Месяц Рамадан – это время для усердного поклонения. Помимо этого, для каждого верующего в этом месяце есть безграничные возможности заработать большую награду. Также в этом месяце постящемуся придётся воспитать своё терпение.
Слово «терпение» (сабр) в переводе с арабского языка означает «удерживание», «отказ», «воздержание». Терпение верующего бывает трёх видов:
1. терпение перенести то, что предписано Всевышним Аллахом;
2. терпение удерживать себя от грехов и от всего запретного;
3. терпение в повиновении предписаниям Всевышнего Аллаха.
Если в другое время нам приходится проявлять только один из видов терпения, то в месяц Рамадан от верующего требуется проявление и воспитание в себе всех трёх видов терпения.
В это время каждый мусульманин должен остерегаться грехов, выполнять свои обязательства перед Господом и быть терпеливым в испытаниях. Если постящийся не проявляет хотя бы один из этих трёх видов терпения, он теряет вознаграждение за свой пост.
В этой статье мы расскажем о некоторых ошибках, которые совершает постящийся. Эти ошибки препятствуют полноценному соблюдению поста и мешают верующему получить вознаграждение за своё поклонение.
Некоторые в месяц Рамадан меняют свой режим и проявляют при поклонении пассивность, которой они не проявляли прежде. У таких постящихся весь день с утра до вечера проходит в ожидании момента разговения. В таком положении они даже не думают заняться никакими благими делами и поклонениями, все их мысли заняты только ожиданием ифтара.
Они стараются просто убить время и отвлечь себя от голода, считая часы и минуты до вечернего азана. При наблюдении за такими людьми создаётся такое впечатление, будто для них пост является лишь отказом от пищи и питья, а не частью духовного совершенствования и роста.
Убивая время, постящийся теряет вознаграждение, которые он мог бы заработать в этот благословенный месяц, будь он более терпеливым и целеустремлённым. А ведь смысл поста заключается не в том, чтобы отказаться от еды и питья, полноценным пост в месяц Рамадан может быть только тогда, когда постящийся отказывается не только от еды и питья, но и от всего недозволенного и нежелательного.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ لَمْ يَدَعْ قَوْلَ الزُّورِ وَالعَمَلَ بِهِ، فَلَيْسَ لِلَّهِ حَاجَةٌ فِي أَنْ يَدَعَ طَعَامَهُ وَشَرَابَهُ
«Если кто-либо во время поста не оставит лживые речи и дела, соответствующие этим речам, то у Аллаха нет нужды в том, чтобы такой человек отказывался от своей еды и питья». (Бухари, 10903; Абу-Давуд, 2362; Ибн Маджа, 1689; Тирмизи, 707)
Основной целью лишения тела и души наслаждений является воспитание нафса и обретение благого нрава. Однако у некоторых людей голод и жажда, наоборот, вызывают чувство озлобленности.
Это ещё одна ошибка, которую допускает постящийся. Несмотря на то, что человек соблюдает пост, он может поругать кого-то, сорваться на ближних, вести себя агрессивно. Хуже всего, что виновником своего некрасивого поведения он называет чувство голода.
По идее это чувство должно укротить гнев верующего и придать ему терпения, а на самом деле всё происходит наоборот. Какая польза от такого поста? Вознаграждение за пост такого человека предназначен, скорее, для тех, кого он обижает по причине своей агрессии.
Постящемуся в этот благословенный месяц следует проявлять больше усердия в поклонении и послушании Аллаху; сносить обиды, чинимые людьми, не ссориться и не повышать голос. Посланник Аллаха ﷺ рекомендовал постящемуся молчать и проявлять максимум выдержки и терпения даже в тех случаях, когда его ругают, обижают и поносят.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
الصِّيَامُ جُنَّةٌ فَلاَ يَرْفُثْ وَلاَ يَجْهَلْ، وَإِنِ امْرُؤٌ قَاتَلَهُ أَوْ شَاتَمَهُ فَلْيَقُلْ: إِنِّي صَائِمٌ مَرَّتَيْنِ
«Пост является щитом, и пусть постящийся избегает всего непристойного и не ведёт себя подобно невеждам, если же кто-нибудь (попытается) завязать с ним ссору или станет бранить его, пусть дважды скажет: “Поистине, я пощусь!”». (Бухари, 1894; Муслим, 1151)
Только следуя этим рекомендациям Пророка ﷺ, верующий может получит полноценную награду за свой пост. Поэтому постящемуся лучше молчать, чем произносить то, в чём заключается вред или в чём нет пользы и необходимости, тем более в этот благословенный месяц.
Ещё одной грубой ошибкой постящегося является чрезмерность в употреблении еды как во время разговения, так и во время сухура. К сожалению, многие подвержены этой привычке, и так получается, что они в те дни, когда соблюдают пост, потребляют больше еды, чем в обычные дни.
Голод ослабляет силу человеческих страстей, возвышает дух, смиряет сердце. Когда человек подавляет его набиванием желудка, он как будто обнуляет то благо, которое приобрёл за весь день голода. Такой человек подобен путнику, который с большим трудом взобрался на вершину горы, но тут же скатился вниз.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ говорил:
لِلصَّائِمِ فَرْحَتَانِ: فَرْحَةٌ عِنْدَ فِطْرِهِ وَفَرْحَةٌ عِنْدَ لِقَاءِ رَبِّهِ . وَلَخُلُوفُ فَمِ اللصَّائِمِ أَطْيَبُ عِنْدَ اللَّهِ مِنْ رِيحِ الْمِسْكِ
«Постящегося ждут две радости: одна при разговении, а другая — при встрече с его Господом, и, поистине, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса». (Муслим, 1151)
Как известно, совершение таких ошибок лишает постящегося радости, ибо он не испытал на себе в полной мере благодать и тяготы поста. Ведь пост должен смягчать сердца, побуждать к доброте, дарить человеку хорошее самочувствие, учить быть терпеливым и экономным.
Чтобы получить эту радость и блага Рамадана, постящийся должен искренне покаяться и с чистым сердцем соблюдать свой пост, не совершая ошибок и воздерживаясь от всего запретного и порицательного так, как нам указал Пророк ﷺ.
Те же, кто избегает того, что умаляет результаты его трудов, не только насладятся чувством удовлетворённости и радостью от выполненного долга в мирской жизни, но и возрадуются своим делам ещё раз – уже в будущей жизни.
Муслим Абдулаев