Салям алейкум, дорогие апалар, сестры, друзья! Сегодня хочется поговорить с вами о том, как от некоторых вопросов, касающихся фикха и акиды, не впадать в ступор и не начать сомневаться.
Когда, например, спрашивают «можно ли закят и садака пересылать через банк?» — из постановки самого вопроса уже возникает тревожное состояние и голова начинает сомневаться. Раз возник такой вопрос, значит, вполне возможно, что нельзя, потому что в банках нечисто, проценты, ростовщичество. И думает человек: нет уж, лучше не буду рисковать, не стану отправлять деньги.
И в этот самый момент — знайте — шайтан сделал свое дело! Вы не послали садака или закят. Человек остался один на один со своим тяжким положением. Вас очень хорошо переключили с важного и главного на второстепенное.
А главное в закяте — чтобы он дошел до того, кому он предназначен. Закят — это перераспределение и балансирование финансовых возможностей людей. Для того, кто имеет столько имущества, с которого требуется давать закят — излишек не принадлежит ему, это не его средства, они — удел того, кто испытывает недостаток. И нужно срочно из переполненного сосуда перелить в начинающий пустовать, иначе переполненный может лопнуть (многих лишние средства портят — все об этом знают), а пустой сосуд тоже от напряжения начнет трескаться.
Так закят и стал фардом — нигде жизнь не должна останавливаться, потому что мы, люди, сообщающиеся сосуды. И никто в этой связке не выше другого: нет благодетеля, есть благодарные. И тот, кто дает, и тот, кто берет — выражают благодарность.
Закят — спасение обоих от беды. Одного — от пресыщения, другого — от голода.
А теперь включаем логику. Закят должен найти своего адресата и дойти до него. Деньги, предназначенные для закята, не становятся священными бумагами — они те же деньги. Денежная артерия — это банки. Отправляем их тогда с бисмиллях тому, кто нуждается, пусть Всевышний примет, аминь!
Если перед вами стоит мост, построенный представителем не вашей религии, он не перестает быть от этого мостом и никому не запрещается его использовать, так ведь? Банковская система — тот же мост. Другое дело, если вы втихаря кладете деньги на депозит и собираете проценты с надеждой получить выгоду. Но в такие игры мусульмане не играют.
Обычно вопросы, ставящие в ступор, имеют своим источником такие направления в мусульманском мире, которые отличаются категоричным неприятием других мнений и многих современных социальных и финансовых институтов.
Те учебные заведения, которые финансируются такими организациями, в итоге всегда вносят смуту в сознание добропорядочных верующих. Будьте осторожны. Каждый обязан понимать, из какого источника пьет воду. Знания — та же вода. Или даст жизнь, или отравит.
Если бы эти организации были искренними, то в приоритете открыли бы школы, например, в Мавритании, где 4,5 миллиона мусульман-суннитов живут в такой убогости, что становится до боли стыдно за всех верующих мира.
Закят, садака, фитр — давайте деликатно людям вашего близкого окружения, не дожидаясь их обращения к вам, например, за долгом или помощью. Если чувствуете, что где-то возникла проблема, где-то трещит, а у вас есть возможность, быстренько избавьте другого от сложностей: заплатите за его учебу, за его квартиру, за лечение. Если не доверяете деньги, например, оплатите по счетам за коммуналку — вот вам садака!
Почему нужно ориентироваться на ближний круг и помогать ему? Именно его надо укреплять! Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) начал призыв к Исламу со своих близких. Надо укреплять фундамент рядом с собой: родственники, соседи, друзья, знакомые, село, город и т.д. Когда создается единство, люди в нем становятся сильнее — каждый по отдельности и все вместе.
Как написала эксперт по исламскому банкингу, в арабских и пакистанских банках закят даже рассчитывается и списывается с депозитов автоматически. А в мусульманских странах раньше ходили сборщики закята и потом через казну распределяли нуждающимся категориям, поэтому логично, что эти деньги можно переводить.
Представьте сейчас такое — ваша троюродная сестра осталась во время карантина в другой стране, вы хотите использовать свой закят как помощь путнику, а путник без средств. И вы не посылаете деньги только потому, что закят предпочтительнее отдавать в руки?
Пошлина за пересылку денег не вычитывается из закята, а оплачивается отправителем дополнительно.
Во всех этих вопросах важен правильный искренний ният (намерение).
Всем благостного Рамадана!
azan-syzran