Об исламе в газете обкома КПСС
Год назад не стало Вагиз-хазрата Яруллина.
Вся история татарского духовно-национального возрождения нового времени в нашем крае связана с именем многолетнего руководителя мусульманской общины Самарской области Вагиз-хазрата Яруллина. В эти октябрьские дни 2021 г. вспоминается один из эпизодов бурной общественной жизни конца 80-х гг….
… Тогда все было впервые и вновь. Или после долгого-долгого перерыва. Так, в начале 1989 г. в Куйбышеве при участии мусульманской общины был создан татарский культурный центр “Туган тел”, вскоре такая же организация появилась и в Тольятти. При огромном стечении народа начали проводиться татарские национальные праздники – “Играй, гармонь!”, Сабантуй… Мусульманское общество города подняло вопрос о строительстве в городе новой мечети, вовсю шла подготовка к открытию татарской воскресной школы. С каждым месяцем или даже с каждым днем этот многосторонний процесс набирал обороты. Летом широко отмечалось 1100-летие принятия ислама на Волге. И здесь небывалое зрелище: приезд больших делегаций из Турции, арабских стран, мероприятия на государственном уровне в Татарской и Башкирской АССР, грандиозное театрализованное представление на Центральном стадионе Казани, первый мусульманский сбор в Шахри-Булгаре… Потом, чуть позже – в сентябре у нас, в Куйбышеве, в Доме политического просвещения обкома партии научная конференция, посвященная этой дате,.
Словом, менялось все, причем очень быстро, буквально на глазах. И мы, энтузиасты татарской культуры, были не только свидетелями, но и активными участниками этих событий. В такой обстановке всеобщего подъема возникла также идея опубликовать в главной газете области – “Волжская коммуна” материал о жизни мусульман, рассказать подробнее о приходе в наш край мусульманской религии, первом государстве современных татар – Волжской Булгарии и вообще привлечь интерес общественности к явлениям, которые происходят в нашей общине. Орган обкома КПСС лучше всего подходил для этого, ведь газеты и журналы тогда , в доинтернетную эпоху, наравне с телевидением и радио, были средствами действительно массовой информации. Их выписывали в абсолютном большинстве семей, их читали и из них черпали информацию о всех сторонах жизни страны и зарубежных стран. Тем более, партия сама пришла в движение и нет-нет да и начала искать и находить новые
подходы к окружающему ее миру. Хотя происходило это не сразу и зачастую со скрипом.
Идею не сразу, а немного подумав (видимо, посоветовавшись с товарищами), поддержала завотделом “Волжской коммуны” Л. Ш. Шафигуллина. Вообще, благодаря тому, что отделом партийной жизни областной партийной газеты в тот момент заведовал наш человек, наш план был реализован. Лилия-апа (она два года назад окончила земной путь) настойчиво занималась нашим вопросом и довела его до решения.
О том, как непросто это было, свидетельствует тот факт, что публикация готовилась к печати… почти два месяца. Первый вариант пришлось доработать, во второй внести изменения, в треттем сократить несколько абзацев, а в четвертом сделать важные пояснения и так далее. “Это убрать, а вот это добавить, про это совсем не следует писать…”– такие и другие подобные пожелания автор стал получать при подготовке материала. Указания шли с самого верха – от секретаря обкома по идеологии. Хотя перестройка широко шагала по стране, за год до этого уже прошло празднование 1000-летия крещения Руси, религиозная тематика с трудом пробивала дорогу в газеты, на радио и телевиидение.
И после каждого посещения обкома партии и очередной правки в текст я шел к Вагиз-хазрату в мечеть на Малом Тупике или домой, на 2-ю Радиальную улицу, и мы вместе дорабатывали материал, шлифовали предложения, придумывали такие фразы, чтобы донести до читателя свои мысли и в то же время чтобы не было, как тогда говорили, политических ошибок.
А “ценные указания” от начальства доносили непосредственно работавшие со мной консультанты идеологического отдела обкома КПСС М. Г. Федоров и Р. Ш. Шакиров. И то, что в самом важном госоргане управления работали именно такие люди, следовало считать еще одним случаем везения. Они подошли в вопросу неформально, а с душой. Не случайно потом Михаил Глебович Федоров, тоже покойный уже, человек высочайшей культуры, не один год ведал в областной администрации вопросами государственно-религиозных отношений и много сделал для того, чтобы они приняли нынешний организованный и стройный хакрактер. Ну а Рашит Мигдатович, историк и журналист, до сих пор в строю,
теперь плодотворно работает в национальной печати, он ведущий автор журнала “Самар татарлары”, наш добрый советчик во многих вопросах.
…В конце концов 15 августа 1989 г. наш материал под названием “Опередить друг друга в добрых делах. Интервью с имам-хатыбом религиозного общества мусульман гор. Куйбышева Вагизом Яруллиным” увидел свет. Интервью получилось таким, каким могло получиться в тех условиях. Но оно стало для читателей самой читаемой в области газеты, по сути, настоящим ликбезом по исламу – первым за многие-многие десятилетия Советской власти.
Шамиль Галимов, куратор татарских историко-культурных проектов, член Союза журналистов Российской Федерации