигде нет, для людей меховые ковры из России были очень интересны. Недавно к нам обратилась администрация шейха Зайда с предложением, но перед тем как заключить контракт нас строго попросили собрать всю документацию и сертификаты. Мы эти требования успешно выполнили, переговоры продолжаются”.